Божнев, Борис Борисович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 49: Строка 49:
[[Категория:Русские эмигранты первой волны во Франции]]{{WikiCopyRight}}
[[Категория:Русские эмигранты первой волны во Франции]]{{WikiCopyRight}}
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
 
 +
[[Категория:Писатели и поэты - деятели диаспоры]]{{checked_final}}

Текущая версия на 17:10, 14 июня 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Бори́с Бори́сович Бо́жнев (24 июля 1898, Ревель, ныне Таллин — 24 декабря 1969, Марсель) — русский поэт.

Биография

Родился в семье преподавателя истории и литературы Василия Божнева, умершего, когда сыну не было и четырёх лет. Воспитывался в семье отчима, адвоката Бориса Гершуна. Рано увлёкся поэзией, живописью, музыкой.

После революции был отправлен родителями на учёбу в Париж, однако бедственное материальное положение не позволило Божневу поступить в какое-либо высшее учебное заведение. Работал переписчиком нот в нотном магазине; одновременно с этим продолжил литературные занятия, активно участвовал в литературной жизни русского Парижа. Входил в авангардистскую поэтическую группу «Через», созданную в 1923 Ильяздом, куда входили также В. Парнах, Г. Евангулов, Б. Поплавский, С. Шаршун и др. Стихи начинает публиковать в 1920; выход в свет первого сборника стихотоворений («Борьба за несуществование», 1925) сопровождался громким скандалом в среде русской эмиграции, связанным с противоречивостью включённых в сборник стихотворений, резким контрастом между их классической формой и шокирующим содержанием, по духу близким «эстетике безобразного» и творчеству французских «проклятых поэтов». Характерными чертами сборника стали деэстетизация поэтического языка, возвышение традиционно «низких» тем, эпатирующее снижение «высоких» тем и образов, нарочитый цинизм и нигилизм — при безукоризненном формальном мастерстве и искренности молодого поэта.

Следующий сборник Божнева, «Фонтан» (1927), единый лирический цикл со сквозным образом фонтана, восходящим к знаменитому одноименному стихотворению Тютчева, подтвердил репутацию Божнева как «самого опытного и взыскательного» (Г. Адамович) из молодых парижских поэтов. Однако после выхода следующего сборника, «Silentium Sociologicum» (1936) (забракованного критикой), и женитьбы на Элле Каминер Божнев отходит от активного участия в литературной жизни русского Парижа и вскоре окончательно порывает с эмигрантским литературным миром. Свои следующие книги печатает самостоятельно, ограниченным тиражом (цикл «Саннодержавие. Четверостишия о снеге», 1939; поэмы «Утешённость разрушения», 1939, «Элегия эллическая», 1940).

Во время Второй мировой войны переехал в Марсель, где вместе с женой несколько раз подвергался угрозам интернирования и ареста из-за еврейского происхождения жены и воспитавшей его семьи (в документах сам Б. Божнев значился как Борис Гершун). После войны жил на юге Франции; в 1947 году, когда его жена была вынуждена уехать в Палестину к больной матери, окружение Божнева становится полностью франкоязычным. В это время он не перестает писать и выпускает кустарным способом ряд поэтических книг — «Оратория для дождя, мужского голоса и тумана», «Фуга светлых следов», «Колокольный звон над „Царство Божие вокруг нас“», «Утро после чтения „Братьев Карамазовых“» (все — 1948), «Уход солдат на русско-японскую войну», «Высоко белеющие строки и свист площади» (оба — 1949). В 1959 году была окончена поэма «Чтоб дольше сна продлилось пробужденье» (при жизни автора не опубликована). В этих поздних вещах Божнев создал неповторимый поэтический мир, в котором причудливо перекрещиваются влияния французского авангарда конца XIX — начала XX века, русского символизма и поэтов «пушкинской плеяды», сопрягаются элементы различных лексических пластов — поэтизмы и торжественные архаизмы уживаются с прозаизмами и вульгаризмами, усложненная архитектоника (зачастую напоминающая принцип организации музыкального произведения сонатного типа) и зыбкость сюрреалистических образов сочетаются с неподдельной искренностью лирического чувства и глубиной осмысления вечных законов человеческого бытия.

Умер в Марселе от последствий тяжелого гриппа.

Наиболее полно наследие Божнева представлено в издании: Божнев Б. Собрание стихотворений: В 2 т. / Сост. Л. Флейшман. — Беркли, 1987—1989. В России выходило избранное Божнева ("Элегия эллическая. Избранные стихотворения. — Томск, «Водолей», 2000. ISBN 5-7137-0148-4).

Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация