Ивански, Генрик

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Литература и ссылки)
(Послевоенная судьба)
Строка 24: Строка 24:
Сотрудничество Генрика Иванского с еврейским движением сопротивления и его участие в [[Восстание в Варшавском гетто|восстании в гетто в 1943 году]], были совершенно неизвестны при коммунистическом режиме. Они стали запретной темой, в основном из-за того, что [[Еврейский военный союз|ЕВС]] был правой организацией в отличие от левой [[Еврейская боевая организация|ЕБО]], и коммунистические власти пропагандировали память об этой, другой организации.<ref>[http://books.google.com/books?vid=ISBN0195051947&id=Kg0L3L0kImUC&pg=PA124&lpg=PA124&dq=Henryk+Ивански&sig=ycURK4-GNg42vZ5Ea2UtaZYA6eE] When Light Pierced the Darkness: Christian Rescue of Jews in Nazi-Occupied Poland (Когда свет пронзает тьму: христианские спасители евреев в оккупированной нацистами Польше)</ref>
Сотрудничество Генрика Иванского с еврейским движением сопротивления и его участие в [[Восстание в Варшавском гетто|восстании в гетто в 1943 году]], были совершенно неизвестны при коммунистическом режиме. Они стали запретной темой, в основном из-за того, что [[Еврейский военный союз|ЕВС]] был правой организацией в отличие от левой [[Еврейская боевая организация|ЕБО]], и коммунистические власти пропагандировали память об этой, другой организации.<ref>[http://books.google.com/books?vid=ISBN0195051947&id=Kg0L3L0kImUC&pg=PA124&lpg=PA124&dq=Henryk+Ивански&sig=ycURK4-GNg42vZ5Ea2UtaZYA6eE] When Light Pierced the Darkness: Christian Rescue of Jews in Nazi-Occupied Poland (Когда свет пронзает тьму: христианские спасители евреев в оккупированной нацистами Польше)</ref>
-
Аналогичная ситуация имела место в отношении [[Армия Крайова|Армии Крайовой]]. Польские коммунистической власти замалчивали, преуменьшали или полностью маргинализовали участие и достижения некоммунистических подпольщиков и преувеличивали роль в польском движении сопротивления левых организаций: Польской Народной армии, [[Армия Людова|Армии Людовой]] или ПСРП. В случае [[Восстание в Варшавском гетто|восстания Варшавское гетто]] политической цензуре не понравилось правая ориентация [[ЕВС|Еврейский военный союз]] и его сотрудничество с [[Армия Крайова|Армии Крайовой]].
+
Аналогичная ситуация имела место в отношении [[Армия Крайова|Армии Крайовой]]. Польские коммунистической власти замалчивали, преуменьшали или полностью маргинализовали участие и достижения некоммунистических подпольщиков и преувеличивали роль в польском движении сопротивления левых организаций: Польской Народной армии, [[Армия Людова|Армии Людовой]] или ПСРП. В случае [[Восстание в Варшавском гетто|восстания Варшавское гетто]] политической цензуре не понравилось правая ориентация [[Еврейский военный союз|ЕВС]] и его сотрудничество с [[Армия Крайова|Армии Крайовой]].
Другой фактор, который повлиял на забвение этого сотрудничества - преследование членов [[Армия Крайова|Армии Крайовой]] коммунистическим режимом ПНР. В результате этих репрессий сами участники событий скрывали свои биографии.
Другой фактор, который повлиял на забвение этого сотрудничества - преследование членов [[Армия Крайова|Армии Крайовой]] коммунистическим режимом ПНР. В результате этих репрессий сами участники событий скрывали свои биографии.
-
Однако, это дело не подвергалось цензуре на Западе. В начале 60-х годов двадцатого века  израильская журналистка Шая Лазар приехал в Варшаву для поиска материалов о [[ЕВС|Еврейском военном союзе]]. Во время поисков она вышла на Генрика Иванского и его коллег, который от имени [[Армия Крайова|Армии Крайовой]] помогали евреям в [[гетто]]. Журналистка собрала материал в разговорах с людьми и опубликовала на Западе статьи о вкладе [[Корпус безопасности - польская организация сопротивления|Корпуса безопасности]] в [[Восстание в Варшавском гетто]] и его сотрудничество с [[ЕВС|Еврейским военным союзом]].  
+
Однако, это дело не подвергалось цензуре на Западе. В начале 60-х годов двадцатого века  израильская журналистка Шая Лазар приехал в Варшаву для поиска материалов о [[Еврейский военный союз|ЕВС]]. Во время поисков она вышла на Генрика Иванского и его коллег, который от имени [[Армия Крайова|Армии Крайовой]] помогали евреям в [[гетто]]. Журналистка собрала материал в разговорах с людьми и опубликовала на Западе статьи о вкладе [[Корпус безопасности - польская организация сопротивления|Корпуса безопасности]] в [[Восстание в Варшавском гетто]] и его сотрудничество с [[Еврейский военный союз|Еврейским военным союзом]].  
На основе этих послевоенных исследований в 1963 году Ивански был награжден Серебряным Крестом Virtuti Militari, одной из самых высоких в Польше военной наградой.
На основе этих послевоенных исследований в 1963 году Ивански был награжден Серебряным Крестом Virtuti Militari, одной из самых высоких в Польше военной наградой.

