Салантер, Исраэль
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Ссылки) |
Karkaix (Обсуждение | вклад) (→Биография) |
||
Строка 39: | Строка 39: | ||
Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства. | Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства. | ||
- | После его смерти вокруг вопроса, должен ли "мусар" стать частью учебной программы иешив, развернулась бурная полемика, поскольку | + | После его смерти вокруг вопроса, должен ли "мусар" стать частью учебной программы иешив, развернулась бурная полемика, поскольку некоторые раввины полагали подобное изучение пустой тратой времени. Ониы считали более полезным сосредоточиться исключительно на изучении Талмуда, и предупреждали, что излишней этический самоанализ не полезен для психического здоровья. |
=== Сыновья === | === Сыновья === | ||
* '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов, | * '''Арье Лейб Липкин-Хоровиц''' (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов, |
Версия 20:40, 23 июня 2011
Регулярная статья | |
Кобринский, Александр Михайлович | |
23.06.2011 | |
Раби Исраэль Салантер (3 ноября 1810, Жагаре, Литва — 2 февраля 1883, Кёнигсберг)
Содержание |
Биография
Родился в религиозной еврейской семье: отец, р. Зеев-Вольф Липкин, возглавлял в Жагоре иешиву.
В двенадцатилитнем возрасте С. женился на дочери раввина из города Саланта, взял фамилию Салантер (по названию города, в котором жил).
В возрасте 14 лет Салантер послал свои хидушим (аналитические комментарии к Талмуду) одному из высших галахических авторитетов Европы р. Акиве Эгеру, назвавшему эти заметки "гениальными из гениальных".
Большинство из методов духовной работы, которые С. впоследствии сделал достоянием всего еврейского мира, были разработаны его наставником р. Йосефом Зунделем, положившим в основу приемы воспитания, апробированные в иешивах р. Хаима из Воложина и р. Акивы Эгера, а еще раньше — в доме учения Виленского Гаона, сформулировавшего исходный постулат будущей школы мусара: "Основа человеческой жизни — постоянно преодолевать дурные качества характера; и если человек этого не делает, то для чего он живет?!".
В 1840 году равви Исраэль Салантер начал преподавать в иешиве города Вильно. Главное внимание С. уделял морали, самопознанию и самосовершенствованию, а так же заповедям в отношении ближних.
В 1842 году раввин Салантер оставил работу в иешиве и, объединив вокруг себя группу наиболее талантливых учеников, основал Мусар-штибл (Дом этики), где занятия строились на изучении классических книг мусара — таких, как «Ховот алевавот» («Обязанности сердец») р. Бахьи ибн Пакуды и «Месилат йешарим» («Путь праведных») р.Моше Хаима Луцатто (Рамхаля).
В 1848 году царским правительством в Вильно было основано училище, которое должно было готовить раввинов «нового типа» (просвещенных, образованных, знающих русский язык). Исраэлю Салантеру предложили место преподавателя, но он отказался. Как показало время, такое решение оказалось дальновидным, потому что из-за вольномыслия царствовашего в этом учебном заведении дорогу раввина выбирали лишь единицы.
В том же 1848 году в Вильно вспыхнула эпидемия холеры, которую в то время практически не умели лечить. Собрав значительные благотворительные средства, С. арендовал больницу. В ней посменно, круглые сутки работали его ученики. Он навещал больных постоянно. В субботние дни следил, чтобы больные не ограничивали себя галахическими запретами, — ведь, когда жизни человека угрожает опасность, отменяются все запреты шабата. В эти трагические дни он и его ученики публично совершали запрещенные в субботу действия по уходу за больными — например, рубили дрова и разводили огонь, чтобы прогреть больничные помещения и вскипятить воду.
В 1857 году он отправился в Германию, приняв предложение прочитать студентам Кёнигсбергского университета курс лекций по иудаизму. Его эрудиция и энергия нашли признание также среди немецких ортодоксов, и в 1860 году, переехав в прусский город Мемель (ныне Клайпеда, Литва), С. стал издавать еженедельный журнал «Ха-твуна», пропагандировавший идеологию мусар. Он принял немецкое подданство, стал носить европейскую одежду и читал проповеди по-немецки.
В 1880—1882 гг. С. жил в Париже, где занимался распространением еврейских знаний и способствовал укреплению еврейских учреждений.
В 1882 году вернулся в Кёнигсберг.
Личность и учение раввина Исраэля Салантера оказали заметное влияние на развитие ортодоксального еврейства.
После его смерти вокруг вопроса, должен ли "мусар" стать частью учебной программы иешив, развернулась бурная полемика, поскольку некоторые раввины полагали подобное изучение пустой тратой времени. Ониы считали более полезным сосредоточиться исключительно на изучении Талмуда, и предупреждали, что излишней этический самоанализ не полезен для психического здоровья.
Сыновья
- Арье Лейб Липкин-Хоровиц (1840—1903) — раввин; талмудист-философ, автор нескольких трактатов,
- Ицхак Липкин — раввин,
- Иомтов-Липман Изрилевич Липкин [1845(?)—75] — выдающийся математик и механик (умер от оспы).
Из творческого наследия
- «Иггерет ха-мусар» («Послание о морали»), 1858.
- «Имрей бина» («Разумные речения»), 1878.
- «Эвен Исраэль» («Твердыня Израилева»), 1883.