Буланиды (династия царей)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
Марк (Обсуждение | вклад) м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat) |
||
(7 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 15: | Строка 15: | ||
'''Булани́ды''' (''Сабриелиды'') — династия царей в [[Хазарский каганат|Хазарском каганате]], правившая в [[IX век|IX]]-[[X век]]ах. | '''Булани́ды''' (''Сабриелиды'') — династия царей в [[Хазарский каганат|Хазарском каганате]], правившая в [[IX век|IX]]-[[X век]]ах. | ||
- | + | == Родоначальник == | |
- | + | Династия Буланидов основана потомками [[Булан|Булана]] (в другом варианте [[Сабриель]]). Династическая традиция связывает с его именем обращение [[хазары|хазар]] в [[иудаизм]] ок. [[730]]—[[740]] г. | |
- | + | По видимому, Булан был не царём, а знатным хазарином, так как по независимым источникам точно установлено, что хазарами в то время правил [[каган]]. | |
- | + | Хазарские князья не могли стать каганами, поскольку этот титул принадлежал и передавался только членам одного харизматического рода, происходившего, возможно, от [[Тюркский каганат|тюркской]] династии [[Ашина]]. | |
- | О том сохранили ли власть Буланиды после падения Хазарии в [[965]]—[[969]] и её | + | == Принятие иудаизма == |
+ | |||
+ | Принятие иудаизма помогло преемникам Булана оттеснить языческий род каганов от власти. | ||
+ | |||
+ | Ряд [[антисемитизм|антисемитских]] литераторов и некоторые историки ([[Гумилёв, Лев Николаевич|Л. Н. Гумилёв]]), на основании того, что цари носили еврейские имена, утверждали, что Буланиды являлись этническими [[евреи|евреями]], а по своему социальному происхождению — торговцами. Это, по мнению сторонников данной теории, означает, что верхушка Хазарии была чужой для населения страны. | ||
+ | |||
+ | Подобные мнения опровергаются множеством фактов. Прежде всего, Булан был не торговцем, а военачальником; кроме того, его имя имеет тюркское происхождение и означает «Олень». Остальные цари, скорее всего, имели два имени - тюркское и официальное иудейское. | ||
+ | |||
+ | В выборе имён наблюдается определённая закономерность: это имена еврейских патриархов, предводителей колен и библейских царей. | ||
+ | |||
+ | == Укрепление у власти == | ||
+ | |||
+ | На рубеже [[VIII век|VIII]]—[[IX век|IX]] потомок Булана [[Обадия (хазарский царь)|Обадия]] стал фактическим главой страны, закрепив пост заместителя кагана за своими потомками. С этого момента реальное управление осуществлялось царями, которые носили тюркский титул ''бек'' (переводимым [[арабский язык|по-арабски]] ''малик'', а на [[иврит]]е — ''хамалех''). За каганами остались только ритуальные функции и номинальное главенство. | ||
+ | |||
+ | Наследование внутри династии осуществлялось строго от отца к сыну, в то время как у кочевых народов - и ранее самих хазар - власть обычно передавалась от дяди к племяннику. У Буланидов такое имело место лишь однажды, когда после правления сына Обадии Езекии и внука Манассии трон перешёл к брату Обадии Ханукке. Как полагают, это могло быть следствием ожесточённой политической борьбы против новой династии. | ||
+ | |||
+ | == Перечень царей == | ||
+ | |||
+ | Список царей династии Булани́дов известен из [[Еврейско-хазарская переписка|Еврейско-хазарской переписки]]. | ||
+ | |||
+ | Перечень, начинающийся с Обадии и заканчивающийся Иосифом, правившим накануне разгрома Хазарии [[Святослав Игоревич|Святославом]] в [[960-е|60-е гг X]], насчитывает двенадцать (краткая редакция) или тринадцать (пространная редакция) имён. К сожалению, нет аналогов в других источниках, и поэтому достоверность может вызывать сомнения. | ||
+ | |||
+ | Возможно, список также включает имена тех, кто никогда не занимал трона: в ещё одной ранней редакции, в произведении испанского автора [[Йеhуды Барселонца]], содержащем пересказ и цитату из переписки, упоминаются только семь имён. О последних трёх царях (Вениамине, Аароне II и Иосифе) более подробная информация и приблизительные указания на время правления имеются в [[Еврейско-хазарская переписка|письме Шехтера]]. | ||
+ | |||
+ | == Дальнейшая судьба == | ||
+ | О том, сохранили ли власть Буланиды после [[падение Хазарии|падения Хазарии]] в [[965]]—[[969]] и её кратковременного восстановления в последующие десятилетия, данных нет. | ||
+ | |||
+ | <br /> | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[[en: Bulanids]]{{WikiCopyRight}} | [[en: Bulanids]]{{WikiCopyRight}} | ||
[[Категория:Хазары]] | [[Категория:Хазары]] | ||
- | {{ | + | |
+ | {{checked_final}} |
Текущая версия на 17:05, 16 июня 2011
Текст унаследован из Википедии | |
Булани́ды (Сабриелиды) — династия царей в Хазарском каганате, правившая в IX-X веках.
Содержание |
Родоначальник
Династия Буланидов основана потомками Булана (в другом варианте Сабриель). Династическая традиция связывает с его именем обращение хазар в иудаизм ок. 730—740 г.
По видимому, Булан был не царём, а знатным хазарином, так как по независимым источникам точно установлено, что хазарами в то время правил каган.
Хазарские князья не могли стать каганами, поскольку этот титул принадлежал и передавался только членам одного харизматического рода, происходившего, возможно, от тюркской династии Ашина.
Принятие иудаизма
Принятие иудаизма помогло преемникам Булана оттеснить языческий род каганов от власти.
Ряд антисемитских литераторов и некоторые историки (Л. Н. Гумилёв), на основании того, что цари носили еврейские имена, утверждали, что Буланиды являлись этническими евреями, а по своему социальному происхождению — торговцами. Это, по мнению сторонников данной теории, означает, что верхушка Хазарии была чужой для населения страны.
Подобные мнения опровергаются множеством фактов. Прежде всего, Булан был не торговцем, а военачальником; кроме того, его имя имеет тюркское происхождение и означает «Олень». Остальные цари, скорее всего, имели два имени - тюркское и официальное иудейское.
В выборе имён наблюдается определённая закономерность: это имена еврейских патриархов, предводителей колен и библейских царей.
Укрепление у власти
На рубеже VIII—IX потомок Булана Обадия стал фактическим главой страны, закрепив пост заместителя кагана за своими потомками. С этого момента реальное управление осуществлялось царями, которые носили тюркский титул бек (переводимым по-арабски малик, а на иврите — хамалех). За каганами остались только ритуальные функции и номинальное главенство.
Наследование внутри династии осуществлялось строго от отца к сыну, в то время как у кочевых народов - и ранее самих хазар - власть обычно передавалась от дяди к племяннику. У Буланидов такое имело место лишь однажды, когда после правления сына Обадии Езекии и внука Манассии трон перешёл к брату Обадии Ханукке. Как полагают, это могло быть следствием ожесточённой политической борьбы против новой династии.
Перечень царей
Список царей династии Булани́дов известен из Еврейско-хазарской переписки.
Перечень, начинающийся с Обадии и заканчивающийся Иосифом, правившим накануне разгрома Хазарии Святославом в 60-е гг X, насчитывает двенадцать (краткая редакция) или тринадцать (пространная редакция) имён. К сожалению, нет аналогов в других источниках, и поэтому достоверность может вызывать сомнения.
Возможно, список также включает имена тех, кто никогда не занимал трона: в ещё одной ранней редакции, в произведении испанского автора Йеhуды Барселонца, содержащем пересказ и цитату из переписки, упоминаются только семь имён. О последних трёх царях (Вениамине, Аароне II и Иосифе) более подробная информация и приблизительные указания на время правления имеются в письме Шехтера.
Дальнейшая судьба
О том, сохранили ли власть Буланиды после падения Хазарии в 965—969 и её кратковременного восстановления в последующие десятилетия, данных нет.
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.