Версия 10:24, 4 июня 2011

Генрик Ивански (Henryk Iwanski, род. 1902, умер 1978) - майор Войска Польского, солдат Армии Крайовой, офицер Союза вооруженной борьбы, член польского сопротивления во время Второй мировой войны, член Корпуса безопасности. Командир группы поддержки восстания в Варшавском гетто.

За помощь польским евреям Ивански был удостоен звания Праведник народов мира институтом Яд Вашем в Иерусалиме в 1964 году.

Содержание

Работа с еврейским движением сопротивления

До Второй мировой войны Генрик Ивански был капитаном польской армии. Вскоре после сентябрьской кампании 1939 года и начала Холокоста он сыграл важную роль в создании Еврейского военного союза.[1] Вместе с семьей он посвятил себя поддержке евреев, действуя через польское сопротивление (Армия Крайова). Ивански был одним из членов АК (пс. "Быстрый"), договаривавшихся с евреями, обеспечивая их оружием, боеприпасами и учебными материалами, тайно доставляемыми через канализацию или в повозках, которые привозили известь и цемент в гетто.

В ноябре 1939 года к нему пришли четыре еврея, которые были на момент сентябрьской кампания офицерами польской армии. От их имени поручик Давид Апфельбаум предложил Иванскому создать еврейскую боевую группу, которая станет частью польского подполья в Варшавском гетто. В конце декабря группа была одобрена Верховным командованием и была создана. В группе первоначально было 39 человек, которые приняли присягу и получили название Еврейский военный союз. Его бойцам капитан Ивански, который был связующим звеном между ЕВС и Армией Крайовой передал 39 пистолетов "vis". [2]

Файл:Getto pomnik.jpeg
Памятник героям Варшавского гетто в Варшаве

Восстание в Варшавском гетто

С первых же дней восстания в Варшавском гетто АК поддерживала контакты с еврейским бойцами и старалась поддержать их, обеспечивая поставки и нанося поддерживающие удары немцам. Некоторые из солдат АК добровольно присоединились к бойцам в гетто с самого первого дня восстания.[3]

Генрик Ивански был командиром особого отряда АК, который воевал во время восстания в Варшавском гетто. 26 апреля командование АК получило сообщение, что командир восстания от Еврейского военного союза Давид Мориц Апфельбаум ранен и требует немедленной помощи, оружия и боеприпасов. Командование приказало Иванскому организовать переход боевой группы в гетто, а также участие в боевых действиях.

Приказ должен был быть выполнен одним из отрядов АК - Корпуса безопасности. Его возглавил Генрик Ивански, заместитель - Владислав Зайдлер ("Зарски"), и охранять их должен был Павел "Рох" Ковальски. Среди 18 членов группы были его брат Вацлав и сын Роман. Отряд Иванского проник на территорию гетто 27 апреля, неся боеприпасы и другие принадлежности, по тоннелю под улицей Мурановской, где произошёл крупнейший бой восстания, который вёл Еврейский военный союз - ЕВС.

