Дерево познания Добра и Зла

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
{{другие значения|Древо познания (значения)}}
 
-
[[Файл:Temptation and Fall-Sistine Chapel Ceiling.jpg|thumb|280px|[[Микеланджело]]. Фрагмент росписи [[Сикстинская капелла|Сикстинской капеллы]], [[1508]]—[[1512]] гг.]]
 
'''Дeрево познания Добра и Зла''' ({{lang-he|עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע}}) — согласно [[Библия|библейской]] книге [[Быт.|Бытие]], особое дерево, посаженное Богом посреди [[Эдем|Эдемского сада]]. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между [[Добро]]м и [[Зло]]м.
'''Дeрево познания Добра и Зла''' ({{lang-he|עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע}}) — согласно [[Библия|библейской]] книге [[Быт.|Бытие]], особое дерево, посаженное Богом посреди [[Эдем|Эдемского сада]]. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между [[Добро]]м и [[Зло]]м.
Строка 23: Строка 21:
Господь запретил [[Адам|первому человеку]] до определённого времени вкушать плоды с Дeрева познания Добра и Зла:
Господь запретил [[Адам|первому человеку]] до определённого времени вкушать плоды с Дeрева познания Добра и Зла:
{{ВЗ|От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь|Быт|2:17}}
{{ВЗ|От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь|Быт|2:17}}
-
 
=== Грехопадение ===
=== Грехопадение ===
{{main|Грехопадение}}
{{main|Грехопадение}}
Строка 37: Строка 34:
== Природа Дерева познания ==
== Природа Дерева познания ==
-
Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно. По [[патристика|святоотеческой]] трактовке [[Ефрем Сирин|св. Ефрема Сирина]] Древо было самим Богом, а его плоды — причастием.
+
Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно.В мидраше Берешит раба 15:7 выдвигаются гипотезы "пшеница", "виноград", "инжир", "этрог", а один из мудрецов говорит, что Бог намеренно скрыл название этого дерева, чтобы не позорить его.
В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко»)
В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко»)
Древо Познания обычно символически изображается яблоней.
Древо Познания обычно символически изображается яблоней.
-
 
-
== Древо в христианских апокрифах ==
 
-
[[Файл:Piero della Francesca 035.jpg|thumb|300px|right|<center>«''Смерть Адама''» (на заднем плане Сиф получает от ангела райскую ветвь), [[Франческа, Пьеро делла|Пьеро делла Франческа]], [[Базилика Сан-Франческо в Ареццо]]</center>]]
 
-
В [[апокриф]]ическом «[[Евангелие от Никодима|Евангелии от Никодима]]» ([[IV век]]) рассказывается история происхождения материала для [[Животворящий Крест|Животворящего Креста]]. Согласно данного источника, когда [[Адам]] был при смерти, его сын [[Сиф]] пошёл к вратам [[Рай|Рая]] с целью получить масло прощения и помазать им тело своего отца. Однако явившийся [[архангел Михаил]] сообщил, что масло прощения всему миру будет даровано через 5500 лет (пророчество о пришествии Христа) и дал Сифу ветвь от древа познания Добра и Зла, плод с которого вкусил Адам во время [[грехопадение|грехопадения]]. Вручив ветвь, архангел сказал: «''если сможешь оживить сей сухой плод, то быть ему исцеленным''».<ref name="legenda">[http://www.sostoyanie.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=166&Itemid=45 О святом кресте // Яков Ворагинский. ''Из «Золотой легенды»'']</ref>
 
-
 
-
Вернувшись домой, Сиф нашёл Адама мертвым и вложил сухую ветку в его рот (по другим версиям, на голову Адама Сиф надел венок, сплетённый из этой ветви<ref name="drevo">[http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4928 Слово о Крестном Древе]</ref>, или это сделал сам Адам, который был ещё жив к моменту возвращения Сифа<ref name="krilov">Крылов Н. ''История Креста, на котором был распят Христос''. М., 1855 год.</ref>). Затем из неё проросло дерево из трёх сросшихся стволов, из которого и был впоследствии сделан крест для распятия [[Иисус Христос|Иисуса Христа]].
 
