Арбаа Турим (книга)
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Структура и содержание: викиф.) |
м (→См. также: оформление) |
||
Строка 48: | Строка 48: | ||
* [[Яков бен Ашер]] | * [[Яков бен Ашер]] | ||
* [[Шулхан арух]] | * [[Шулхан арух]] | ||
- | * [[Кицур | + | * [[Кицур Шулхан Арух]] |
* [[Мишнэ Тора]] | * [[Мишнэ Тора]] | ||
Версия 18:24, 16 мая 2011
Регулярная статья | |
Raphael | |
10/05/2011 | |
Арбаа турим (ивр. אַרְבַּעָה טוּרִים - "четыре ряда"), (сокращённо "Тур") - важный алахический свод, составленный р. Йаковом бен Ашером (1270-1340), так же известным как Бааль hа-Турим ("Хозяин рядов"). Структура из 4х книг позже дала начало кн. "Шулхан арух".
Содержание |
Значение названия
Название книги переводится с иврита как "4 ряда" - это аллюзия на украшение хошена первосвященника. Каждая глава работы - "Тур", поэтому, например, заголовок "Тур Орах Хайим симан 22" означает "Раздел Орах Хайим, глава 22". В дальнейшем, для отличия от соответствующего радела в Шулхан Арух, в заголовок добавилась запятая ("Тур, Орах Хайим симан 22") и так "Тур" стал названием всей работы.
Структура и содержание
Как уже было сказано, книга "Арбаа турим" состоит из 4х глав ("туров"), которые в свою очередь поделены на разделы (на иврите "симан", мн. "симаним")
- «Орах Хаим» (ивр. אוֹרַח חַיִים - "образ жизни", фраза из псалма 16:11) — правила повседневной жизни и молитв, законы Шабата, праздников и постов;
- «Йоре Де'а» (ивр. יוֹרֶה דֵעָה - "учит знанию", фраза из Йешайи 28:9) — законы о ниде, шхите и все вопросы кашрута;
- «Эвен а-Эзер» (ивр. אֶבֶן הָעֵזֶר - "Ковчег Божий", фраза из Шмуэль-I 5:1) — законы семьи и брака.
- «Хошен Мишпат» (ивр. חוֹשֶן מִשפָּט - "хошен истины", фраза из Шмот 28:15) — законы судопроизводства; гражданское право и взаимоотношения между людьми; имущественные споры и их решение.
В книге "Арбаа турим" автор исследует практику еврейского закона исходя из текстов Торы, изречений Талмуда эпохи Ришоним. Он использовал свод р. Ицхака Альфази как отправную точку, сравнивая его мнение с мнением Маймонида и ашкеназской традицией, собранной в литературе Тосафот.
В отличие от "Мишнэ Тора" Маймонида Тур не ограничивается догмами, постулатами, а сравнивает имеющиеся мнения по любым спорным моментам (хотя в большинстве случаев Яков бен Ашер принимает мнение своего отца - Ашера сына Иехиэля).
Другое отличие "Арбаа турим" от "Мишнэ Тора" в том, что она описывает только те законы, которые применимы в галуте.
Дальнейшая история
Наиболее известным комментарием к "Арбаа турим" является труд "Бейт Йосеф" (Дом Йосефа) р. Йосефа Каро, хотя он и выходит за рамки обычных комментариев в том, что проводя обзор данных мнений, пытается привести к окончательному и единственному решению каждого вопроса и дать таким образом всеобъемлющий сборник Галахи.
Другими комментариями являются "Байт Хадаш" (Новый Дом) (р. Йоэль Сиркис), "Даркей Моше" (Моше Иссерес), "Бейт Исраэль"/ "Периша у-Дериша" (Дом Израиля/Разворачивание (свитка) и выводы) (Джошуа Фальк) и другие работы эпохи Ахроним.
Тур по-прежнему играет важную роль в Галахе.
- "Шульхан Арух" рабби Йосефа Каро, фундаментальный труд по Галахе, является сжатой версией его книги "Бейт Йосеф" и следует основной структуре "Арбаа Турим" в том числе содержит 4 главы и разделы, отсылающие к "турам" и "симаним".
- Другие коментарии часто соответствуют ашкеназским обычаям, закреплённым Моше Иссерлесем в книге "Мапа" ("Скатерть")
Изучающие "Шулхан Арух", в частности в программах ортодоксальной смихи, часто изучают с этой книгой "Тур" и "Бейт Йосеф": в некоторых изданиях обе работы печатаются вместе с "Тур", занимающей половину каждой страницы, другую половину занимает соответствующий пассаж из "Шульхан Арух"
См. также
- Яков бен Ашер
- Шулхан арух
- Кицур Шулхан Арух
- Мишнэ Тора