На Мурановской площади солдаты Корпуса безопасности сожгли немецкий танк, разбили латышскую роту и остановили немцев у дома номер 7. В ходе боевых действий погибло около десяти солдат Корпуса безопасности, в том числе сын майора Роман Ивански и брат Вацлав Ивански, а Генрик был ранен.

Збигнев, другой сын Генрика воевал на улице Кармелицкой и погиб 3 мая 1943 года, выводя группу евреев из гетто. После ранения Ивански был вывезен из гетто в сопровождении группы польских и еврейских бойцов, среди них Бер Марк, который позже написал книгу о восстании. Тем не менее, Ивански вернулся в гетто по крайней мере еще раз, доставив ещё партию боеприпасов и продуктов.[4][5][6] Это было одно из нескольких действий польского сопротивления по оказанию помощи евреям в гетто.[5]

Рассказ Иванского подтверждает 75-я страница так называемого доклада Строопа, донесения командира немецких сил умиротворения гетто Юргена Строопа. Действия Иванского описсаны следующим образом: "Основная группа евреев, смешанная с польскими бандитами, отступила к так называемой Мурановской площади в первый или второй день боев. Там они были усилены большой группой польских бандитов".[7]

Послевоенная судьба

Сотрудничество Генрика Иванского с еврейским движением сопротивления и его участие в восстании в гетто в 1943 году, были совершенно неизвестны при коммунистическом режиме. Они стали запретной темой, в основном из-за того, что ЕВС был правой организацией в отличие от левой ЕБО, и коммунистические власти пропагандировали память об этой, другой организации.[8]

Аналогичная ситуация имела место в отношении Армии Крайовой. Польские коммунистической власти замалчивали, преуменьшали или полностью маргинализовали участие и достижения некоммунистических подпольщиков и преувеличивали роль в польском движении сопротивления левых организаций: Польской Народной армии, Армии Людовой или ПСРП. В случае восстания Варшавское гетто политической цензуре не понравилось правая ориентация ЕВС и его сотрудничество с Армии Крайовой.

Другой фактор, который повлиял на забвение этого сотрудничества - преследование членов Армии Крайовой коммунистическим режимом ПНР. В результате этих репрессий сами участники событий скрывали свои биографии.

Однако, это дело не подвергалось цензуре на Западе. В начале 60-х годов двадцатого века израильская журналистка Шая Лазар приехал в Варшаву для поиска материалов о ЕВС. Во время поисков она вышла на Генрика Иванского и его коллег, который от имени Армии Крайовой помогали евреям в гетто. Журналистка собрала материал в разговорах с людьми и опубликовала на Западе статьи о вкладе Корпуса безопасности в Восстание в Варшавском гетто и его сотрудничество с Еврейским военным союзом.

На основе этих послевоенных исследований в 1963 году Ивански был награжден Серебряным Крестом Virtuti Militari, одной из самых высоких в Польше военной наградой.

Вскоре после этого, в 1964 году, Генрику Иванскому и его жене Викт́оре (которая на протяжении всей войны прятала евреев) были переданы через посла Израиля в Варшаве Дова Сатоата удостоверения и медали Праведников народов мира, выданные институтом Яд Вашем. Эта награда даётся только если на момент вынесения решения есть выжившие еврейские свидетели.

Споры вокруг личности Иванского в Польше

После падения коммунизма история Иванского стала более известной, однако, вызывает много споров. В последнее время были подняты вопросы, касающиеся несоответствия в отношении характера и масштабов поддержки Иванским еврейского подполья.

Проверки в израильских и польских архивах породили утверждения, что Ивански преувеличил свою деятельность в военное время, делал антисемитские и антиизраильские радио- и телепередачи, и как информатор польской тайной полиции шпионил за охотником за нацистами Симоном Визенталем и действовал против Еврейского исторического института.

