|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{IsFromWiki}}{{Христианство}} | + | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 2 |
| + | | АВТОР1 = |
| + | | АВТОР2 = |
| + | | АВТОР3 = |
| + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| + | | ПРОЕКТ = |
| + | | ПОДТЕМА = |
| + | | КАЧЕСТВО = |
| + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| + | | ДАТА СОЗДАНИЯ = |
| + | | ВИКИПЕДИЯ = |
| + | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = |
| + | }} |
| | | |
- | {{другие значения|Апокриф (значения)}}
| + | '''Апо́крифы''' (от {{lang-grc|ἀπόκρῠφος}} — «скрытый, сокровенный», {{lang-he|ספָרִים חִיצוֹנִים}} - "внешние книги"), — произведения [[Иудаизм|позднеиудейской]], не вошедшие в канон Священных текстов. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен и к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в библейский канон.<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0180.htm?text=%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%84 Апокрифы] // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).</ref> |
- | '''Апо́крифы''' (от {{lang-grc|ἀπόκρῠφος}} — «скрытый, сокровенный»), — произведения [[Иудаизм|позднеиудейской]] и [[Раннее христианство|раннехристианской]] литературы, не вошедшие в [[библейский канон]]. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям [[гностицизм]]а, стремившегося сохранить свое учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесен к раннехристианским текстам (различные евангелия, послания, откровения), не признанным «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшим в [[библейский канон]].<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-0180.htm?text=%D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%84 Апокрифы] // Религия: Энциклопедия / Сост. и общ. ред. А. А. Грицанов, Г. В. Синило. — Мн.: Книжный Дом, 2007.— 960 с.— (Мир энциклопедий).</ref> | + | |
| | | |
- | Апокрифы подразделяются на ветхозаветные и новозаветные.
| + | == Проблема с неканоническими книгами == |
- | | + | |
- | == Апокрифы в Христианстве ==
| + | |
- | | + | |
- | === Общие определения ===
| + | |
- | По определению «Церковного словаря» П. А. Алексеева (Спб., 1817), это — «''сокровенные, то есть неизвестно от кого изданные книги, или что в церкви всенародно не читаны, как обыкновенно читается [[Священное Писание|Св. Писание]]. Таковые книги суть все те, коих в Библии не имеется''». То есть, апокрифические книги, в большинстве своём, в значительной степени искажают священную историю и догматику Писания и поэтому они не могут быть в целом признаны богодухновенными (например, в виду слишком сильного элемента человеческого мудрствования). Поэтому эти книги преследовались [[Отцы Церкви|Отцами Церкви]] и не вошли в канон богооткровенных книг [[Ветхий Завет|Ветхого]] и [[Новый Завет|Нового Заветов]] ([[Библия|Библии]]).
| + | |
- | | + | |
- | Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с традиционным христианским вероучением и, в целом, подтверждают [[Священное Предание]] древней [[Христианская церковь|Церкви]], например в [[иконография|иконографии]] и богослужении: так есть апокриф который называется «[[Протоевангелие Иакова]]» — он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. И большинство [[Богородичные праздники|Богородичных праздников]] — Рождество Девы Марии, Введение во храм, частично Благовещение (это отразилось на иконографии) подтверждаются Протоевангелием Иакова. Этот текст называется апокрифом не в том смысле, что в нем содержится нечто, противоречащее Св. Писанию. Во многом он является просто фиксацией церковного Предания.
| + | |
- | | + | |
- | === Борьба с апокрифами до Рождества Христова ===
| + | |
- | Апокрифические книги возникали ещё задолго до [[христианство|христианства]]. Вскоре после возвращения [[евреи|евреев]] из [[Вавилонский плен|Вавилонского плена]] ветхозаветный [[священник]] [[Ездра]] предпринял попытку собрать (и отделить от подложных апокрифов) все — тогда ещё разрозненные и частично утраченные — священные книги. Со своими помощниками Ездре удалось найти, исправить, перевести на современный язык, дополнить и систематизировать 39 книг (в [[Танах]]е иудейской традиции их объединяли в 22 книги — по числу букв в еврейском [[алфавит]]е). Те книги-апокрифы, которые противоречили избранным книгам и расходились с традициями ветхозаветного предания, несли в себе след влияния языческих [[миф]]ов и [[суеверия]] соседних [[народ]]ов, и содержащие оккультные практики и [[Магия|магические заклинания]], а также книги, не имеющие религиозной ценности (хозяйственно-бытового, развлекательного, детского, познавательного, любовного, и иного характера), заранее строго отсеивались (иногда беспощадно уничтожались) и не вошли в состав [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]], а позднее и в состав христианской [[Библия|Библии]]. Позже часть этих апокрифов всё-таки вошла в состав [[Талмуд]]а<ref>Например, [[Вознесение Исаии]], отдельные цитаты из [[Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова|Сираха]] ([http://www.eleven.co.il/article/10253 Апокрифы и псевдоэпиграфы] // [[Краткая еврейская энциклопедия|КЕЭ]], том 1, кол. 170–172)</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Проблема с неканоническими книгами ====
| + | |
| {{main|Второканонические книги}} | | {{main|Второканонические книги}} |
- | После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, [[Маккавеи|Маккавейские]]), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный [[канон]] Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе [[Александрия|Александрии]], где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на [[греческий язык]], 72 еврейских толкователя-[[переводчик]]а, после глубокого изучения, усердных [[молитва|молитв]] и [[диспут]]ов, добавили (в греческий текст) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант ([[Септуагинта]]) стал основным для христиан<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1415.htm Септуагинта // Энциклопедия «Религия»]</ref>, говоривших в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке. | + | После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, [[Маккавеи|Маккавейские]]), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный [[канон]] Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе [[Александрия|Александрии]], где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческий текст) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант ([[Септуагинта]]) стал основным для христиан<ref>[http://slovari.yandex.ru/dict/religion/article/rel/rel-1415.htm Септуагинта // Энциклопедия «Религия»]</ref>, говоривших в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке. |
- | | + | |
- | Когда [[протестанты]], пользуясь древними [[рукопись|рукописными]] оригиналами, стали переводить Библию на современные национальные языки, то обнаружили отсутствие этих 11-ти книг во всех еврейских текстах и поспешили объявить эти книги апокрифами (хотя не запрещали их, а только объявляли их маловажными). Следует заметить, что даже некоторые каноничные книги (которые не подтверждают их взгляды) у протестантов вызывают сомнения.
| + | |
- | | + | |
- | Эти 11 неканонических ([[Второканонические книги|второканонических]]), то есть не вошедших в первоначальный канон Ездры книг, в [[Православие|Православии]] почитаются так же, как и все остальные книги Библии, они также используются во время общественного богослужения (читаются на [[Паремия (литургика)|паремиях]]), наравне с каноническими. В настоящее время благодаря успехам библейской [[Археология|археологии]] для некоторых книг стали известны и еврейские тексты, ранее считавшиеся утерянными.
| + | |
- | | + | |
- | === Борьба с апокрифами после Рождества Христова ===
| + | |
- | С возникновением христианства появилась ещё бо́льшая необходимость отделения официально признанных библейских книг от различных альтернативных апокрифических трактовок, сочинявшихся в разное время и разными людьми. Некоторые из них писались вполне благочестивыми, хотя наивными, людьми, желавшими по-своему разъяснить и дополнить Священное Писание (так, например, в «[[Хождение Богородицы по мукам|Хождении Богородицы по мукам]]» описывается нисхождение Божией Матери в [[ад]] и затем представительство ее перед [[престол]]ом Сына). Другие апокрифы родились в различных распространившихся раннехристианских [[секта]]х, и [[Ересь|еретических движениях]] и в [[гностицизм]]е, использующеми христианскую тематику. Были и такие [[автор]]ы, которые специально, якобы от лица почитаемых в христианстве [[апостол]]ов, составляли и распространяли компрометирующие официальную [[Церковь]] «послания», по их мнению — скрывшую изначально истинное учение. Поэтому традиционные общины [[христиане]] во все времена старались защищать с их точки зрения истинную «чистоту своей веры», и во все времена на соборах ими составлялись списки отреченных книг (апокрифов), которые запрещалось читать, и которые разыскивались, рвались, сжигались или с [[пергамент]]ов счищались/смывались апокрифические [[текст]]ы и писались другие [[палимпсест]].
| + | |
- | | + | |
- | В современном христианстве только 27 книг входят в новозаветный канон и признаются богодухновенными книгами, которые по мнению церкви были написаны непосредственно [[апостол]]ами (самовидцами [[Иисус Христос|Христа]]). Состав новозаветного канона закреплён в 85-м [[Апостольские правила|Апостольском правиле]]. Вместе с книгами Ветхого Завета они образуют христианскую [[Библия|Библию]], в которой всего 77 книг. Именно все эти богодухновенные книги считаются единственным [[авторитет]]ным источником в вопросах священной истории и догматики в основных христианских конфессиях.
| + | |
- | | + | |
- | Однако написание богодухновенных книг не прекратилось со [[смерть]]ю апостолов. [[Православная Церковь]] пополнилась и продолжает пополняться огромным количеством [[Патристика|творений (писаний) Святых Отцов]], [[Богослужебные книги|богослужебными текстами]] и [[жития святых|описаниями жизни святых]], которые, после тщательного и всестороннего исследования на предмет соответствия Священному Писанию (Библии), также признаются богодухновенными и обязательными для всех христиан. Поэтому эти религиозные книги, непосредственно не входящие в состав Библии, не считаются апокрифами.
| + | |
- | | + | |
- | Сохранившиеся до нашего времени древние апокрифы имеют не только историческое значение, но в некоторый степени и диалектическое, так как в них отражены взгляды христиан первых веков.
| + | |
- | | + | |
- | В число апокрифов включают так называемые [[Ветхий Завет|ветхозаветные]] апокрифы, апокрифические [[Евангелие|Евангелия]], [[Деяния святых апостолов|Деяния]], [[Апокалипсис]]ы и пр., а также альтернативные «официальным» жизнеописания святых.
| + | |
- | | + | |
- | Апокрифы сочиняются и в наше время, когда различные [[секты]], некие «[[старец|старцы]]», предсказатели и «чудотворцы» издают и распространяют религиозную литературу, по-своему трактующую историю и [[принцип]]ы христианского вероучения.
| + | |
| | | |
- | == Апокрифы [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]] == | + | == Некоторые апокрифы [[ТаНаХ]]а == |
| * [[Псалмы Соломона|Псалмы Соломоновы]]; | | * [[Псалмы Соломона|Псалмы Соломоновы]]; |
| * [[Заветы двенадцати патриархов]]; | | * [[Заветы двенадцати патриархов]]; |
Строка 51: |
Строка 33: |
| * «Завет [[Авраам]]а» («[[Откровение Авраама]]», «[[Смерть Авраама]]»); | | * «Завет [[Авраам]]а» («[[Откровение Авраама]]», «[[Смерть Авраама]]»); |
| * «[[Мельхиседек (апокриф)|Мельхиседек]]». | | * «[[Мельхиседек (апокриф)|Мельхиседек]]». |
- | | + | * [[Книга Юдифи]] |
- | == Апокрифы [[Новый Завет|Нового Завета]] ==
| + | * [[Книга Товия]] |
- | | + | |
- | === Апокрифические евангелия ===
| + | |
- | Апокрифических евангелий дошло до нас около 50. Авторы собирали те изустные предания, которые могли забыться, или описывали те события, о которых в канонических Евангелиях были только намеки. Иногда излагали евангельские рассказы в разговорной форме. Имен своих авторы этих текстов не подписывали, а часто для придания большего значения своим произведениям выставляли имя кого-либо из апостолов или их учеников. Содержание апокрифических евангелий разнообразно:
| + | |
- | ;Евангелия детства
| + | |
- | * «Первоевангелие [[Иаков (апостол от 70)|Иакова]]» ([[Иаков (апостол от 70)|Иакова]], брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до [[избиение младенцев|избиения младенцев]]; | + | |
- | * «[[Евангелие Псевдо-Матфея]]» или «Книга о происхождении блаженной Марии и детстве Спасителя» сообщает о юности Иисуса; | + | |
- | * «[[Протоевангелие Иакова]]» (брата Господня) описывает время от рождения Спасителя до избиения младенцев.
