Маккавейские книги
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье\ЭЕЭ |
+ | | ТИП СТАТЬИ = 1 | ||
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
Строка 13: | Строка 14: | ||
}} | }} | ||
+ | '''Маккавейские книги''' (I, II, III, IV) - четыре [[Апокрифы|апокрифических]] сочинения различного происхождения, включенные в состав [[Септуагинта|Септуагинты]] (и поэтому вошедшие далее в состав Православной и Католической Библии в качествем[[Второканонические книги|второканонических]]), объединенные общей темой противостояния евреев преследованиям эллинистических царей; лишь две первые книги посвящены собственно восстанию [[Маккавеи|Маккавеев]]. | ||
- | + | == I книга Маккавеев == | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
+ | I книга Маккавеев — один из ценнейших документальных источников, наряду с «[[Иудейские древности|Иудейскими древностями]]» [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]] подробно описывающий ход восстания в Иудее против деспотии [[Селевкиды|Селеквидов]]. | ||
+ | |||
+ | Книга освещает события от восшествия на престол Антиоха IV Эпифана (175 г. до н. э.) до гибели Шимона Хасмонея (135 г. до н. э.) и прихода к власти его сына Иоханана Гиркана I. Книга является главным, а в некоторых случаях — единственным историческим источником по этому периоду. После краткого введения, посвященного завоеваниям Александра Македонского, автор переходит к царствованию Антиоха Эпифана и деятельности еврейских эллинизаторов, анализирует причины, приведшие к восстанию, и подробно излагает его историю. Имя автора неизвестно, однако есть все основания полагать, что он был очевидцем описываемых событий. Изложение отличается высокой степенью объективности, хотя ясно, что симпатии автора на стороне Хасмонеев, которых он рассматривает как Богоизбранных избавителей Израиля (5:62). По своим религиозным взглядам автор, по всей видимости, принадлежит к кругам фарисеев. В книге широко используются документальные (включая письма из официального архива) и литературные источники. | ||
+ | |||
+ | I книга Маккавеев была написана на библейском иврите, но оригинальная версия, по-видимому, утрачена в весьма ранний период (лишь в 11 в. был выполнен обратный перевод с греческого варианта на иврит). | ||
+ | |||
+ | По своему стилю I книга Маккавеев примыкает к историческим книгам Библии. Подобно книге Иеhошуа бин Нуна и книге Судей Израилевых, она содержит многочисленные поэтические вкрапления (оплакивание Маттитьяhу — 2:7–13; молитвы — 3:18–22; 4:30–33; 7:41–42; гимн — 14:8–15). Вместе с тем обнаруживается также влияние стиля книги Эзры и Нехемии, сказывающееся, в первую очередь, в цитировании исторических документов. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == II книга Маккавеев == | ||
+ | |||
+ | II книга Маккавеев является сокращенной версией исторического сочинения в пяти книгах на греческом языке, написанного Ясоном из Кирены (2:23–28), по всей видимости, современником описываемых событий. | ||
+ | |||
+ | После пространного введения, посвященного деятельности сторонников эллинизации, послужившей непосредственной причиной восстания, следует история войн Иеhуды Маккавея вплоть до его победы над силами Никанора. | ||
+ | |||
+ | II книга Маккавеев написана в традициях эллинистического исторического жанра: стиль отличается богатой орнаментацией, повествование характеризуется риторическими приемами, драматизацией и патетикой, значительное место занимают рассказы о чудесных событиях и вмешательстве Провидения. Книга обладает выраженной пропагандистской направленностью. Основная идея автора — страдания Израиля являются Божественным наказанием за прегрешения и призваны очистить народ и предостеречь его в будущем. Впервые иудаизм представлен как антипод эллинизма (2:21; 8:1; 14:38), а греки — как варвары, предающиеся грабежам и разбою (4:8, 23, 32, 42; 5:16). Сила евреев — в исполнении заповедей (в первую очередь — в соблюдении субботы; 6:11; 8:26; 12–38) и в готовности к самопожертвованию во имя веры (6:18 и след.; 7). По своим взглядам автор близок к фарисеям. | ||
+ | |||
+ | В книге описываются несколько важных теологических концепций, как, например, молитвы за умерших. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == III книга Маккавеев == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | III книга Маккавеев, написанная по-гречески, по-видимому, в 1 в. до н. э., формально не связана с предыдущими двумя. В ней описывается гонение на евреев во времена египетского царя [[Птолемей IV Филопатор|Птоломея IV Филопатора]], и она содержит легенду, призванную объяснить существование у египетских евреев летнего праздника, напоминающего Пурим. | ||
+ | |||
+ | В III книге Маккавеев рассказывается, как Птолемей IV Филопатор (221–204 гг. до н. э.) пожелал войти в Иерусалимский храм, однако Бог, услышав молитву первосвященника, воспрепятствовал этому. Разгневанный царь решает выместить свой гнев на александрийских евреях, в частности, приказав им под страхом смерти пройти посвящение в культ Диониса. Большинство евреев Александрии отказались служить языческому богу, за что царь решил умертвить всех евреев Египта. На согнанных со всей страны на александрийский ипподром евреев были выпущены слоны, которых поили вином, однако Бог обратил их против царских воинов. Царь раскаивается и устраивает празднество в честь чудесного спасения египетских евреев. | ||
+ | |||
+ | События, как они описываются в III книге Маккавеев, исторически неправдоподобны, сама легенда обнаруживает прямое влияние книги Эсфирь, а упоминаемые исторические факты заимствованы из различных источников (история о слонах рассказанаИосифом Флавием в сочинении Против Апиона 2:53–55, однако относится к другому царю из династии Птолемеев; попытка царя проникнуть в Храм упоминается во II МК., 3). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == IV книга Маккавеев == | ||
+ | |||
+ | |||
+ | IV книга Маккавеев представляет собой философскую проповедь, составленную, по-видимому, в 1 в. н. э., на тему «благочестивый разум побеждает аффекты». | ||
+ | |||
+ | После вступительного рассуждения в стоическом духе о природе разума и видах аффектов и рассмотрения исторических примеров способности разума контролировать их, автор переходит к примерам «наших дней» — мученической гибели жертв гонений Антиоха Эпифана. | ||
+ | |||
+ | IV книга Маккавеев— первоклассный образец сочинения в стиле «азиатской» школы и единственный значительный сохранившийся образец греческой риторики в еврейской литературе. Другая отличительная черта — переплетение греческой философии и традиционных еврейских мотивов. Моральные конфликты иллюстрируются библейскими примерами, а библейские законы представлены как практические средства стоического самовоспитания и классифицированы в соответствии с основными добродетелями, которые они помогают выработать. В результате место стоического мудреца занимает богобоязненный человек, а героизм трактуется как стойкость в страдании, которая представляет собой победу разума над аффектами и, в конечной перспективе, низвержение власти тирана. Мотивация мученичества — в верности законам Бога, который вознаградит мученика и обречет безбожного царя на вечное наказание. Проповедь определенно была предназначена для публичного произнесения, возможно, в день поминовения жертв антиеврейских гонений. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | == Влияние на христианство == | ||
+ | |||
+ | Книги Маккавеев были канонизированы христианской церковью вместе со всей Септуагинтой, однако протестантские церкви исключили их из канонической Библии. Книги Маккавеев оказали влияние на христианскую концепцию мученичества, которая, однако, принципиально отличается от еврейской ([[Киддуш hа-Шем]]) тем, что в последней мученичество как таковое не служит объектом стремления. | ||
Строка 34: | Строка 75: | ||
[[pl:Księgi Machabejskie]] | [[pl:Księgi Machabejskie]] | ||
[[pt:Livros dos Macabeus]] | [[pt:Livros dos Macabeus]] | ||
- | [[sv:Mackabéerböckerna]]{{WikiCopyRight}}[[Категория:требует категоризации]] | + | [[sv:Mackabéerböckerna]] |
+ | |||
+ | {{WikiCopyRight}} | ||
+ | |||
+ | |||
+ | [[Категория:требует категоризации]] |
Версия 19:19, 9 июля 2011
Источник: | ||||||||
|
Маккавейские книги (I, II, III, IV) - четыре апокрифических сочинения различного происхождения, включенные в состав Септуагинты (и поэтому вошедшие далее в состав Православной и Католической Библии в качествемвтороканонических), объединенные общей темой противостояния евреев преследованиям эллинистических царей; лишь две первые книги посвящены собственно восстанию Маккавеев.
Содержание |
I книга Маккавеев
I книга Маккавеев — один из ценнейших документальных источников, наряду с «Иудейскими древностями» Иосифа Флавия подробно описывающий ход восстания в Иудее против деспотии Селеквидов.
Книга освещает события от восшествия на престол Антиоха IV Эпифана (175 г. до н. э.) до гибели Шимона Хасмонея (135 г. до н. э.) и прихода к власти его сына Иоханана Гиркана I. Книга является главным, а в некоторых случаях — единственным историческим источником по этому периоду. После краткого введения, посвященного завоеваниям Александра Македонского, автор переходит к царствованию Антиоха Эпифана и деятельности еврейских эллинизаторов, анализирует причины, приведшие к восстанию, и подробно излагает его историю. Имя автора неизвестно, однако есть все основания полагать, что он был очевидцем описываемых событий. Изложение отличается высокой степенью объективности, хотя ясно, что симпатии автора на стороне Хасмонеев, которых он рассматривает как Богоизбранных избавителей Израиля (5:62). По своим религиозным взглядам автор, по всей видимости, принадлежит к кругам фарисеев. В книге широко используются документальные (включая письма из официального архива) и литературные источники.
I книга Маккавеев была написана на библейском иврите, но оригинальная версия, по-видимому, утрачена в весьма ранний период (лишь в 11 в. был выполнен обратный перевод с греческого варианта на иврит).
