Апокриф
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
(терминология) |
||
(3 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| АВТОР1 = | | АВТОР1 = | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | '''Апо́крифы''' (от {{lang-grc|ἀπόκρῠφος}} — «скрытый, сокровенный»), — произведения [[Иудаизм|позднеиудейской]] | + | '''Апо́крифы''' (от {{lang-grc|ἀπόκρῠφος}} — «скрытый, сокровенный», {{lang-he|ספָרִים חִיצוֹנִים}} - "внешние книги"), — произведения [[Иудаизм|позднеиудейской]], не вошедшие в канон Священных текстов. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен и к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон.<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0180.htm?text=%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%84 Апокрифы] // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).</ref> |
- | + | ||
- | + | ||
== Проблема с неканоническими книгами == | == Проблема с неканоническими книгами == | ||
{{main|Второканонические книги}} | {{main|Второканонические книги}} | ||
- | После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, [[Маккавеи|Маккавейские]]), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный [[канон]] Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе [[Александрия|Александрии]], где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на | + | После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, [[Маккавеи|Маккавейские]]), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный [[канон]] Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе [[Александрия|Александрии]], где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческий текст) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант ([[Септуагинта]]) стал основным для христиан<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1415.htm Септуагинта // Энциклопедия «Религия»]</ref>, говоривших в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке. |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | == | + | == Некоторые апокрифы [[ТаНаХ]]а == |
* [[Псалмы Соломона|Псалмы Соломоновы]]; | * [[Псалмы Соломона|Псалмы Соломоновы]]; | ||
* [[Заветы двенадцати патриархов]]; | * [[Заветы двенадцати патриархов]]; | ||
Строка 39: | Строка 33: | ||
* «Завет [[Авраам]]а» («[[Откровение Авраама]]», «[[Смерть Авраама]]»); | * «Завет [[Авраам]]а» («[[Откровение Авраама]]», «[[Смерть Авраама]]»); | ||
* «[[Мельхиседек (апокриф)|Мельхиседек]]». | * «[[Мельхиседек (апокриф)|Мельхиседек]]». | ||
+ | * [[Книга Юдифи]] | ||
+ | * [[Книга Товия]] | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
Строка 51: | Строка 47: | ||
== Литература == | == Литература == | ||
* {{книга |заглавие = Полный православный богословский энциклопедический |место = СПб. |издательство = Изд-во П. П. Сойкина |год = 1913}} (Репринт в 2 томах: London: Variorum reprints, 1971). | * {{книга |заглавие = Полный православный богословский энциклопедический |место = СПб. |издательство = Изд-во П. П. Сойкина |год = 1913}} (Репринт в 2 томах: London: Variorum reprints, 1971). | ||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | |||
- | + | [[Категория:Апокрифы]] | |
- | [[ | + | [[Категория:Кумранские рукописи]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | [[Категория: | + |
Текущая версия на 18:25, 7 мая 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Апо́крифы (от др.-греч. ἀπόκρῠφος — «скрытый, сокровенный», ивр. ספָרִים חִיצוֹנִים - "внешние книги"), — произведения позднеиудейской, не вошедшие в канон Священных текстов. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен и к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон.[1]
Содержание |
Проблема с неканоническими книгами
После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческий текст) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан[2], говоривших в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.
Некоторые апокрифы ТаНаХа
- Псалмы Соломоновы;
- Заветы двенадцати патриархов;
- Эфиопская книга Еноха;
- Славянская книга Еноха;
- сирийский и греческий Апокалипсисы Варуха («Видение Варуха»);
- «Вознесение Моисея»;
- «Книга Юбилеев»;
- «Мученичество Исайи»;
- «Завет Иова»;
- иудейские разделы Сивиллиных книг;
- «Видение Исайи»;
- «Завет Авраама» («Откровение Авраама», «Смерть Авраама»);
- «Мельхиседек».
- Книга Юдифи
- Книга Товия
Примечания
- ↑ Апокрифы // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).
- ↑ Септуагинта // Энциклопедия «Религия»
Ссылки
- Апокрифы // «Библиологический словарь» Александра Меня
- Апокрифы / Библиотека Гумер
- Апокрифы // Православная энциклопедия
- Русская апокрифическая студия
Литература
- Полный православный богословский энциклопедический. — СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913. (Репринт в 2 томах: London: Variorum reprints, 1971).