-
 
-
Исследователи считают, что целью такого предания было показать происхождение [[христианство|христианства]] (бывшего на тот момент ещё «молодой» религией) от древнейшей традиции, буквально «от Адама».<ref name="legenda"/>
 
== Взгляд критической школы ==
== Взгляд критической школы ==
Строка 54: Строка 43:
Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», — эта идея принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики [[Будде]] и [[Гункель]] полагали, что в первоначальном рассказе {{Библия|Быт|2|—3}} фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.<ref>Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.</ref>
Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», — эта идея принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики [[Будде]] и [[Гункель]] полагали, что в первоначальном рассказе {{Библия|Быт|2|—3}} фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.<ref>Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.</ref>
 +
 +
== Взгляд иудаизма ==
 +
 +
"До съедения Плода с Дерева Познания человек мог отделить свои страсти от своей личности. Как сегодня мы, например, можем отделить и дистанцировать свою личность от информации, прочитанной в книге, - хотя и то и другое сейчас находится внутри нас. До съедения плода Дерева Познания Змей сидел снаружи, и человек мог различить, что исходит от Змея, а что - изнутри, от него самого. Т. е. Адам мог отделить свою личность от своих же собственных страстей. После Познания Добра и Зла это отделение становится невозможным. Сам процесс такого познания - Даат - отождествляется в Торе с поеданием, ибо в результате его Добро и Зло из внешней информации становятся неотъемлемой частью человеческой личности, Добро и Зло перестают быть чем-то посторонним для Адама, они становятся частью его собственного "Я". И получил Адам при этом вовсе не знание типа "способности различать между Добром и Злом", а наоборот, представление о неразделимости Добра и Зла. Ведь Дерево это не было деревом отдельно Добра или отдельно Зла. Добро и Зло растут на одном дереве и имеют общий корень - и плод, собственно, соединяет их в себе, дает познание обоих качеств во взаимосвязи - ибо без понимания этой связи Добро и Зло не могут быть по-настоящему познаваемы. Таким образом, Адам приобрел понимание невозможности полностью разложить мир на белое и черное, однозначно разделить его на чистое Добро и абсолютное Зло"<ref>[http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava7.htm#7.3 П.Полонский, Две истории сотворения мира]</ref>.
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 60: Строка 53:
== Источники==
== Источники==
* {{Источник/ЕЭ}}
* {{Источник/ЕЭ}}
 +
* [http://www.machanaim.org/tanach/_pol2ism/glava7.htm П.Полонский, Две истории сотворения мира]
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 66: Строка 60:
{{Адам и Ева}}
{{Адам и Ева}}
-
[[Категория:Сюжеты Ветхого Завета]]
+
[[Категория:Библейские сюжеты]]
-
[[Категория:Понятия и термины в Библии]]
+
[[Категория:Еврейская философия]]
-
[[Категория:Вымышленные растения]]
+
{{checked_final}}
-
 
+
-
[[ar:الشجرة المحرمة]]
+
-
[[cs:Strom poznání dobra a zla]]
+
-
[[de:Baum der Erkenntnis]]
+
-
[[en:Tree of the knowledge of good and evil]]
+
-
[[es:Árboles del Paraíso]]
+
-
[[fi:Hyvän ja pahan tiedon puu]]
+
-
[[fr:Arbre de la connaissance du bien et du mal]]
+
-
[[he:חטא עץ הדעת]]
+
-
[[id:Pohon Pengetahuan Tentang yang Baik dan yang Jahat]]
+
-
[[it:Albero della conoscenza del Bene e del Male]]
+
-
[[ja:知恵の樹]]
+
-
[[la:Lignum scientiae boni et mali]]
+
-
[[nl:Boom van de kennis van goed en kwaad]]
+
-
[[pl:Drzewo poznania dobra i zła]]
+
-
[[pt:Árvore da Ciência do Bem e do Mal]]
+
-
[[simple:Tree of Knowledge]]
+
-
[[sk:Strom poznania dobra a zla]]
+
-
[[sv:Kunskapens träd]]
+
-
[[zh:知善恶树]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 14:42, 2 июля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Дeрево познания Добра и Зла (ивр. עֵץ הַדַּעַת טוֹב וָרָע‎) — согласно библейской книге Бытие, особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Символизирует познание, прежде всего, этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.

