Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Ранняя история оркестра) |
|||
Строка 17: | Строка 17: | ||
Оркестр расширялся за счет [[Алия|алии]] - вначале из Румынии и Польши. В пятидесятые годы ансамбль стал небольшим симфоническим оркестром. В то время с ним выступал [[Клемперер, Отто|Отто Клемперер]]. | Оркестр расширялся за счет [[Алия|алии]] - вначале из Румынии и Польши. В пятидесятые годы ансамбль стал небольшим симфоническим оркестром. В то время с ним выступал [[Клемперер, Отто|Отто Клемперер]]. | ||
- | В шестидесятые годы оркестр возглавил | + | В шестидесятые годы оркестр возглавил [[Родан, Менди|Менди Родан]]. Необходимость заниматься ежедневным обслуживанием потребностей радиостанции, исполняя музыку всех жанров и малый состав оркестра не позволял заняться серьёзными концертами. |
== Семидесятые годы двадцатого века == | == Семидесятые годы двадцатого века == |
Версия 05:03, 5 мая 2011
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
14.06.2010 | |
Содержание |
Ранняя история оркестра
Основан в 1936 году как ансамбль при радиостанции "Голос Иерусалима". В первые годы своего существования сопровождал хоры, играл марши, исполнял легкую классику, занимался всем, что позволял его состав.
Оркестр расширялся за счет алии - вначале из Румынии и Польши. В пятидесятые годы ансамбль стал небольшим симфоническим оркестром. В то время с ним выступал Отто Клемперер.
В шестидесятые годы оркестр возглавил Менди Родан. Необходимость заниматься ежедневным обслуживанием потребностей радиостанции, исполняя музыку всех жанров и малый состав оркестра не позволял заняться серьёзными концертами.
Семидесятые годы двадцатого века
Положение изменилось с началом 70-ых годов, когда началась алия из Советского Союза. С ней прибыли музыканты из московских, ленинградских, вильнюсских оркестров. В 1974 году это был уже большой симфонический оркестр.
Во главе оркестра стоял тогда Лукас Фосс. Его программы отличались смелостью и свежестью. Одним из его излюбленных приемов было противопоставление старого и нового.
Оркестр, будучи единственным государственным оркестром Израиля, не зависел в финансовом отношении от продажи билетов и мог позволить себе исполнения большого количества современных произведений. Особое внимание Фосс уделял израильской музыке. Ему же принадлежала идея так называемых "музыкальных марафонов", когда с пяти вечера и до полуночи звучала музыка, объединенная одной темой, например: Вена или Малер, Чайковский или "От Монтеверди до Стравинского".
Всё это вместе - новые идеи Лукаса Фосса, амбиции музыкантов высокого класса, пополнившийся состав оркестра, большой концертный зал и возросшее население Иерусалима привело к качественному изменению оркестра радио и превратило его в коллектив высокого профессионального уровня.
Именно в это время оркестр прибавил к своему названию слово "Иерусалимский". Возрасло число выступлений с ним знаменитых музыкантов. Резко увеличилось число поклонников этого оркестра и владельцев его абонементов. С Лукасом Фоссом Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения выезжает на свои первые зарубежные гастроли в Швецию, Италию, Англию и Бельгию.
Период с 1979 года: руководство Гарри Бертини
Гарри Бертини, дирижёр, занимал пост руководителя этого коллектива с 1979 года. Он был приглашен на пост музыкального руководителя Иерусалимского симфонического оркестра в зените славы: присвоение государственной премии Израиля и большой успех на европейской сцене.
В первые годы его работы оркестр особенно много играл Берлиоза, Дебюсси и Равеля. Другая, очень важная сторона его деятельности - израильская музыка. Немалое число сочинений Йосефа Таля, Цви Авни, Мордехая Сетера было написано по специальному заказу Гарри Бертини и впервые прозвучало под его управлением.
Он же был первым руководителем фестиваля "Тестемониум", посвященного отражению в музыке различных аспектов еврейской истории, в особенности ее библейской эпохи. Впоследствии музыкальным руководителем "Тестемониума" стал чилийский дирижер Хуан-Пабло Искердо, впервые выступивший с Иерусалимским оркестром в 1974 году и ставший с тех пор постоянным гостем Иерусалима.
Начало двадцать первого века
В последние годы Иерусалимский оркестр все чаще выезжает за границу, приобретает широкую популярность и в Израиле и за рубежом.
Среди дирижеров, постоянно выступающих с Иерусалимским симфоническим оркестром, самой заметной фигурой является Юрий Аранович. Он был связан с этим оркестром сразу же после репатриации в Израиль в 1971 году. Потом на десять лет его связь с оркестром прервалась. Аранович вернулся к сотрудничеству с этим коллективом, уже будучи главным дирижером Кельнского и Стокгольмского оркестров.
Ему принадлежит честь первого исполнения в Израиле 6-ой симфонии еврейского композитора Моисея Вайнберга. Аранович, который дирижировал оркестром Филармонии, исполняя Чайковского, и Иерусалимским, исполняя Брукнера, Франка, Дворжака, Шостаковича, тем не менее придает исполнению симфонии Вайнберга особое значение.
Иерусалимский оркестр - это оркестр радио, и в его обязанности входит обогащение фонотеки как записями новой музыки, так и выступлениями дебютантов - солистов и дирижеров.
В 1992–2000 гг. оркестр возглавлял Давид Шаллон (1950–2000), с 2003 г. — главный дирижер Иерусалимского симфонического оркестра радио и телевидения крупный американский дирижер и музыковед Л. Ботштейн (родился в 1947 г.).