Данциг, Авраам бен-Иехиель
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
м (викификация) |
|||
Строка 15: | Строка 15: | ||
{{Начало_работы}} | {{Начало_работы}} | ||
{{ {{#if:Писатель|Писатель|Персона}} | {{ {{#if:Писатель|Писатель|Персона}} | ||
- | |имя = Данциг | + | |имя = Данциг, Авраам бен-Иехиель |
- | |оригинал имени = Danzig | + | |оригинал имени = Danzig, Abraham ben Yehiel |
|портрет = | |портрет = | ||
|размер = | |размер = | ||
Строка 22: | Строка 22: | ||
|имя при рождении = | |имя при рождении = | ||
|род деятельности = Писатель | |род деятельности = Писатель | ||
- | |дата рождения = 1747 | + | |дата рождения = 1747 год |
|место рождения = Данциг, Польша | |место рождения = Данциг, Польша | ||
|гражданство = Польша | |гражданство = Польша | ||
|подданство = | |подданство = | ||
- | |дата смерти = 1820 | + | |дата смерти = 1820 год |
|место смерти = Вильно, Российская Империя | |место смерти = Вильно, Российская Империя | ||
|отец = | |отец = | ||
Строка 40: | Строка 40: | ||
== Биография == | == Биография == | ||
- | Авраам бен-Иехиель родился в Дануше (Данциг) в 1747 г. или 1748 г., умер в Вильне в 1820 г.. Он происходил из семьи ученых Западной Пруссии. 14-летним мальчиком Данциг отправился в пражскую йешиву, дав отцу слово не проникаться "идеями" Мендельсона; на 18-м году Данциг уже закончил | + | Авраам бен-Иехиель родился в Дануше (Данциг) в 1747 г. или 1748 г., умер в Вильне в 1820 г.. Он происходил из семьи ученых Западной Пруссии. 14-летним мальчиком Данциг отправился в пражскую [[Йешива|йешиву]], дав отцу слово не проникаться "идеями" Мендельсона; на 18-м году Данциг уже закончил [[талмуд]]ическое образование под руководством Иезекииля Ландау и Иосифа Либермана, получил диплом "[[хабер]]а" и переселился в Вильну. Авраам бен-Иехиель отклонил пост виленского раввина, ибо не считал возможным исполнять функции [[раввин]]а за определенную плату, и занялся торговлею, часто с этой целью во время ярмарок наезжая в Лейпциг и Кенигсберг. Лишь под старость, потеряв свое состояние (вследствие взрыва порохового склада), Авраам бен-Иехиель согласился занять пост даяна в Вильне. |
- | Данциг собрал весь обширный материал, накопившийся за два с половиной века со времени появления Шулхан | + | Данциг собрал весь обширный материал, накопившийся за два с половиной века со времени появления "[[Шулхан Арух]]а", и изложил его в удобочитаемой форме. Кодекс Данцига имеет в виду не столько раввина, сколько культурного мирянина. Здесь заметно стремление к более точному изложению закона, а в его сочинениях и практических трактатах "Nischmat Adam" и "Binat Adam", которые являются приложениями и научным аппаратом к "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", Данциг при всей присущей ему скромности не останавливается перед оппозицией взглядам позднейших авторитетов и нередко высказывается против новых запретов. |
- | === | + | "Chaje Adam" пользовалось необычайным успехом, и во многих городах организовались кружки с целью изучения его, еще и по сие время существующие в некоторых местечках Северо-Западного края. Успех книги был вполне заслуженный: Авраам бен-Иехиель внес живую струю в свои труды, особенно останавливаясь на этическом значении религиозных предписаний. Эта точка зрения чрезвычайно отчетливо проявляется в "Beth Abraham", где талантливо, хотя и пространно, доказывается, что усердное занятие галахической частью [[Талмуд]]а не исключает глубокого интереса к вопросам этики. |
+ | |||
+ | Высшей обязанностью человека, по мнению автора, служит любовь к Богу, богобоязнь же — средство к достижению высшей цели. Пользование благами мира сего не должно быть в корне отрицаемо, но человек обязан помнить, что задачей его жизни является познание Бога и совершение добрых дел. Данциг придает особо важное значение молитве, замечая, что она не должна состоять в одном лишь "бормотании устами", причем своим детям он советует лучше молиться на немецком, чем на непонятном им еврейском языке. Совет этот характерен, если принять во внимание, что в том же сочинении Авраам бен-Иехиель протестует против всяких новшеств, не одобряя даже чтения немецких книг. | ||
+ | |||
+ | Высшими качествами человека Данциг считает любовь к истине и довольство своим положением, повторно указывая на то, что "оскорбление ближнего заслуживает большего упрека, чем грех против Бога". Он убеждает членов своей семьи честно вести торговые дела как с евреями, так и с неевреями и никогда не решать денежных дел по собственному усмотрению, но в сомнительных случаях обращаться к ученому. Настаивая на строгом соблюдении религиозных обрядов, Авраам бен-Иехиель, не задумываясь, приказывает детям пропустить время молитвы, если необходимо раздобыть деньги для уплаты жалованья рабочему. | ||
+ | |||
+ | Любопытно предостережение Данциг от изучения [[Каббала|каббалы]] ранее наступления зрелого возраста и до полного усвоения талмудической и [[раввин]]ской литературы. Сам Данциг обнаруживает знакомство с каббалой, хотя в его [[Галаха|галахических]] сочинениях особенно ярко это не сказывается. | ||
+ | |||
+ | Несколько мистический характер носит составленная Данцигом прекрасная [[молитва]] на канун [[Йом-Киппур]]а | ||
+ | |||
+ | === Произведения === | ||
Данциг автор целого ряда сборников религиозных постановлений: | Данциг автор целого ряда сборников религиозных постановлений: | ||
* "Chaje Adam: Nischmat Adam", 1810; | * "Chaje Adam: Nischmat Adam", 1810; | ||
* "Chochmat Adam: Binat Adam", 1814 (много раз переизданы); | * "Chochmat Adam: Binat Adam", 1814 (много раз переизданы); | ||
- | * "Schaare Zedek" — специально о религиозных предписаниях, действующих по сие время, хотя связанных непосредственно с Палестиною, 1812 (Иерусалим, 1863); | + | * "Schaare Zedek" — специально о религиозных предписаниях, действующих по сие время, хотя связанных непосредственно с Палестиною, 1812 ([[Иерусалим]], 1863); |
- | * "Zichru Torat Moscheh", предписаний о | + | * "Zichru Torat Moscheh", предписаний о [[Шабат]]е, [[Вильна]], 1820; |
* "Toledoth Adam", комментария к пасхальной гагаде, 1817; "Beth Abraham", сочинения нравоучительного характера, 1821 (переведено на жаргон в 1875 г.) и др. | * "Toledoth Adam", комментария к пасхальной гагаде, 1817; "Beth Abraham", сочинения нравоучительного характера, 1821 (переведено на жаргон в 1875 г.) и др. | ||
Среди неизданных трудов имеются сочинение по этике, выдержки из которого напечатаны во введении к "Zichru Torat Moscheh", и комментарии к некоторым библейским книгам. — Известность Данцига зиждется на его сочинениях "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", содержание которых соответствует двум первым частям Шулхан-Аруха. | Среди неизданных трудов имеются сочинение по этике, выдержки из которого напечатаны во введении к "Zichru Torat Moscheh", и комментарии к некоторым библейским книгам. — Известность Данцига зиждется на его сочинениях "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", содержание которых соответствует двум первым частям Шулхан-Аруха. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 09:31, 1 июня 2011
Регулярная статья | |
Raphael | |
01/06/2011 | |
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
{{{Имя}}} | |
Дата рождения: |
{{{Дата рождения}}} |
---|---|
Род деятельности: |
{{{Род деятельности}}} |
Авраам бен-Иехиель Данциг (1748-1820) - раввин, кодификатор, поским, наиболее известный по своим алахическим трудамтрудам "Хайей Адам" и "Хохма Адам".