Содержание

В Библии

Основная статья: Эдем

Пятикнижие сообщает о природе и облике Дерева познания следующее:

« И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
»

Господь запретил первому человеку до определённого времени вкушать плоды с Дeрева познания Добра и Зла:

« От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь
»

Грехопадение

Основная статья: Грехопадение

Первое время «И были они оба наги, Адам и его жена, и не стыдились»  (Быт.2:25). Но коварный и мудрый змей уловками и хитростью убеждал Еву попробовать запретный плод, ибо, говорил он — «ведает Господь, что в тот день, когда вы вкусите от него, раскроются глаза ваши, и вы станете подобны Богу, зная добро и зло»  (Быт.3:5).

Женщина сначала колебалась,но любопытство и желания быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: « И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; »  (Быт.3:6). После чего дала попробовать плод и Адаму (Быт.3:6). В результате, «открылись глаза их обоих», они осознали свою наготу и спрятались от Бога (Быт.3:1-7). Тогда они сшили вместе несколько листьев смоковницы и сделали себе из них опоясания.

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт.3:14-15); женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него»  (Быт.3:16-19). Вечная вражда воцарилась между змеем и человеком.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся»  (Быт.3:23,24).

Природа Дерева познания

Наверняка известно лишь то, что эти два дерева должны были быть единственными в своем роде, ведь будь они такими же, как все остальные, страстное желание Евы вкусить от Древа Познания и стремление попробовать плоды Древа Жизни могли бы быть удовлетворены вкушением фруктов любых других деревьев. С другой стороны, судя по тому, что Адам и Ева не умерли на месте, плоды этих деревьев были так же хороши для еды, как и любые другие. Что это были за плоды — неизвестно.В мидраше Берешит раба 15:7 выдвигаются гипотезы "пшеница", "виноград", "инжир", "этрог", а один из мудрецов говорит, что Бог намеренно скрыл название этого дерева, чтобы не позорить его.

В западной христианской традиции на основании схожести латинских слов «peccatum» («грех») и «pomum» («яблоко») Древо Познания обычно символически изображается яблоней.

Взгляд критической школы

Поскольку представление о древе жизни существовало у многих древних народов, существует мнение, что оно было заимствовано евреями у вавилонян. Однако, даже если признать это утверждение правильным, идея Древа познания не могла быть заимствована ни у вавилонян, ни у других древних народов Азии, поскольку ни у одного из них она не встречается.[1] Не упоминается древо познания и в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения.[2] Однако другой весьма древний вавилонский миф[3] о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания», — эта идея принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт.2—3 фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.[4]

Взгляд иудаизма

"До съедения Плода с Дерева Познания человек мог отделить свои страсти от своей личности. Как сегодня мы, например, можем отделить и дистанцировать свою личность от информации, прочитанной в книге, - хотя и то и другое сейчас находится внутри нас. До съедения плода Дерева Познания Змей сидел снаружи, и человек мог различить, что исходит от Змея, а что - изнутри, от него самого. Т. е. Адам мог отделить свою личность от своих же собственных страстей. После Познания Добра и Зла это отделение становится невозможным. Сам процесс такого познания - Даат - отождествляется в Торе с поеданием, ибо в результате его Добро и Зло из внешней информации становятся неотъемлемой частью человеческой личности, Добро и Зло перестают быть чем-то посторонним для Адама, они становятся частью его собственного "Я". И получил Адам при этом вовсе не знание типа "способности различать между Добром и Злом", а наоборот, представление о неразделимости Добра и Зла. Ведь Дерево это не было деревом отдельно Добра или отдельно Зла. Добро и Зло растут на одном дереве и имеют общий корень - и плод, собственно, соединяет их в себе, дает познание обоих качеств во взаимосвязи - ибо без понимания этой связи Добро и Зло не могут быть по-настоящему познаваемы. Таким образом, Адам приобрел понимание невозможности полностью разложить мир на белое и черное, однозначно разделить его на чистое Добро и абсолютное Зло"[5].

Примечания

  1. Еврейская энциклопедия, Изд. О-ва для Научных Еврейских Изд. и Брокгаузъ-Ефронъ. Спб.: 1906—1913; репринт: М.: Терра, 1991. ISBN 5-85255-057-4.
  2. Jensen, Kosmologie der Babylonier, 227, 383 и сл.; Barton, Sketch of semitic origins, 90—98
  3. Jensen, Adapa und der Südwind, в KB, VI, 1 часть, 92—101;
  4. Budde, Die biblische Urgeschichte, 46—88, Giessen, 1883; Gunkel, Chaos und Schöpfung, 420 и сл.
  5. П.Полонский, Две истории сотворения мира

Источники

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация