Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ранняя история оркестра) |
|||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
+ | '''Иерусалимский симфонический оркестр''' (ивр. התזמורת הסימפונית ירושלים, רשות השידור) — [[израиль]]ский симфонический оркестр, базирующийся в [[Иерусалим]]е. | ||
+ | |||
== Ранняя история оркестра == | == Ранняя история оркестра == | ||
Основан в 1936 году как ансамбль при радиостанции "Голос Иерусалима". В первые годы своего существования сопровождал хоры, играл марши, исполнял легкую классику, занимался всем, что позволял его состав. | Основан в 1936 году как ансамбль при радиостанции "Голос Иерусалима". В первые годы своего существования сопровождал хоры, играл марши, исполнял легкую классику, занимался всем, что позволял его состав. | ||
Строка 36: | Строка 38: | ||
Он же был первым руководителем фестиваля "Тестемониум", посвященного отражению в музыке различных аспектов еврейской истории, в особенности ее библейской эпохи. Впоследствии музыкальным руководителем "Тестемониума" стал чилийский дирижер Хуан-Пабло Искердо, впервые выступивший с Иерусалимским оркестром в 1974 году и ставший с тех пор постоянным гостем Иерусалима. | Он же был первым руководителем фестиваля "Тестемониум", посвященного отражению в музыке различных аспектов еврейской истории, в особенности ее библейской эпохи. Впоследствии музыкальным руководителем "Тестемониума" стал чилийский дирижер Хуан-Пабло Искердо, впервые выступивший с Иерусалимским оркестром в 1974 году и ставший с тех пор постоянным гостем Иерусалима. | ||
+ | |||
+ | Среди наиболее заметных страниц истории оркестра — совместный проект с Оркестром Баварского радио под управлением [[Маазель, Лорин|Лорина Маазеля]]: премьера Седьмой симфонии [[Пендерецкий, Кшиштоф|Кшиштофа Пендерецкого]] «Семь врат Иерусалима» к 3000-летию Иерусалима (2000), повторенная в том же году в [[Мюнхен]]е к 50-летию немецкого оркестра. | ||
== Начало двадцать первого века == | == Начало двадцать первого века == | ||
В последние годы Иерусалимский оркестр все чаще выезжает за границу, приобретает широкую популярность и в Израиле и за рубежом. | В последние годы Иерусалимский оркестр все чаще выезжает за границу, приобретает широкую популярность и в Израиле и за рубежом. | ||
- | Среди дирижеров, постоянно выступающих с Иерусалимским симфоническим оркестром, самой заметной фигурой является [[Аранович Юрий|Юрий Аранович]]. Он был связан с этим оркестром сразу же после репатриации в Израиль в 1971 году. Потом на десять лет его связь с оркестром прервалась. Аранович вернулся к сотрудничеству с этим коллективом, уже будучи главным дирижером Кельнского и Стокгольмского оркестров. | + | Среди дирижеров, постоянно выступающих с Иерусалимским симфоническим оркестром, самой заметной фигурой является [[Аранович, Юрий|Юрий Аранович]]. Он был связан с этим оркестром сразу же после репатриации в [[Израиль]] в 1971 году. Потом на десять лет его связь с оркестром прервалась. [[Аранович, Юрий|Аранович]] вернулся к сотрудничеству с этим коллективом, уже будучи главным дирижером Кельнского и Стокгольмского оркестров. |
- | + | Он впервые исполнил в Израиле 6-ую симфонию [[Вайнберг, Моисей Самуилович|Моисея Вайнберга]]. [[Аранович, Юрий|Аранович]], который дирижировал оркестром Филармонии, исполняя Чайковского, и Иерусалимским, исполняя Брукнера, Франка, Дворжака, Шостаковича, тем не менее придает исполнению симфонии [[Вайнберг, Моисей Самуилович|Вайнберга]] особое значение. | |
Иерусалимский оркестр - это оркестр радио, и в его обязанности входит обогащение фонотеки как записями новой музыки, так и выступлениями дебютантов - солистов и дирижеров. | Иерусалимский оркестр - это оркестр радио, и в его обязанности входит обогащение фонотеки как записями новой музыки, так и выступлениями дебютантов - солистов и дирижеров. | ||
- | + | == Музыкальные руководители == | |
+ | |||
+ | * [[Менди Родан]] (1963—1972) | ||
+ | * [[Лукас Фосс]] (1972—1976) | ||
+ | * [[Гари Бертини]] (1978—1987) | ||
+ | * [[Лоуренс Фостер]] (1988—1992) | ||
+ | * [[Давид Шаллон]] (1992—2000) | ||
+ | * [[Леон Ботстайн]] (с 2003 г.) | ||
==Источники== | ==Источники== | ||
* [http://webstudio.il4u.org.il/projects/ilmusic/html/sovrmus.htm Современная музыка в Израиле] | * [http://webstudio.il4u.org.il/projects/ilmusic/html/sovrmus.htm Современная музыка в Израиле] | ||
* [http://forum.presviter.com/index.php?action=printpage;topic=2283.0 МУ́ЗЫКА (Еврейская Музыка)] | * [http://forum.presviter.com/index.php?action=printpage;topic=2283.0 МУ́ЗЫКА (Еврейская Музыка)] | ||
+ | * [http://www.jso.co.il/ Официальный сайт] {{ref-he}}{{ref-en}} | ||
+ | [[Категория:Иерусалим]] | ||
[[Категория:Музыкальные коллективы Израиля]] | [[Категория:Музыкальные коллективы Израиля]] | ||
- | |||
{{checked_final}} | {{checked_final}} | ||
+ | {{WikiCopyRight}} |
Версия 05:28, 5 мая 2011
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
14.06.2010 | |
Иерусалимский симфонический оркестр (ивр. התזמורת הסימפונית ירושלים, רשות השידור) — израильский симфонический оркестр, базирующийся в Иерусалиме.
