Еврейские кварталы
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
MyBot (Обсуждение | вклад) (Delete this category, not in RUB) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
- | Еврейские кварталы, улицы или районы города, отведенные властями для проживания евреев (латинское — Platea Judaeorum; испанское — худерия; французское — жюивери; итальянское — джудекка; английское — джюри; немецкое — юденгассе; польское — улица жидовска). | + | '''Еврейские кварталы''', улицы или районы города, отведенные властями для проживания евреев (латинское — Platea Judaeorum; испанское — худерия; французское — жюивери; итальянское — джудекка; английское — джюри; немецкое — юденгассе; польское — улица жидовска). |
+ | == Статус еврейских кварталов == | ||
В отличие от [[гетто]], еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения данного города жить отдельно. Это позволяло сохранять еврейский образ жизни и было удобнее для обороны от соседей - неевреев. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь. | В отличие от [[гетто]], еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения данного города жить отдельно. Это позволяло сохранять еврейский образ жизни и было удобнее для обороны от соседей - неевреев. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь. | ||
Еврейские кварталы могли быть открытыми для поселения неевреев и необязательными как место проживания евреев. | Еврейские кварталы могли быть открытыми для поселения неевреев и необязательными как место проживания евреев. | ||
- | Еврейские кварталы существовали уже в [[Александрия|Александрии]] в I в. н. э., | + | == История существования == |
+ | Еврейские кварталы существовали уже в [[Александрия|Александрии]] в I в. н. э., [[Рим]]е и других городах Италии. | ||
- | В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее (Мальорка, 1306). Эти кварталы часто отделялись от города защитными стенами. | + | === В средневековой Западной Европе === |
+ | В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее ([[Мальорка]], 1306). Эти кварталы часто отделялись от города защитными стенами. | ||
Однако с XIV в. церковные власти начали настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин '''ал джама''' (от арабского джама — `сбор`), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда — южной Италии. | Однако с XIV в. церковные власти начали настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин '''ал джама''' (от арабского джама — `сбор`), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда — южной Италии. | ||
Строка 13: | Строка 16: | ||
В Португалии '''худериаш''' устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько). | В Португалии '''худериаш''' устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько). | ||
- | Согласно преданиям, восходящим к XII–XIII вв., евреям | + | Согласно преданиям, восходящим к XII–XIII вв., евреям [[Нарбонн]]а был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям [[Палермо]] был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. еврейские кварталы уже существовали во всех городах королевства. |
- | Известно, что во Франции еврейские кварталы были в | + | Известно, что во Франции еврейские кварталы были в [[Анжер]]е (XIV в.), а также во владениях римского папы в районе [[Авиньон]]а. |
- | Существование «еврейской улицы» в | + | Существование «еврейской улицы» в [[Лондон]]е упоминается уже в 1115 г. |
- | В Германии обособленные еврейские кварталы появились в XI в. во многих городах. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в Франкфурте-на-Майне, возникший в 1460 г. и позднее превратившийся в [[гетто]]. | + | В Германии обособленные еврейские кварталы появились в XI в. во многих городах. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в [[Франкфурт-на-Майне|Франкфурте-на-Майне]], возникший в 1460 г. и позднее превратившийся в [[гетто]]. |
- | + | Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в [[Амстердам]]е, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера [[гетто]] и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения. | |
- | + | === В средневековой Центральной Европе === | |
+ | В некоторых немецких городах '''власти помещали дома терпимости в еврейские кварталы'''. В [[Вена|Вене]] еврейский квартал ('''юденштадт''') возник по инициативе евреев в конце XIII в. и просуществовал до 1421 г., когда евреи были изгнаны из города (вновь появились там в начале XVI в.). Подобные еврейские кварталы существовали и в других австрийских городах, а также во многих городах Моравии и Чехии. | ||
- | + | Типичными и весьма известными были возникшие в конце XI в. два еврейских квартала в [[Прага|Праге]]. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место. | |
- | В | + | В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено [[гетто]], но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. К XIV в. появились еврейские улицы в городах Львов, Краков, Познань, Сандомир и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города. |
- | + | ||
- | + | ||
+ | === В России === | ||
+ | В царской России в 30-х гг. XIX в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах [[Ковно]] (ныне [[Каунас]]), [[Каменец-Подольский]], [[Киев]], [[Москва]], [[Житомир]] и [[Рига]], в которой в XVI в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. С воцарением Александра II началась реформа еврейского быта и остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены. | ||
+ | |||
+ | === В мусульманских странах === | ||
В мусульманских странах эти кварталы назывались '''харат ал-яхуд''' (буквально — «еврейские кварталы») или просто '''хара''', '''ал-хара''', в Иране еврейские кварталы назывались '''махаллат ал-яхуд''', на Балканах — '''махалла''', в Йемене — '''ка’ат ал-яхуд'''. Употребительно было и название '''масбата''' (буквально — «место, где живут соблюдающие субботу»). | В мусульманских странах эти кварталы назывались '''харат ал-яхуд''' (буквально — «еврейские кварталы») или просто '''хара''', '''ал-хара''', в Иране еврейские кварталы назывались '''махаллат ал-яхуд''', на Балканах — '''махалла''', в Йемене — '''ка’ат ал-яхуд'''. Употребительно было и название '''масбата''' (буквально — «место, где живут соблюдающие субботу»). | ||
- | Омаровы законы не требовали отдельного проживания евреев. Начиная со средних веков, многие евреи, как, например в | + | Омаровы законы не требовали отдельного проживания евреев. Начиная со средних веков, многие евреи, как, например в [[Багдад]]е, [[Фес]]е, мусульманской Испании или [[Кайруан]]е, жили вне еврейских кварталов, в кварталах, населенных мусульманами. В Испании частные дома, принадлежавшие евреям и христианам, находились во всех кварталах городов. Однако мусульманские религиозные власти не разрешали, чтобы эти дома были выше, чем близлежащая мечеть или дома «правоверных». |
В Испании многие мусульмане жили в кварталах с преимущественно еврейским населением. Поселение мусульман в еврейских кварталах дозволялось мусульманским законодательством, однако раввинистические законы осуждали продажу или сдачу в аренду недвижимости в еврейских кварталах иноверцам и гарантировали преимущества при продаже или аренде евреям, главным образом соседям. | В Испании многие мусульмане жили в кварталах с преимущественно еврейским населением. Поселение мусульман в еврейских кварталах дозволялось мусульманским законодательством, однако раввинистические законы осуждали продажу или сдачу в аренду недвижимости в еврейских кварталах иноверцам и гарантировали преимущества при продаже или аренде евреям, главным образом соседям. | ||
- | За немногими исключениями, еврейские кварталы в странах ислама не имели ничего общего с гетто в христианских странах. Они не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам. | + | За немногими исключениями, еврейские кварталы в странах ислама не имели ничего общего с [[гетто]] в христианских странах. Они не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам. |
- | В Османской империи евреев не принуждали жить отдельно от остального населения. Единственным исключением был Йемен, где в 1679 г. евреев изгнали из городов и обязали построить себе особые кварталы за городской чертой. | + | В Османской империи евреев не принуждали жить отдельно от остального населения. Единственным исключением был [[Йемен]], где в 1679 г. евреев изгнали из городов и обязали построить себе особые кварталы за городской чертой. |
- | + | В шиитских странах на востоке мусульманского мира евреев заставляли жить в обособленных кварталах, похожих на европейские гетто. В Персии (Иране) и Афганистане еврейские кварталы были не только отделены высокой стеной, но их жителям не разрешалось владеть лавками за пределами еврейских кварталов. Евреи Персии оставались в еврейских кварталах до недавнего времени, хотя не было закона, принуждавшего их к этому. | |
- | В Марокко термин '''мелла''' (или '''меллах'''), обозначавший еврейские кварталы, был вначале названием местности к югу от Фес-Джаида, где был создан первый в Марокко специальный квартал для евреев (возможно, в 1438 г.). Мелла также были в | + | В Марокко термин '''мелла''' (или '''меллах'''), обозначавший еврейские кварталы, был вначале названием местности к югу от Фес-Джаида, где был создан первый в Марокко специальный квартал для евреев (возможно, в 1438 г.). Мелла также были в [[Марракеш]]е, [[Мекнес]]е, [[Тетуан]]е, [[Сале]], [[Рабат]]е и [[Могадор]]е. С начала XX в. лишь бедные евреи продолжали жить в мелла. |
Источники | Источники | ||
* [http://www.eleven.co.il/article/12038 Электронная еврейская энциклопедия] | * [http://www.eleven.co.il/article/12038 Электронная еврейская энциклопедия] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:История еврейского народа]] |
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Азии]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Африке]] | ||
+ | [[Категория:История евреев по странам]] | ||
+ | [[Категория:Древняя история евреев]] | ||
+ | [[Категория:История евреев в средневековье]] | ||
+ | |||
+ | {{checked_final}} |
Версия 12:25, 7 мая 2011
Еврейские кварталы, улицы или районы города, отведенные властями для проживания евреев (латинское — Platea Judaeorum; испанское — худерия; французское — жюивери; итальянское — джудекка; английское — джюри; немецкое — юденгассе; польское — улица жидовска).
Содержание |
Статус еврейских кварталов
В отличие от гетто, еврейские кварталы иногда возникали из-за желания еврейского населения данного города жить отдельно. Это позволяло сохранять еврейский образ жизни и было удобнее для обороны от соседей - неевреев. Нередко еврейские кварталы ограждались стеной с воротами, запиравшимися на ночь.
Еврейские кварталы могли быть открытыми для поселения неевреев и необязательными как место проживания евреев.
История существования
Еврейские кварталы существовали уже в Александрии в I в. н. э., Риме и других городах Италии.
В средневековой Западной Европе
В Испании еврейские кварталы первоначально рассматривались как привилегия, за сохранение которой евреи боролись, когда их хотели лишить ее (Мальорка, 1306). Эти кварталы часто отделялись от города защитными стенами.
Однако с XIV в. церковные власти начали настаивать на том, чтобы евреи и мавры жили в отдельных кварталах, обособленно от христиан. Термин ал джама (от арабского джама — `сбор`), употреблявшийся применительно к еврейским кварталам в средневековой Испании, часто служил названием также еврейских общин в Сицилии и иногда — южной Италии.
В Португалии худериаш устраивались во всех местах, где жило постоянно более десяти евреев (в Лиссабоне таких кварталов было несколько).
Согласно преданиям, восходящим к XII–XIII вв., евреям Нарбонна был дарован особый квартал в благодарность за их участие в войне против мусульман. В Сицилии евреям Палермо был отведен особый квартал в 1312 г., а к 1392 г. еврейские кварталы уже существовали во всех городах королевства.
Известно, что во Франции еврейские кварталы были в Анжере (XIV в.), а также во владениях римского папы в районе Авиньона.
Существование «еврейской улицы» в Лондоне упоминается уже в 1115 г.
В Германии обособленные еврейские кварталы появились в XI в. во многих городах. Наибольшей известностью пользовался еврейский квартал в Франкфурте-на-Майне, возникший в 1460 г. и позднее превратившийся в гетто.
Сохранившийся до недавнего времени еврейский район в Амстердаме, так называемый Йоденбурт, лондонский Уайтчепл и нью-йоркский Лоуэр Ист-Сайд лишены специфического характера гетто и являются еврейскими кварталами по тесной сплоченности своего многочисленного и большей частью бедного еврейского населения.
В средневековой Центральной Европе
В некоторых немецких городах власти помещали дома терпимости в еврейские кварталы. В Вене еврейский квартал (юденштадт) возник по инициативе евреев в конце XIII в. и просуществовал до 1421 г., когда евреи были изгнаны из города (вновь появились там в начале XVI в.). Подобные еврейские кварталы существовали и в других австрийских городах, а также во многих городах Моравии и Чехии.
Типичными и весьма известными были возникшие в конце XI в. два еврейских квартала в Праге. В 1473 г. еврейское население города было перемещено в особый квартал в районе Старе-Место.
В Польше, в отличие от всей средневековой Европы, не было введено гетто, но существовавшие там еврейские кварталы сохранились гораздо дольше, чем в других странах европейской части континента. К XIV в. появились еврейские улицы в городах Львов, Краков, Познань, Сандомир и других местах. Многие польские города пользовались привилегией не впускать евреев, но на частных или королевских землях при этих же городах возникали еврейские селения, местечки и даже целые города.
В России
В царской России в 30-х гг. XIX в. правительство предполагало ввести целую систему еврейских кварталов, напоминающих гетто, однако это намерение не было осуществлено. Еврейские улицы, кварталы, районы существовали в городах Ковно (ныне Каунас), Каменец-Подольский, Киев, Москва, Житомир и Рига, в которой в XVI в. были даже особые постоялые дворы для приезжающих торговцев-евреев. С воцарением Александра II началась реформа еврейского быта и остатки еврейских кварталов в России были постепенно уничтожены.
В мусульманских странах
В мусульманских странах эти кварталы назывались харат ал-яхуд (буквально — «еврейские кварталы») или просто хара, ал-хара, в Иране еврейские кварталы назывались махаллат ал-яхуд, на Балканах — махалла, в Йемене — ка’ат ал-яхуд. Употребительно было и название масбата (буквально — «место, где живут соблюдающие субботу»).
Омаровы законы не требовали отдельного проживания евреев. Начиная со средних веков, многие евреи, как, например в Багдаде, Фесе, мусульманской Испании или Кайруане, жили вне еврейских кварталов, в кварталах, населенных мусульманами. В Испании частные дома, принадлежавшие евреям и христианам, находились во всех кварталах городов. Однако мусульманские религиозные власти не разрешали, чтобы эти дома были выше, чем близлежащая мечеть или дома «правоверных».
В Испании многие мусульмане жили в кварталах с преимущественно еврейским населением. Поселение мусульман в еврейских кварталах дозволялось мусульманским законодательством, однако раввинистические законы осуждали продажу или сдачу в аренду недвижимости в еврейских кварталах иноверцам и гарантировали преимущества при продаже или аренде евреям, главным образом соседям.
За немногими исключениями, еврейские кварталы в странах ислама не имели ничего общего с гетто в христианских странах. Они не были окружены стеной и не имели ворот, закрывающихся по ночам, субботам или праздникам.
В Османской империи евреев не принуждали жить отдельно от остального населения. Единственным исключением был Йемен, где в 1679 г. евреев изгнали из городов и обязали построить себе особые кварталы за городской чертой.
В шиитских странах на востоке мусульманского мира евреев заставляли жить в обособленных кварталах, похожих на европейские гетто. В Персии (Иране) и Афганистане еврейские кварталы были не только отделены высокой стеной, но их жителям не разрешалось владеть лавками за пределами еврейских кварталов. Евреи Персии оставались в еврейских кварталах до недавнего времени, хотя не было закона, принуждавшего их к этому.
В Марокко термин мелла (или меллах), обозначавший еврейские кварталы, был вначале названием местности к югу от Фес-Джаида, где был создан первый в Марокко специальный квартал для евреев (возможно, в 1438 г.). Мелла также были в Марракеше, Мекнесе, Тетуане, Сале, Рабате и Могадоре. С начала XX в. лишь бедные евреи продолжали жить в мелла.
Источники