По своему стилю I книга Маккавеев примыкает к историческим книгам Библии. Подобно книге Иеhошуа бин Нуна и книге Судей Израилевых, она содержит многочисленные поэтические вкрапления (оплакивание Маттитьяhу — 2:7–13; молитвы — 3:18–22; 4:30–33; 7:41–42; гимн — 14:8–15). Вместе с тем обнаруживается также влияние стиля книги Эзры и Нехемии, сказывающееся, в первую очередь, в цитировании исторических документов.
II книга Маккавеев
II книга Маккавеев является сокращенной версией исторического сочинения в пяти книгах на греческом языке, написанного Ясоном из Кирены (2:23–28), по всей видимости, современником описываемых событий.
После пространного введения, посвященного деятельности сторонников эллинизации, послужившей непосредственной причиной восстания, следует история войн Иеhуды Маккавея вплоть до его победы над силами Никанора.
II книга Маккавеев написана в традициях эллинистического исторического жанра: стиль отличается богатой орнаментацией, повествование характеризуется риторическими приемами, драматизацией и патетикой, значительное место занимают рассказы о чудесных событиях и вмешательстве Провидения. Книга обладает выраженной пропагандистской направленностью. Основная идея автора — страдания Израиля являются Божественным наказанием за прегрешения и призваны очистить народ и предостеречь его в будущем. Впервые иудаизм представлен как антипод эллинизма (2:21; 8:1; 14:38), а греки — как варвары, предающиеся грабежам и разбою (4:8, 23, 32, 42; 5:16). Сила евреев — в исполнении заповедей (в первую очередь — в соблюдении субботы; 6:11; 8:26; 12–38) и в готовности к самопожертвованию во имя веры (6:18 и след.; 7). По своим взглядам автор близок к фарисеям.
В книге описываются несколько важных теологических концепций, как, например, молитвы за умерших.
III книга Маккавеев
III книга Маккавеев, написанная по-гречески, по-видимому, в 1 в. до н. э., формально не связана с предыдущими двумя. В ней описывается гонение на евреев во времена египетского царя Птоломея IV Филопатора, и она содержит легенду, призванную объяснить существование у египетских евреев летнего праздника, напоминающего Пурим.
В III книге Маккавеев рассказывается, как Птолемей IV Филопатор (221–204 гг. до н. э.) пожелал войти в Иерусалимский храм, однако Бог, услышав молитву первосвященника, воспрепятствовал этому. Разгневанный царь решает выместить свой гнев на александрийских евреях, в частности, приказав им под страхом смерти пройти посвящение в культ Диониса. Большинство евреев Александрии отказались служить языческому богу, за что царь решил умертвить всех евреев Египта. На согнанных со всей страны на александрийский ипподром евреев были выпущены слоны, которых поили вином, однако Бог обратил их против царских воинов. Царь раскаивается и устраивает празднество в честь чудесного спасения египетских евреев.
События, как они описываются в III книге Маккавеев, исторически неправдоподобны, сама легенда обнаруживает прямое влияние книги Эсфирь, а упоминаемые исторические факты заимствованы из различных источников (история о слонах рассказанаИосифом Флавием в сочинении Против Апиона 2:53–55, однако относится к другому царю из династии Птолемеев; попытка царя проникнуть в Храм упоминается во II МК., 3).
IV книга Маккавеев
IV книга Маккавеев представляет собой философскую проповедь, составленную, по-видимому, в 1 в. н. э., на тему «благочестивый разум побеждает аффекты».
После вступительного рассуждения в стоическом духе о природе разума и видах аффектов и рассмотрения исторических примеров способности разума контролировать их, автор переходит к примерам «наших дней» — мученической гибели жертв гонений Антиоха Эпифана.
IV книга Маккавеев— первоклассный образец сочинения в стиле «азиатской» школы и единственный значительный сохранившийся образец греческой риторики в еврейской литературе. Другая отличительная черта — переплетение греческой философии и традиционных еврейских мотивов. Моральные конфликты иллюстрируются библейскими примерами, а библейские законы представлены как практические средства стоического самовоспитания и классифицированы в соответствии с основными добродетелями, которые они помогают выработать. В результате место стоического мудреца занимает богобоязненный человек, а героизм трактуется как стойкость в страдании, которая представляет собой победу разума над аффектами и, в конечной перспективе, низвержение власти тирана. Мотивация мученичества — в верности законам Бога, который вознаградит мученика и обречет безбожного царя на вечное наказание. Проповедь определенно была предназначена для публичного произнесения, возможно, в день поминовения жертв антиеврейских гонений.
Влияние на христианство
Книги Маккавеев были канонизированы христианской церковью вместе со всей Септуагинтой, однако протестантские церкви исключили их из канонической Библии. Книги Маккавеев оказали влияние на христианскую концепцию мученичества, которая, однако, принципиально отличается от еврейской (Киддуш hа-Шем) тем, что в последней мученичество как таковое не служит объектом стремления.
be:Кнігі Макавеяўeo:Libro Makabeoj fi:Makkabilaiskirjatid:Kitab Makabe no:Makkabeerbøkene pl:Księgi Machabejskie pt:Livros dos Macabeus sv:Mackabéerböckerna
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.