Содержание |
Ранняя история оркестра
Основан в 1936 году как ансамбль при радиостанции "Голос Иерусалима". В первые годы своего существования сопровождал хоры, играл марши, исполнял легкую классику, занимался всем, что позволял его состав.
Оркестр расширялся за счет алии - вначале из Румынии и Польши. В пятидесятые годы ансамбль стал небольшим симфоническим оркестром. В то время с ним выступал Отто Клемперер.
В шестидесятые годы оркестр возглавил Менди Родан. Необходимость заниматься ежедневным обслуживанием потребностей радиостанции, исполняя музыку всех жанров и малый состав оркестра не позволял заняться серьёзными концертами.
Семидесятые годы двадцатого века
Положение изменилось с началом 70-ых годов, когда началась алия из Советского Союза. С ней прибыли музыканты из московских, ленинградских, вильнюсских оркестров. В 1974 году это был уже большой симфонический оркестр.
Во главе оркестра стоял тогда Лукас Фосс. Его программы отличались смелостью и свежестью. Одним из его излюбленных приемов было противопоставление старого и нового.
Оркестр, будучи единственным государственным оркестром Израиля, не зависел в финансовом отношении от продажи билетов и мог позволить себе исполнения большого количества современных произведений. Особое внимание Фосс уделял израильской музыке. Ему же принадлежала идея так называемых "музыкальных марафонов", когда с пяти вечера и до полуночи звучала музыка, объединенная одной темой, например: Вена или Малер, Чайковский или "От Монтеверди до Стравинского".
Всё это вместе - новые идеи Лукаса Фосса, амбиции музыкантов высокого класса, пополнившийся состав оркестра, большой концертный зал и возросшее население Иерусалима привело к качественному изменению оркестра радио и превратило его в коллектив высокого профессионального уровня.
Именно в это время оркестр прибавил к своему названию слово "Иерусалимский". Возрасло число выступлений с ним знаменитых музыкантов. Резко увеличилось число поклонников этого оркестра и владельцев его абонементов. С Лукасом Фоссом Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения выезжает на свои первые зарубежные гастроли в Швецию, Италию, Англию и Бельгию.
Период с 1979 года: руководство Гарри Бертини
Гарри Бертини, дирижёр, занимал пост руководителя этого коллектива с 1979 года. Он был приглашен на пост музыкального руководителя Иерусалимского симфонического оркестра в зените славы: присвоение государственной премии Израиля и большой успех на европейской сцене.
В первые годы его работы оркестр особенно много играл Берлиоза, Дебюсси и Равеля. Другая, очень важная сторона его деятельности - израильская музыка. Немалое число сочинений Йосефа Таля, Цви Авни, Мордехая Сетера было написано по специальному заказу Гарри Бертини и впервые прозвучало под его управлением.
Он же был первым руководителем фестиваля "Тестемониум", посвященного отражению в музыке различных аспектов еврейской истории, в особенности ее библейской эпохи. Впоследствии музыкальным руководителем "Тестемониума" стал чилийский дирижер Хуан-Пабло Искердо, впервые выступивший с Иерусалимским оркестром в 1974 году и ставший с тех пор постоянным гостем Иерусалима.
Среди наиболее заметных страниц истории оркестра — совместный проект с Оркестром Баварского радио под управлением Лорина Маазеля: премьера Седьмой симфонии Кшиштофа Пендерецкого «Семь врат Иерусалима» к 3000-летию Иерусалима (2000), повторенная в том же году в Мюнхене к 50-летию немецкого оркестра.
Начало двадцать первого века
В последние годы Иерусалимский оркестр все чаще выезжает за границу, приобретает широкую популярность и в Израиле и за рубежом.
Среди дирижеров, постоянно выступающих с Иерусалимским симфоническим оркестром, самой заметной фигурой является Юрий Аранович. Он был связан с этим оркестром сразу же после репатриации в Израиль в 1971 году. Потом на десять лет его связь с оркестром прервалась. Аранович вернулся к сотрудничеству с этим коллективом, уже будучи главным дирижером Кельнского и Стокгольмского оркестров.
Он впервые исполнил в Израиле 6-ую симфонию Моисея Вайнберга. Аранович, который дирижировал оркестром Филармонии, исполняя Чайковского, и Иерусалимским, исполняя Брукнера, Франка, Дворжака, Шостаковича, тем не менее придает исполнению симфонии Вайнберга особое значение.
Иерусалимский оркестр - это оркестр радио, и в его обязанности входит обогащение фонотеки как записями новой музыки, так и выступлениями дебютантов - солистов и дирижеров.
Музыкальные руководители
- Менди Родан (1963—1972)
- Лукас Фосс (1972—1976)
- Гари Бертини (1978—1987)
- Лоуренс Фостер (1988—1992)
- Давид Шаллон (1992—2000)
- Леон Ботстайн (с 2003 г.)
Источники
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.