Содержание |
Биография
Авраам бен-Иехиель родился в Дануше (Данциг) в 1747 г. или 1748 г., умер в Вильне в 1820 г.. Он происходил из семьи ученых Западной Пруссии. 14-летним мальчиком Данциг отправился в пражскую йешиву, дав отцу слово не проникаться "идеями" Мендельсона; на 18-м году Данциг уже закончил талмудическое образование под руководством Иезекииля Ландау и Иосифа Либермана, получил диплом "хабера" и переселился в Вильну. Авраам бен-Иехиель отклонил пост виленского раввина, ибо не считал возможным исполнять функции раввина за определенную плату, и занялся торговлею, часто с этой целью во время ярмарок наезжая в Лейпциг и Кенигсберг. Лишь под старость, потеряв свое состояние (вследствие взрыва порохового склада), Авраам бен-Иехиель согласился занять пост даяна в Вильне.
Данциг собрал весь обширный материал, накопившийся за два с половиной века со времени появления "Шулхан Аруха", и изложил его в удобочитаемой форме. Кодекс Данцига имеет в виду не столько раввина, сколько культурного мирянина. Здесь заметно стремление к более точному изложению закона, а в его сочинениях и практических трактатах "Nischmat Adam" и "Binat Adam", которые являются приложениями и научным аппаратом к "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", Данциг при всей присущей ему скромности не останавливается перед оппозицией взглядам позднейших авторитетов и нередко высказывается против новых запретов.
"Chaje Adam" пользовалось необычайным успехом, и во многих городах организовались кружки с целью изучения его, еще и по сие время существующие в некоторых местечках Северо-Западного края. Успех книги был вполне заслуженный: Авраам бен-Иехиель внес живую струю в свои труды, особенно останавливаясь на этическом значении религиозных предписаний. Эта точка зрения чрезвычайно отчетливо проявляется в "Beth Abraham", где талантливо, хотя и пространно, доказывается, что усердное занятие галахической частью Талмуда не исключает глубокого интереса к вопросам этики.
Высшей обязанностью человека, по мнению автора, служит любовь к Богу, богобоязнь же — средство к достижению высшей цели. Пользование благами мира сего не должно быть в корне отрицаемо, но человек обязан помнить, что задачей его жизни является познание Бога и совершение добрых дел. Данциг придает особо важное значение молитве, замечая, что она не должна состоять в одном лишь "бормотании устами", причем своим детям он советует лучше молиться на немецком, чем на непонятном им еврейском языке. Совет этот характерен, если принять во внимание, что в том же сочинении Авраам бен-Иехиель протестует против всяких новшеств, не одобряя даже чтения немецких книг.
Высшими качествами человека Данциг считает любовь к истине и довольство своим положением, повторно указывая на то, что "оскорбление ближнего заслуживает большего упрека, чем грех против Бога". Он убеждает членов своей семьи честно вести торговые дела как с евреями, так и с неевреями и никогда не решать денежных дел по собственному усмотрению, но в сомнительных случаях обращаться к ученому. Настаивая на строгом соблюдении религиозных обрядов, Авраам бен-Иехиель, не задумываясь, приказывает детям пропустить время молитвы, если необходимо раздобыть деньги для уплаты жалованья рабочему.
Любопытно предостережение Данциг от изучения каббалы ранее наступления зрелого возраста и до полного усвоения талмудической и раввинской литературы. Сам Данциг обнаруживает знакомство с каббалой, хотя в его галахических сочинениях особенно ярко это не сказывается.
Несколько мистический характер носит составленная Данцигом прекрасная молитва на канун Йом-Киппура
Произведения
Данциг автор целого ряда сборников религиозных постановлений:
- "Chaje Adam: Nischmat Adam", 1810;
- "Chochmat Adam: Binat Adam", 1814 (много раз переизданы);
- "Schaare Zedek" — специально о религиозных предписаниях, действующих по сие время, хотя связанных непосредственно с Палестиною, 1812 (Иерусалим, 1863);
- "Zichru Torat Moscheh", предписаний о Шабате, Вильна, 1820;
- "Toledoth Adam", комментария к пасхальной гагаде, 1817; "Beth Abraham", сочинения нравоучительного характера, 1821 (переведено на жаргон в 1875 г.) и др.
Среди неизданных трудов имеются сочинение по этике, выдержки из которого напечатаны во введении к "Zichru Torat Moscheh", и комментарии к некоторым библейским книгам. — Известность Данцига зиждется на его сочинениях "Chaje Adam" и "Chochmat Adam", содержание которых соответствует двум первым частям Шулхан-Аруха.