| + | |
- | * «[[Евангелие от Иакова]]» (продолжение «протоевангелия от Иакова»). Детство Иисуса от зачатия до 12 лет. Зачатие, рождение, бегство и жизнь в Египте в течение 3 лет, возвращение и жизнь в Назарете до 12 лет. Происхождение текста неизвестно;
| + | |
- | * «[[Книга Иосифа плотника]]» (История Иосифа плотника);
| + | |
- | * «[[Евангелие детства от Фомы|Евангелие детства]]», приписываемое [[апостол]]у [[Фома (апостол)|Фоме]] (читалось [[гностики|гностиками]] во II веке);
| + | |
- | * [[Арабское евангелие детства Спасителя|Арабское «Евангелие детства»]] (о пребывании Спасителя в Египте);
| + | |
- | * «[[Тибетское Евангелие]]» («Тибетское сказание об Иисусе») — одно из «евангелий детства», согласно которому Иисус провёл свои ранние годы в Тибете и Индии.
| + | |
- | * «[[Иисус в храме (апокриф)|Иисус в храме]]» — 3-дневный спор 12-летнего Иисуса с иудейскими фарисеями в Иерусалимском храме по поводу уже пришедшего Мессии. Происхождение и авторство текста неизвестно;
| + | |
- | | + | |
- | ;прочие
| + | |
- | * «[[Евангелие от Марии]]»;
| + | |
- | * «[[Евангелие Никодима]]»;
| + | |
- | * «[[Евангелие Апеллеса]]»;
| + | |
- | * «Евангелие 12 апостолов» («[[Дидахе]]»);
| + | |
- | * «[[Евангелие от евреев]]»;
| + | |
- | * «[[Евангелие от Петра]]»;
| + | |
- | * «[[Евангелие Иуды]]»
| + | |
- | * «[[Евангелие от Филиппа]]»
| + | |
- | * «[[Евангелие от Фомы]]»;
| + | |
- | * «[[Евангелие от Варнавы]]»
| + | |
- | | + | |
- | === Апокрифические Деяния Апостолов ===
| + | |
- | * «Деяния [[Петр (апостол)|Петра]] и [[Павел (апостол)|Павла]]»;
| + | |
- | * «Деяния Варнавы»;
| + | |
- | * «Деяния Филиппа в Элладе»;
| + | |
- | * «Деяние Фомы» (древнего происхождения);
| + | |
- | * «Деяния [[Иоанн (апостол)|Иоанна]]»;
| + | |
- | * «[[Успение]] Блаженной [[Дева Мария|Девы Марии]]»
| + | |
- | * «Деяния святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова»
| + | |
- | * «Деяния и мученичество апостола Матафия»
| + | |
- | * «Деяния Павла»
| + | |
- | * «Деяния Павла и Феклы»
| + | |
- | * «Деяния святого апостола Фаддея, одного из двенадцати»
| + | |
- | * «Деяния Филиппа»
| + | |
- | * «Мученичество святого апостола Павла»
| + | |
- | * «Мученичество святого и преславного первоапостола Андрея»
| + | |
- | * «Учение Аддая апостола»
| + | |
- | | + | |
- | === Апокрифические Послания Апостолов ===
| + | |
- | * «Послание Авгаря ко Христу»;
| + | |
- | * «Послание Христа к Авгарю»;
| + | |
- | * «Переписка ап. Павла с Сенекой» (6 писем; многие были убеждены в их подлинности, и только позднейшие исследования раскрыли подложность);
| + | |
- | * «[[Послание к Лаодикийцам]]»
| + | |
- | * послания Климента Епископа (5 шт.)
| + | |
- | * «Послание апостола Варнавы»
| + | |
- | * «Послание апостола Петра к апостолу Иакову»
| + | |
- | * «Послание двенадцати Апостолов»
| + | |
- | * «Третье послание апостола Павла к Коринфянам»
| + | |
- | * «Послание Дионисия Ареопагита»
| + | |
- | | + | |
- | === Апокрифические Апокалипсисы ===
| + | |
- | Их также было множество, но целиком дошли только некоторые:
| + | |
- | * «Апокалипсис Иоанна» (существенно отличный от канонического);
| + | |
- | * другой «Апокалипсис Иоанна» (открыт в 1595 г.);
| + | |
- | * «[[Апокалипсис Петра]]»;
| + | |
- | * «[[Апокалипсис Павла]]»;
| + | |
- | * «Откровение Варфоломея»
| + | |
- | | + | |
- | === Прочие новозаветные апокрифы ===
| + | |
- | * «[[Пастырь Гермы]]»
| + | |
- | * «[[Хождение апостола Павла по мукам]]»
| + | |
- | | + | |
- | == Поздние и современные псевдоцерковные апокрифы ==
| + | |
- | * «[[Евангелие мира от ессеев]]» — известно только из публикации [[Секей, Эдмонд Бордо|Эдмонда Бордо Секея]], который утверждает, что ознакомился с его текстом в [[1923 год]]у в секретных архивах Ватикана. В опубликованном Сереем тексте апокрифа Христос учит поклоняться помимо Бога-отца Земле-матери и её ангелам. Также он учит людей быть вегетрианцами и не готовить пищу на [[огонь|огне]].
| + | |
| | | |
| == Примечания == | | == Примечания == |
Строка 134: |
Строка 47: |
| == Литература == | | == Литература == |
| * {{книга |заглавие = Полный православный богословский энциклопедический |место = СПб. |издательство = Изд-во П. П. Сойкина |год = 1913}} (Репринт в 2 томах: London: Variorum reprints, 1971). | | * {{книга |заглавие = Полный православный богословский энциклопедический |место = СПб. |издательство = Изд-во П. П. Сойкина |год = 1913}} (Репринт в 2 томах: London: Variorum reprints, 1971). |
- | * {{книга|автор = [[Свенцицкая, Ирина Сергеевна|Свенцицкая И. С.]], Трофимова М. К. |заглавие = Апокрифы древних христиан |ссылка = http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Svenc_index.php |место = М. |издательство = Мысль |год = 1989 |страниц = 336 |isbn = 5-244-00269-4}}
| |
- | * {{книга|автор = [[Свенцицкая, Ирина Сергеевна|Свенцицкая И. С.]], Скогорев А. |заглавие = Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и Свидетелях Христовых |ссылка = http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Sven_index.php |место = М. |издательство = "Когелет" |год = 1999 |страниц = |isbn =}}
| |
- | * {{книга|автор = [[Свенцицкая, Ирина Сергеевна|Свенцицкая И. С.]] |заглавие = Тайные писания первых христиан |ссылка = http://www.lib.ru/HRISTIAN/ATH/sv_tain.txt |место = М. |издательство = Политиздат |год = 1980 |страниц = 196 |isbn = 5-87245-027-3}}
| |
- | * {{книга|автор = Мещерская Е. |заглавие = Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе |ссылка =http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Mecher_index.php |место = М. |издательство = Присцельс |год = 1997 |страниц = 455 |isbn = }}
| |
- | * {{книга|автор = Витковская М. Г., Витковский В. Е. |заглавие = Апокрифические апокалипсисы |ссылка = http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Vitk_index.php | место = СПб| издательство = Алетейя | год = 2000|isbn = 5-89329-223-5}}
| |
- | * {{книга|автор = Скогорев А. П. |заглавие = Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. Под ред. И.С.Свенцицкой; Рец. Л.С.Ильинская, А.А.Завейкин. |ссылка = http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/apokrif/Skogor_index.php | место = СПб| издательство = Алетейя | год = 2000||страниц = 480|isbn = 5-89329-275-8}}
| |
- | * {{книга|автор = |заглавие = Евангелие от Иуды/пер. с коптского и ред. Родольфа Кассера, Марвина Мейера и Грегора Вюрста: пер. с англ. И.А. Бочкова, А.Г. Георгиева/ под ред. канд. филос. наук И.П. Давыдова. |ссылка = |место = М. |издательство = АСТ: Астрель |год = 2008 |страниц = 190 [2] |isbn = 978-5-17-039104-2}}
| |
- |
| |
| | | |
- |
| + | [[Категория:Апокрифы]] |
- |
| + | [[Категория:Кумранские рукописи]] |
- | | + | |
- | [[ar:أبوكريفا]]
| + | |
- | [[bg:Апокриф]]
| + | |
- | [[bs:Apokrifni tekstovi]]
| + | |
- | [[ca:Llibres apòcrifs]]
| + | |
- | [[cs:Apokryf]]
| + | |
- | [[da:Apokryfe skrifter]]
| + | |
- | [[de:Apokryphen]]
| + | |
- | [[el:Απόκρυφα]]
| + | |
- | [[en:Biblical apocrypha]]
| + | |
- | [[eo:Apokrifoj]]
| + | |
- | [[es:Apócrifos]]
| + | |
- | [[et:Apokrüüfid]]
| + | |
- | [[eu:Apokrifo]]
| + | |
- | [[fa:اسفار مشکوک]]
| + | |
- | [[fi:Apokryfiset kirjat]]
| + | |
- | [[fr:Apocryphes bibliques]]
| + | |
- | [[fur:Apocrif]]
| + | |
- | [[gd:Apocruiphia]]
| + | |
- | [[hr:Apokrifi]]
| + | |
- | [[hu:Apokrif iratok]]
| + | |
- | [[ia:Apocryphos]]
| + | |
- | [[is:Apókrýf rit]]
| + | |
- | [[it:Apocrifo]]
| + | |
- | [[ja:外典]]
| + | |
- | [[ko:외경]]
| + | |
- | [[la:Apocrypha]]
| + | |
- | [[lt:Apokrifas]]
| + | |
- | [[mk:Апокриф]]
| + | |
- | [[ml:അപ്പോക്രിഫ]]
| + | |
- | [[nl:Apocrief]]
| + | |
- | [[nn:Dei apokryfe skriftene]]
| + | |
- | [[no:Apokryfer]]
| + | |
- | [[pl:Apokryf]]
| + | |
- | [[pt:Livros apócrifos]]
| + | |
- | [[simple:Apocrypha]]
| + | |
- | [[sk:Apokryf (kresťanstvo)]]
| + | |
- | [[sr:Апокриф]]
| + | |
- | [[sv:Apokryferna]]
| + | |
- | [[th:ฉบับเคลือบแคลง]]
| + | |
- | [[tl:Apokripo]]
| + | |
- | [[tr:Apokrif]]
| + | |
- | [[uk:Апокрифічна література]] | + | |
- | [[zh:經外書]]{{WikiCopyRight}} | + | |
После смерти Ездры его последователи (ревнители благочестия) продолжили начатые поиски, и те книги, что найдены были соответствующими и те, что были написаны уже в последующие века (например, Маккавейские), были отобраны ими как богодухновенные. Но строгость и дотошность отбора, а также непререкаемость авторитета и традиций Ездры, не позволили вносить новшества в установленный канон Священных книг. И только в достаточно свободном и просвещённом городе Александрии, где существовала богатейшая библиотека древности, при переводе ветхозаветных книг на греческий язык, 72 еврейских толкователя-переводчика, после глубокого изучения, усердных молитв и диспутов, добавили (в греческий текст) к предыдущим 39 книгам ещё 11 книг. Именно этот вариант (Септуагинта) стал основным для христиан[2], говоривших в первые века христианства, преимущественно, на греческом языке.