В Институт народной памяти (Instytut Pamięci Narodowej, IPN) был подан запрос на поиск в делах информации о Генрике Иванском и Корпусе безопасности. По данным историков этого учреждения, Ивански и его коллеги были обычными самозванцами. Ивански никогда не был офицером или даже членом Армии Крайовой, ни один из членов "его группы" не участвовал ни в одном из двух восстаний (1943 и 1944). Критику личности Иванского и его предполагаемой деятельности напечатали журналы "Wiezi" и "Tygodnik Powszechny".

Согласно статье Дариуша Либёнки и Лауренца Вейнбаума, Ивански и его коллеги переделали после войны свои биографии, приписали себе заслуги, которые не имели места.

Кроме того, в журнале "Tygodnik Powszechny" в апреле 2006 года опубликована статья Восстание в гетто: кто что сделал, в которой о Корпусе безопасности написано: "По мнению гданьского историка Януша Маршалка это формирование было небольшим, собравшим людей с большими амбициями, доказательством этого должно быть присвоение себе даже генеральских чинов, а также удивительные политические кувырки, закончившиеся сотрудничеством с ПСРП и Советами".

Основания для такого обвинения существуют. Слишком маловероятно для члена Армии Крайовой, чтобы его терпели, и, ещё менее вероятно, наградили медалью коммунисты. С другой стороны, Корпус безопасности, в котором состоял Ивански, вовремя вышел из Армии Крайовой и присоединился к прокоммунистическим силам (именно это теперь не нравится польским журналистам). Тем самым, его офицеры могли не считаться врагами коммунистической власти (и даже не числиться в списках АК).

Также возможна месть с помощью средств истории за его действия в 1968 году, когда он то ли был антисемитом, то ли рассматриваться как таковой.[9][10][11][12]

Литература и ссылки

Источники

Примечания

  1. http://zaprasza.net/a_y.php?mid=9721&
  2. [1] Waldemar Moszkowski, "Prawda o powstaniu w getcie warszawskim. Karly krzycza, gdy spia herosi" Nasz Dziennik,20 kwietnia 2006, Nr 93 (Вальдемар Мошковский, "Правда о восстании Варшавского гетто. Карлики кричат, когда спят герои")
  3. http://www.thehistorynet.com/wwii/blgenocide/index2.html
  4. http://www.raoulwallenberg.net/english/Saviors/POLONIA/iv.htm
  5. 5,0 5,1 http://www.ucis.pitt.edu/eehistory/H200Readings/Topic4-R3.html
  6. http://books.google.com/books?vid=ISBN0195051947&id=Kg0L3L0kImUC&pg=PA124&lpg=PA124&dq=Henryk+Iwanski&sig=ycURK4-GNg42vZ5Ea2UtaZYA6eE
  7. [2] Raport Jurgena Stroopa potwierdzajacy udzial Korpusu Bezpieczenstwa w powstaniu w Getcie warszawskim w jezyku niemieckim oraz angielskim (Доклад Юрген Строопа об участии Корпуса безопасности в восстании в Варшавском гетто на немецком и английском языках)
  8. [3] When Light Pierced the Darkness: Christian Rescue of Jews in Nazi-Occupied Poland (Когда свет пронзает тьму: христианские спасители евреев в оккупированной нацистами Польше)
  9. См. также: История евреев Польши: 1967–1989
  10. Dariusz Libionka and Laurence Weinbaum. Deconstructing Memory and History: The Jewish Military Union (ZZW) and the Warsaw Ghetto Uprising. Jewish Political Studies Review 18:1-2 (Spring 2006).
  11. Yitzhak Zuckerman. A Surplus of Memory: Chronicle of the Warsaw Ghetto Uprising (Избыток памяти: хроника восстания в Варшавском гетто). University of California Press, 1993, pp. 410-12; 415.
  12. Следует вспомнить, что в 1968 году антисемитская кампания коммунистических властей ПНР ударила в первую очередь по евреям-коммунистам, многие из которых занимали высокие посты в структурах власти. Евреи-некоммунисты, даже самые левые, к этому времени давно уехали из Польши в Израиль или другие страны. Всё время до 1968 года эти люди поддерживали официальную историю Второй мировой войны и, в частности, восстания в Варшавском гетто. Л.Гроервейдл
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация