Гольдфаден, Авром

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Внешние ссылки)
Строка 14: Строка 14:
[[Image:Abraham_Goldfaden.jpg|thumb|right|Авром Гольдфаден]]
[[Image:Abraham_Goldfaden.jpg|thumb|right|Авром Гольдфаден]]
-
'''Авром Го́льдфаден''' (''Авраам Гольденфоден'', 24 июля 1840, [[Староконстантинов]] — 9 января 1908, [[Нью-Йорк]]) — еврейский поэт, композитор и драматург, автор музыкальных пьес.
+
'''Авром Гольдф́аден''' (Goldfaden, Abraham; ''Авраам Голденфодим'', 24 июля 1840, [[Староконстантинов]], Хмельницкая область, Украина, — 9 января 1908, [[Нью-Йорк]]) — еврейский поэт, композитор и драматург, автор музыкальных пьес, основатель профессионального театра на [[идиш]].
-
Написал около 60 пьес. В 1876 г. основал в [[Румыния|Румынии]] первую в мире профессиональную театральную труппу, ставившую пьесы на [[идиш]].  
+
== Образование ==
 +
Сын часовщика, приверженца [[Ѓаскала|Ѓаскалы]], Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя.
 +
 
 +
До 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы.
 +
 
 +
== Начало поэтического творчества ==
 +
Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника [[Готлобер, Авраhам Бер|А. Б. Готлобера]] стал писать стихотворения на [[иврит]]е, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865).
 +
 
 +
Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на [[идиш]] «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями.
 +
 
 +
После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» ([[Черновицы]], 1876) Гольдфаден переехал в [[Яссы]].
 +
 
 +
== Начало драматургического творчества ==
 +
Встреча с «[[Бродер, Берл|бродеровскими певцами]]», исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами.
 +
 
 +
Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на [[идиш]]. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара.
 +
 
 +
Труппа Гольдфадена гастролировала по [[Румыния|Румынии]] с большим успехом. В 1879 году поехала в Россию. Из-за запрета русским правительством спектаклей на [[идиш]] труппа Гольдфадена в 1883 г. прекратила существование.
 +
 
 +
Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.).
 +
 
 +
== Жизнь в США ==
 +
В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в [[Нью-Йорк]]е, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в [[Париж]]е и [[Львов]]е. В 1900 г. был делегатом от [[Париж]]а на [[Сионистский конгресс|Сионистском конгрессе]] в [[Лондон]]е. С 1903 г. жил в [[Нью-Йорк]]е.  
-
В 1883 году вместе с труппой переехал в [[Варшава|Варшаву]], а затем в [[Нью-Йорк]].
 
[[Файл:AfishaGoldfadena.jpg|200px|thumb|left|Афиша к спектаклю по пьесе А. Гольдфадена «Бар-Кохба». Нью-Йорк, 1917 (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
[[Файл:AfishaGoldfadena.jpg|200px|thumb|left|Афиша к спектаклю по пьесе А. Гольдфадена «Бар-Кохба». Нью-Йорк, 1917 (из Электронной еврейской энциклопедии)]]
Благодаря его усилиям также была осуществлена первая театральная постановка в [[США]] на языке [[иврит]].
Благодаря его усилиям также была осуществлена первая театральная постановка в [[США]] на языке [[иврит]].
-
При жизни были изданы два сборника стихов Гольдфадена.
+
== Особенности пьес Гольдфадена ==
 +
Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена.  
-
Автор около 60 пьес. Пьесы начинал писать на [[иврит]]е, но затем перешёл на [[идиш]].
+
Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на [[идиш]], подвергаясь последующим обработкам.  
-
Наиболее известные пьесы:
+
Особенно популярны его водевили:  
-
* «Колдунья»,
+
* «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877),
-
* «Двое простофиль»,
+
* «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880),
-
* «Бабушка с внучкой»,
+
-
* «Рекруты»,
+
-
* «Суламифь»,
+
-
* «Бар Кохба»,
+
-
* «Д-р Альмасадо».<ref>Большая Советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 12. Голубянки — Гродовка. 1952. 636 стр., илл.; 60 л. илл. и карт. (стр. 10)</ref>
+
-
Колыбельная из оперы «Суламифь» ([[Роженькис унд мандлех]]) стала народной песней.
+
музыкальные драмы:
 +
* «Шуламис» («Суламифь», 1880),
 +
* «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие.
-
<!-- ГО́ЛЬДФАДЕН Аврахам (Goldfaden, Abraham; настоящая фамилия Голденфодим; 1840, Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина, – 1908, Нью-Йорк), основатель профессионального театра на идиш, драматург и поэт. Сын часовщика, приверженца Хаскалы, Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя и до 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы. Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника А. Б. Готлобера стал писать стихотворения на иврите, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865). Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на идиш «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями. После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» (Черновицы, 1876) Гольдфаден переехал в Яссы. Встреча с «бродеровскими певцами» (см. Б. Бродер), исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами. Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на идиш. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара. Из-за запрета русским правительством спектаклей на идиш труппа Гольдфадена после триумфального турне по Румынии и России (с 1879 г.) в 1883 г. прекратила существование. Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.). В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в Нью-Йорке, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в Париже и Львове. В 1900 г. был делегатом от Парижа на Сионистском конгрессе в Лондоне. С 1903 г. жил в Нью-Йорке.  
+
Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо XIV в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России.  
-
Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена. Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на идиш, подвергаясь последующим обработкам. Особенно популярны его водевили «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877), «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880), музыкальные драмы «Шуламис» («Суламифь», 1880), «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо 14 в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России. Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец Ховевей Цион, стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.  
+
Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец [[Ховевей Цион]], стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.  
-
Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей. Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы. Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы. Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на иврит.  
+
== Музыка Гольдфадена ==
 +
Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей.  
-
Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров, из числа которых многие вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идиш в ряде стран. -->
+
Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы.
 +
 
 +
Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы.
 +
 
 +
Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на [[иврит]].
 +
 
 +
Колыбельная из оперы «Суламифь» ([[Роженькис унд мандлех]]) стала популярной народной песней.
 +
 
 +
== Значение творчества Гольдфадена ==
 +
Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров. Многие из них вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на [[идиш]] в ряде стран.
== Внешние ссылки ==
== Внешние ссылки ==
Строка 52: Строка 81:
Примечания
Примечания
{{Примечания}}
{{Примечания}}
-
 
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
Строка 65: Строка 93:
[[Категория:Евреи в США/Канаде]]
[[Категория:Евреи в США/Канаде]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
[[Категория:Евреи в Европе]]
-
 
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 07:22, 28 мая 2011

Тип статьи: Регулярная статья


Файл:Abraham Goldfaden.jpg
Авром Гольдфаден

Авром Гольдф́аден (Goldfaden, Abraham; Авраам Голденфодим, 24 июля 1840, Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина, — 9 января 1908, Нью-Йорк) — еврейский поэт, композитор и драматург, автор музыкальных пьес, основатель профессионального театра на идиш.

Содержание

Образование

Сын часовщика, приверженца Ѓаскалы, Гольдфаден получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском раввинском училище, получил звание учителя.

До 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы.

Начало поэтического творчества

Еще в Житомире Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника А. Б. Готлобера стал писать стихотворения на иврите, вошедшие в сборник «Цицим у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865).

Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на идиш «Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными песнями.

После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» (Черновицы, 1876) Гольдфаден переехал в Яссы.

Начало драматургического творчества

Встреча с «бродеровскими певцами», исполнявшими еврейские песни (в том числе и сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни занимательными диалогами.

Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»), восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на идиш. Это был странствующий театр «блуждающих звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером, оформителем спектаклей и автором всего репертуара.

Труппа Гольдфадена гастролировала по Румынии с большим успехом. В 1879 году поехала в Россию. Из-за запрета русским правительством спектаклей на идиш труппа Гольдфадена в 1883 г. прекратила существование.

Гольдфаден выехал в Варшаву, где создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.).

Жизнь в США

В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в Нью-Йорке, издавал газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в Париже и Львове. В 1900 г. был делегатом от Парижа на Сионистском конгрессе в Лондоне. С 1903 г. жил в Нью-Йорке.

Афиша к спектаклю по пьесе А. Гольдфадена «Бар-Кохба». Нью-Йорк, 1917 (из Электронной еврейской энциклопедии)

Благодаря его усилиям также была осуществлена первая театральная постановка в США на языке иврит.

Особенности пьес Гольдфадена

Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена.

Тем не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на идиш, подвергаясь последующим обработкам.

Особенно популярны его водевили:

  • «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877),
  • «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех» («Фанатик, или два простофили», 1880),

музыкальные драмы:

  • «Шуламис» («Суламифь», 1880),
  • «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879) и другие.

Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо XIV в. явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России.

Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882) Гольдфаден, приверженец Ховевей Цион, стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил для сопротивления произволу.

Музыка Гольдфадена

Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для спектаклей.

Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих песенных текстов, входивших в пьесы.

Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие получили распространение благодаря спектаклям его труппы.

Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на иврит.

Колыбельная из оперы «Суламифь» (Роженькис унд мандлех) стала популярной народной песней.

Значение творчества Гольдфадена

Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских актеров. Многие из них вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идиш в ряде стран.

Внешние ссылки

Примечания

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация