Ядов, Яков Петрович
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Из воспоминаний) |
|||
(9 промежуточных версий не показаны.) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | '''Яков Петрович Я́дов''' (настоящая фамилия ''Давы́дов'', ещё псевдонимы: ''Жгут'', ''Боцман Яков'', ''Яків Отрута'', ''Яків Боцман'', ''Пчела'') — поэт, писатель, киносценарист, эстрадный драматург, автор слов широко известной песни | + | '''Яков Петрович Я́дов''' (настоящая фамилия ''Давы́дов'', ещё псевдонимы: ''Жгут'', ''Боцман Яков'', ''Яків Отрута'', ''Яків Боцман'', ''Пчела'') — поэт, писатель, киносценарист, эстрадный драматург, автор слов широко известной песни «[[Бублички]]». Родился в 1873 году (возможно, на Подоле, Киев?). Умер в 1940 году (иногда ошибочно указан 1942 год) в Москве. |
== Литературная биография == | == Литературная биография == | ||
- | Яков Ядов работал в качестве стихотворного | + | Яков Ядов работал в качестве стихотворного фельетониста в советских газетах: «Одесские известия», «Станок», «Моряк» ([[Одесса]]), «Трудовой Батум», «Пролетарий», «Всеукраинский пролетарий», «Харьковский пролетарий» и «Коммунист» ([[Харьков]]), «Красное Знамя» ([[Владивосток]]). Жил долгое время в Одессе, потом в [[Ленинград]]е. С 1930 года — в Москве. |
- | Автор нескольких | + | Автор нескольких сценариев первых советских агитфильмов. |
Впервые Яков Давыдов в качестве писателя-публициста появился в Одессе. В литературной столице революционной России Яков Петрович работал в газете «Одесские известия» и под псевдонимом ''«Яков Боцман»'' писал [[фельетон]]ы в «Моряке». Там же, в Одессе он познакомился с [[Ильф, Илья Арнольдович|И. Ильфом]], [[Петров, Евгений Петрович|Е.Петровым]], [[Катаев, Валентин Петрович|В.Катаевым]] и [[Паустовский, Константин Георгиевич|К.Паустовским]]<ref>[http://www.sem40.ru/rest/music/musican/13137/ Сестры Берри. Сказание о бубличках]. Автор Игорь Аксельрод</ref>. | Впервые Яков Давыдов в качестве писателя-публициста появился в Одессе. В литературной столице революционной России Яков Петрович работал в газете «Одесские известия» и под псевдонимом ''«Яков Боцман»'' писал [[фельетон]]ы в «Моряке». Там же, в Одессе он познакомился с [[Ильф, Илья Арнольдович|И. Ильфом]], [[Петров, Евгений Петрович|Е.Петровым]], [[Катаев, Валентин Петрович|В.Катаевым]] и [[Паустовский, Константин Георгиевич|К.Паустовским]]<ref>[http://www.sem40.ru/rest/music/musican/13137/ Сестры Берри. Сказание о бубличках]. Автор Игорь Аксельрод</ref>. | ||
Строка 11: | Строка 11: | ||
Как он сам о себе пишет в письме к [[Вышинский, Андрей Януарьевич|Вышинскому]] от 16.04.1940, ОСЭ (общество советской эстрады) решило его ликвидировать как несогласного с [[РАПП]]овскими установками в области эстрады: {{начало цитаты}}'' «Видя, что силы неравны, что меня могут угробить, я уехал в Москву. В мое отсутствие, за неимением Ядова, ОСЭ ликвидировало эстраду вообще, а затем самоликвидировалось. '' | Как он сам о себе пишет в письме к [[Вышинский, Андрей Януарьевич|Вышинскому]] от 16.04.1940, ОСЭ (общество советской эстрады) решило его ликвидировать как несогласного с [[РАПП]]овскими установками в области эстрады: {{начало цитаты}}'' «Видя, что силы неравны, что меня могут угробить, я уехал в Москву. В мое отсутствие, за неимением Ядова, ОСЭ ликвидировало эстраду вообще, а затем самоликвидировалось. '' | ||
''Но в Москве я не спасся. [[РАПП|Рапповцы]] устроили мой „творческий вечер“, на котором разгромили меня в пух и прах, причислив к лику классовых врагов. При этом один из ораторов с циничной откровенностью заявил: '' <br /> — ''Ядова надо ликвидировать, так как из-за таких, как он, нас (то есть рапповцев) на эстраде не исполняют. '' <br /> | ''Но в Москве я не спасся. [[РАПП|Рапповцы]] устроили мой „творческий вечер“, на котором разгромили меня в пух и прах, причислив к лику классовых врагов. При этом один из ораторов с циничной откровенностью заявил: '' <br /> — ''Ядова надо ликвидировать, так как из-за таких, как он, нас (то есть рапповцев) на эстраде не исполняют. '' <br /> | ||
- | ''Этот „творческий вечер“ стоил мне [[инсульт|кровоизлияния в мозг]], к счастью, легкого. Вызванный врач настаивал на немедленном помещении меня в больницу. Но как не члена [[профсоюз]]а (мне было отказано в приеме) меня ни одна больница не брала. Рапповский секретариат тогдашнего Всероскомдрама отказался мне в этом помочь. Гибель казалась неизбежной. Тогда жена обратилась с письмом к тов. [[Сталин]]у с просьбой помочь ее мужу выздороветь. И немедленно из секретариата тов. Сталина последовало распоряжение о предоставлении мне всех видов лечения. Меня положили в больницу, и я был спасен. (…)Затем вдруг Литфонд известил меня, что меня исключают из Литфонда, так как моя литературная продукция не имеет художественной ценности. Но аккуратно взымать 2 % с авторского гонорара, получаемого за „нехудожественную“ продукцию, Литфонд продолжает до сих пор»<ref>[http://www.judaica.kiev.ua/Eg_10/Eg17.htm «Бублики» для прокурора]. Письмо Ядова-Давыдова Вышинскому. Москва. 16.4.40</ref> | + | ''Этот „творческий вечер“ стоил мне [[инсульт|кровоизлияния в мозг]], к счастью, легкого. Вызванный врач настаивал на немедленном помещении меня в больницу. Но как не члена [[профсоюз]]а (мне было отказано в приеме) меня ни одна больница не брала. Рапповский секретариат тогдашнего Всероскомдрама отказался мне в этом помочь. Гибель казалась неизбежной. Тогда жена обратилась с письмом к тов. [[Сталин]]у с просьбой помочь ее мужу выздороветь. И немедленно из секретариата тов. Сталина последовало распоряжение о предоставлении мне всех видов лечения. Меня положили в больницу, и я был спасен. (…)Затем вдруг Литфонд известил меня, что меня исключают из Литфонда, так как моя литературная продукция не имеет художественной ценности. Но аккуратно взымать 2 % с авторского гонорара, получаемого за „нехудожественную“ продукцию, Литфонд продолжает до сих пор».<ref>[http://www.judaica.kiev.ua/Eg_10/Eg17.htm «Бублики» для прокурора]. Письмо Ядова-Давыдова Вышинскому. Москва. 16.4.40</ref>''{{конец цитаты}} |
- | Через некоторое время после этого обращения о помощи Якова Ядова не стало. Он умер в том же | + | Через некоторое время после этого обращения о помощи Якова Ядова не стало. Он умер в том же 1940 году (в некоторых материалах ошибочно указан 1942 год)<ref>[http://booknik.ru/publications/?id=26973&articleNum=1 История песни.]Автор [[Генис, Александр Александрович|Александр Генис]]</ref>. К тому времени его самая знаменитая песня уже давно жила сама по себе. |
- | == | + | == Из воспоминаний == |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
Константин Паустовский вспоминал, что Ядов был по натуре человеком уступчивым и уязвимым, жил очень бедно: {{начало цитаты}}«В тридцатые работы у него было очень мало, да и слава его как автора „Бубликов“ не способствовала яркой советской эстрадной карьере. Жить ему было бы трудно, если бы не любовь к нему из-за его песенок всей портовой и окраинной Одессы. Ядов охотно писал для них песенки буквально за гроши».(…) «…На эстраде оркестр… играл попурри из разных опереток, потом заиграл знаменитую песенку Ядова: <br /> | Константин Паустовский вспоминал, что Ядов был по натуре человеком уступчивым и уязвимым, жил очень бедно: {{начало цитаты}}«В тридцатые работы у него было очень мало, да и слава его как автора „Бубликов“ не способствовала яркой советской эстрадной карьере. Жить ему было бы трудно, если бы не любовь к нему из-за его песенок всей портовой и окраинной Одессы. Ядов охотно писал для них песенки буквально за гроши».(…) «…На эстраде оркестр… играл попурри из разных опереток, потом заиграл знаменитую песенку Ядова: <br /> | ||
Строка 130: | Строка 24: | ||
''Ядов усмехнулся, разглядывая скатерть, залитую вином. Я подошел к оркестру и сказал дирижеру, что в зале сидит автор этой песенки одесский поэт Ядов. <br /> | ''Ядов усмехнулся, разглядывая скатерть, залитую вином. Я подошел к оркестру и сказал дирижеру, что в зале сидит автор этой песенки одесский поэт Ядов. <br /> | ||
''Оркестранты встали, подошли к нашему столику. Дирижер взмахнул рукой, и развязный мотив песенки загремел под дымными сводами ресторана. Ядов поднялся. Посетители ресторана тоже встали и начали аплодировать ему»<ref>[http://a-pesni.golosa.info/dvor/a-jadov.htm «ЗАБЫТЫЙ И НЕЗАБЫТЫЙ ЯКОВ ЯДОВ»], </ref>{{конец цитаты}}. | ''Оркестранты встали, подошли к нашему столику. Дирижер взмахнул рукой, и развязный мотив песенки загремел под дымными сводами ресторана. Ядов поднялся. Посетители ресторана тоже встали и начали аплодировать ему»<ref>[http://a-pesni.golosa.info/dvor/a-jadov.htm «ЗАБЫТЫЙ И НЕЗАБЫТЫЙ ЯКОВ ЯДОВ»], </ref>{{конец цитаты}}. | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
[http://www.shanson.org/articles/utesov/ Последнее интервью Леонида Утесова.] [[Паперный, Зиновий Самойлович|Зиновий Паперный]] берет интервью у [[Утёсов, Леонид Осипович|Леонида Утёсова]]. (Публикация: «Театральная жизнь», № 14, 1987 г., с. 32-33): | [http://www.shanson.org/articles/utesov/ Последнее интервью Леонида Утесова.] [[Паперный, Зиновий Самойлович|Зиновий Паперный]] берет интервью у [[Утёсов, Леонид Осипович|Леонида Утёсова]]. (Публикация: «Театральная жизнь», № 14, 1987 г., с. 32-33): | ||
Строка 211: | Строка 88: | ||
[[Категория:Персоналии по алфавиту]] | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Еврейские поэты]] |
- | + | ||
- | + | {{WikiCopyRight}} | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | {{checked_final}} |
Текущая версия на 12:34, 27 мая 2011
Яков Петрович Я́дов (настоящая фамилия Давы́дов, ещё псевдонимы: Жгут, Боцман Яков, Яків Отрута, Яків Боцман, Пчела) — поэт, писатель, киносценарист, эстрадный драматург, автор слов широко известной песни «Бублички». Родился в 1873 году (возможно, на Подоле, Киев?). Умер в 1940 году (иногда ошибочно указан 1942 год) в Москве.
Содержание |
Литературная биография
Яков Ядов работал в качестве стихотворного фельетониста в советских газетах: «Одесские известия», «Станок», «Моряк» (Одесса), «Трудовой Батум», «Пролетарий», «Всеукраинский пролетарий», «Харьковский пролетарий» и «Коммунист» (Харьков), «Красное Знамя» (Владивосток). Жил долгое время в Одессе, потом в Ленинграде. С 1930 года — в Москве.
Автор нескольких сценариев первых советских агитфильмов.
Впервые Яков Давыдов в качестве писателя-публициста появился в Одессе. В литературной столице революционной России Яков Петрович работал в газете «Одесские известия» и под псевдонимом «Яков Боцман» писал фельетоны в «Моряке». Там же, в Одессе он познакомился с И. Ильфом, Е.Петровым, В.Катаевым и К.Паустовским[1].
Как он сам о себе пишет в письме к Вышинскому от 16.04.1940, ОСЭ (общество советской эстрады) решило его ликвидировать как несогласного с РАППовскими установками в области эстрады:
«Видя, что силы неравны, что меня могут угробить, я уехал в Москву. В мое отсутствие, за неимением Ядова, ОСЭ ликвидировало эстраду вообще, а затем самоликвидировалось.Но в Москве я не спасся. Рапповцы устроили мой „творческий вечер“, на котором разгромили меня в пух и прах, причислив к лику классовых врагов. При этом один из ораторов с циничной откровенностью заявил:
Этот „творческий вечер“ стоил мне кровоизлияния в мозг, к счастью, легкого. Вызванный врач настаивал на немедленном помещении меня в больницу. Но как не члена профсоюза (мне было отказано в приеме) меня ни одна больница не брала. Рапповский секретариат тогдашнего Всероскомдрама отказался мне в этом помочь. Гибель казалась неизбежной. Тогда жена обратилась с письмом к тов. Сталину с просьбой помочь ее мужу выздороветь. И немедленно из секретариата тов. Сталина последовало распоряжение о предоставлении мне всех видов лечения. Меня положили в больницу, и я был спасен. (…)Затем вдруг Литфонд известил меня, что меня исключают из Литфонда, так как моя литературная продукция не имеет художественной ценности. Но аккуратно взымать 2 % с авторского гонорара, получаемого за „нехудожественную“ продукцию, Литфонд продолжает до сих пор».[2]
— Ядова надо ликвидировать, так как из-за таких, как он, нас (то есть рапповцев) на эстраде не исполняют.
Через некоторое время после этого обращения о помощи Якова Ядова не стало. Он умер в том же 1940 году (в некоторых материалах ошибочно указан 1942 год)[3]. К тому времени его самая знаменитая песня уже давно жила сама по себе.
Из воспоминаний
Константин Паустовский вспоминал, что Ядов был по натуре человеком уступчивым и уязвимым, жил очень бедно:
«В тридцатые работы у него было очень мало, да и слава его как автора „Бубликов“ не способствовала яркой советской эстрадной карьере. Жить ему было бы трудно, если бы не любовь к нему из-за его песенок всей портовой и окраинной Одессы. Ядов охотно писал для них песенки буквально за гроши».(…) «…На эстраде оркестр… играл попурри из разных опереток, потом заиграл знаменитую песенку Ядова:
Купите бублики
Оркестранты встали, подошли к нашему столику. Дирижер взмахнул рукой, и развязный мотив песенки загремел под дымными сводами ресторана. Ядов поднялся. Посетители ресторана тоже встали и начали аплодировать ему»[4]
Для всей республики!
Гоните рублики
Вы поскорей!
Ядов усмехнулся, разглядывая скатерть, залитую вином. Я подошел к оркестру и сказал дирижеру, что в зале сидит автор этой песенки одесский поэт Ядов.
.
Последнее интервью Леонида Утесова. Зиновий Паперный берет интервью у Леонида Утёсова. (Публикация: «Театральная жизнь», № 14, 1987 г., с. 32-33):
— Ваша любимая песня?
— Песня протеста.
— Против чего?
— Не против чего, а про что. Про тесто. Короче говоря, «Бублики».
И он поет:
Ночь надвигается,
Фонарь качается,
Мильтон ругается
В ночную мглу. (…)
— А кто автор?
— Яков Ядов.
— Что он еще написал?
— Много… Вот, например, частушки:
От среды и до субботы
В нашей бане нет работы,
От субботы до среды —
В нашей бане нет воды.
Признаюсь, имя Якова Петровича Ядова я услышал тогда впервые. Позднее, уже после смерти Леонида Осиповича, я разбирал вместе с Антониной Сергеевной Ревельс-Утесовой его архив, и вдруг мне попался листок «Частушек» Я. П. Ядова. Там кроме упомянутой частушки о бане были еще и такие:
На эстраде двое пели:
«Нас побить, побить хотели»[5],
До того они завыли,
Что действительно побили.
Торговала Изабелла,
Продавала маркизет.
Барыша она имела
За сто метров десять лет.
Крысоловку постарались
Дать в большой универмаг.
Поутру в ней оказались
Два кассира и завмаг.
Другие произведения
По всей видимости, именно Якову Ядову принадлежит авторство многих «народных» песен НЭПовского времени: «Мурка», «Цыпленок жареный», «Фонарики»...
Яков Ядов является автором популярных песен в исполнении Вадима Козина с его же музыкой «Любушка» («Краше нет на свете нашей Любы…») (см. текст песни), 1939, и «Смейся, смейся громче всех…» (см. текст песни), 1940; в исполнении Утесова («Лимончики»); многих куплетов и юморесок для артистов эстрады, сценариев клоунад. Его скетчи, фельетоны, песни на его стихи исполнялись буквально во всех театральных кабаре. Особенно много было написано текстов для исполнения актером Григорием Марковичем Красавиным.
Сценарии к фильмам
Автор сценариев к фильмам:
- 1919 — «Запуганный буржуй»
- 1919 — «Азиатская гостья»
- 1923 — «Магнитная аномалия» (Производство: ВУФКУ (Одесса); режиссёр Пётр Чардынин, фильм не сохранился)
О двух предыдущих фильмах не сохранилось даже информации. Ничего — кроме названия.
Примечания
- ↑ Сестры Берри. Сказание о бубличках. Автор Игорь Аксельрод
- ↑ «Бублики» для прокурора. Письмо Ядова-Давыдова Вышинскому. Москва. 16.4.40
- ↑ История песни.Автор Александр Генис
- ↑ «ЗАБЫТЫЙ И НЕЗАБЫТЫЙ ЯКОВ ЯДОВ»,
- ↑ «Нас побить, побить хотели» - модная в начале 1930-х патриотическая песня на слова Демьяна Бедного и музыку Александра Давиденко, посвящена победе Особой Дальневосточной армии над китайскими милитаристами летом и осенью 1929 г. См. Демьян Бедный — Нас побить, побить хотели! и см. Демьян Бедный
Ссылки
- Паустовский К.Г. Время больших ожиданий
- Владимир Бахтин. ЗАБЫТЫЙ И НЕЗАБЫТЫЙ ЯКОВ ЯДОВ. (Журнал «Нева», 2001, № 2)
- Интервью. Зиновий Паперный берет интервью у Леонида Утёсова, «Театральная жизнь», № 14, 1987 г., с. 32-33.:
- Кино-Театр.ру
- Песня «Бублики», с нотами
- "БУБЛИКИ" НА ЛАНЖЕРОНОВСКОЙ. Автор Александр ГАЛЯС. "Порто-Франко", Одесса, 25 (821), 30.06.2006
- Мигдаль Times № 68, автор Инна НАЙДИС
- Сестры Берри. Сказание о бубличках
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.