Де-Рабанан (постановления мудрецов)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(Новая страница: «{{О_статье |ТИП СТАТЬИ=1 |СУПЕРВАЙЗЕР=2 |УРОВЕНЬ=1 |КАЧЕСТВО= |АВТОР1= |АВТОР2= |АВТОР3= |ВИКИПЕДИЯ…») |
|||
Строка 35: | Строка 35: | ||
Мудрецы ввели семь новых заповедей, у которых нет опоры в тексте Пятикнижия: | Мудрецы ввели семь новых заповедей, у которых нет опоры в тексте Пятикнижия: | ||
+ | |||
1. Читать [[ѓалель]] в праздники и [[рош-ходеш]] | 1. Читать [[ѓалель]] в праздники и [[рош-ходеш]] | ||
+ | |||
2. Читать в [[Пурим]] [[Свиток Эстер]] | 2. Читать в [[Пурим]] [[Свиток Эстер]] | ||
+ | |||
3. [[Эрув хацерот]], [[эрув тхумин]] и [[эрув тавшилин]] | 3. [[Эрув хацерот]], [[эрув тхумин]] и [[эрув тавшилин]] | ||
+ | |||
4. [[Благословения]] перед едой, перед исполнением заповеди и при виде некоторых событий | 4. [[Благословения]] перед едой, перед исполнением заповеди и при виде некоторых событий | ||
+ | |||
5. Зажигать [[субботние свечи]] | 5. Зажигать [[субботние свечи]] | ||
+ | |||
6. Зажигать светильник в [[Хануку]] | 6. Зажигать светильник в [[Хануку]] | ||
+ | |||
7. Омывать руки перед трапезой с хлебом. | 7. Омывать руки перед трапезой с хлебом. | ||
Версия 08:02, 19 июня 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
19/06/2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
Содержание |
Классификация заповедей
Одной из главных основ ортодоксального иудаизма является соблюдение Галахи. Однако в соблюдении Галахи есть много градаций:
- лехатхила (ле-ха-тхила, לְכַתְּחִילָה, "изначально") - изначально-правильное соблюдение того, что предписывают галахические кодексы и современные поским,
- бедиавад (бедиэвед, бе-ди-авад, בְּדִיעֲבַד, "постфактум") - соблюдение на таком уровне, который может быть признан достаточным только постфактум, но изначально так поступать не рекомендуется,
- hидур (הִידּוּר, "украшение") - дополнительно улучшенное соблюдение заповедей,
- хумра (חוּמְרָה, "устрожение") - устрожение соблюдения,
- кула (קוּלָא, "облегчение") - облегчение соблюдения,
- минhаг (מִנְהָג, "обычай") - обычай конкретной общины.
Заповеди иудаизма по источнику и авторитетности делятся на три группы:
- деорайта (де-орайта, דְּאוֹרַיְתָא "из Торы" (арам.)) - заповеди, которые выводятся из Пятикнижия (иногда - и из других книг Танаха) путём hалахического мидраша или из простого смысла Писания;
- дерабанан (де-рабанан, דְּרַבָּנָן "от мудрецов" (арам.) или דִֹבְרֵי סוֹפְרִים диврей софрим "слова книжников") - заповеди, установленные мудрецами как hидур, хумра, расширение сферы исполнения заповеди или как новый закон;
- минhаг (מִנְהָג обычай) - нормы действия и поведения, соблюдаемые евреями, но не закреплённые ни в Торе, ни в галахических кодексах.
К законам деорайта примыкает также hалаха ле-Моше ми-Синай (הֲלָכָה לְמֹשֶׁה מִסִּינַי "закон от Моше с Синая") - законы, авторитетность которых равна деорайта, но которые никак не выводятся из Писания.
Примеры заповедей дерабанан
Мудрецы ввели семь новых заповедей, у которых нет опоры в тексте Пятикнижия:
1. Читать ѓалель в праздники и рош-ходеш
2. Читать в Пурим Свиток Эстер
3. Эрув хацерот, эрув тхумин и эрув тавшилин
4. Благословения перед едой, перед исполнением заповеди и при виде некоторых событий
5. Зажигать субботние свечи
6. Зажигать светильник в Хануку
7. Омывать руки перед трапезой с хлебом.
Все эти заповеди требуют благословения перед исполнением.
Кроме того, мудрецы ввели множество гзерот (запрещений) и таканот (постановлений)[1].
Опора заповедей дерабанан на текст Торы
Во многих случаях кажущийся драш вовсе не создает нового закона; он лишь соединяет с ТАНАХом Устную Тору, в которой данный закон определяется как синайский, либо получен на основе логических умозаключений, либо даже сформулирован мудрецами. В этих случаях несоответствие драша простому или логическому значению текста не имеет большого значения, поскольку сам драш не порождал законы, а наоборот, законы порождали драш[2].
Строгость заповеди
За нарушение запретительной заповеди деорайта человек может быть наказан как земным судом (порка, штраф, казнь), так и небесным судом (карет, неестественная смерть). За нарушение заповеди дерабанан человека могут лишь выпороть, да и то - если у суда есть такие полномочия.
Если перед человеком стоит выбор, что выполнить в некоей ситуации - заповедь деорайта или дерабанан - следует выбирать деорайта.
В случае сомнения в необходимости исполнения данной заповеди в данных условиях (сафек) в заповедях деорайта нужно устрожать, а в заповедях дерабанан - облегчать.
Источники
- Хаим Шиммель, Истоки Устного закона, издательство "Швут Ами".
- ↑ Многочисленные примеры - Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).
- ↑ Многочисленные примеры - Хаим Шиммель. Истоки Устного Закона. Законы, основанные на драше (интерпретации).