Эльдад hа-Дани

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 15: Строка 15:
'''Эльдад бен Махли hа-Дани''' (2-я половина IX в.), еврейский путешественник.  
'''Эльдад бен Махли hа-Дани''' (2-я половина IX в.), еврейский путешественник.  
-
Он утверждал, что был гражданином '''независимого еврейского государства в восточной Африке''', где проживают племена Дан, Ашер, Гад и Нафтали, и сам происходил из колена Дана (отсюда и его прозвище).  
+
Он утверждал, что был гражданином '''независимого еврейского государства в восточной Африке''', где проживают [[Колена Израиля|племена Дан, Ашер, Гад и Нафтали]], и сам происходил из колена Дана (отсюда и его прозвище).  
-
Выйдя из этого предполагаемого государства, Эльдад побывал в Вавилонии, Кайруане и Испании, устроив во всём мире большой переполох среди евреев своим рассказом о Потерянных десяти коленах, и правилами кошерного забоя скота, которые, по его  утверждению, он привез из родной страны.
+
Выйдя из этого предполагаемого государства, Эльдад побывал в [[Вавилония|Вавилонии]], [[Кайруан]]е и Испании, устроив во всём мире большой переполох среди евреев своим рассказом о [[Десять потерянных колен|Потерянных десяти коленах]], и правилами [[Кошер|кошерного забоя скота]], которые, по его  утверждению, он привез из родной страны.
Записано не менее шести версий его рассказов.
Записано не менее шести версий его рассказов.
-
Около 880 г. Эльдад hа-Дани прибыл в Кайруан в Тунисе, а в 883 г. написал послание в общины Испании и затем отправился туда. Из ответа Цемаха бен Хаима, [[гаон]]а Сурской иешивы в 889–898 гг. на запрос кайруанской общины следует, что до своего путешествия в Северную Африку Эльдад hа-Дани побывал в Вавилонии.  
+
== Пребывание Эльдада hа-Дани в еврейских общинах Средиземноморья ==
 +
Около 880 г. Эльдад hа-Дани прибыл в [[Кайруан]] в [[Тунис]]е, а в 883 г. написал послание в общины Испании и затем отправился туда. Из ответа Цемаха бен Хаима, [[гаон]]а [[Сура|Сурской иешивы]] в 889–898 гг. на запрос [[кайруан]]ской общины следует, что до своего путешествия в Северную Африку Эльдад hа-Дани побывал в Вавилонии.  
-
По утверждению [[Караимы|караимского]] ученого XII в. Иехуды бен Элияху Хадасси, Эльдад hа-Дани совершил два путешествия, первое — в Египет, второе — в Магриб.  
+
По утверждению [[Караимы|караимского]] ученого XII в. Иехуды бен Элияху Хадасси, Эльдад hа-Дани совершил два путешествия, первое — в [[Египет]], второе — в [[Магриб]].  
-
Рассказы самого Эльдада hа-Дани о его путешествиях содержат множество приключений (кораблекрушение, плен у людоедов и «огнепоклонников», выкуп его за 32 золотых евреем из племени Иссахара).
+
== Содержание рассказов Эльдада hа-Дани ==
 +
Рассказы самого Эльдада hа-Дани о его путешествиях содержат множество приключений (кораблекрушение, плен у людоедов и «огнепоклонников», выкуп его за 32 золотых евреем из племени [[Иссахар]]а).
-
Основная часть повествования Эльдада hа-Дани посвящена пропавшим коленам Израилевым. По его утверждению, даниты вместе с коленами Нафтали, Гад и Ашер создали свое государство в восточной Африке около Красного моря), окруженное страной Куш (Эфиопией). Их земля называлась Хавила — «страна золота» (ср. Быт. 2:11); ею управлял царь Аддиэль (Уззиэль). Жители страны говорили исключительно на священном языке (иврите). Их [[Галаха|галахическая]] традиция напрямую восходила к [[Моше]] и [[Йеhошуа бин Нун]]у.  
+
Основная часть повествования Эльдада hа-Дани посвящена [[Десять потерянных колен|пропавшим коленам Израилевым]]. По его утверждению, даниты вместе с коленами Нафтали, Гад и Ашер создали свое государство в восточной Африке около Красного моря), окруженное страной Куш (Эфиопией). Их земля называлась Хавила — «страна золота» (ср. Быт. 2:11); ею управлял царь Аддиэль (Уззиэль). Жители страны говорили исключительно на священном языке ([[иврит]]е). Их [[Галаха|галахическая]] традиция напрямую восходила к [[Моше]] и [[Йеhошуа бин Нун]]у.  
Эльдад hа-Дани также упоминает, что поблизости жили «сыны Моисея» (бней Моше), отделенные рекой Самбатион. Так как в будни река течет бурным потоком и её невозможно переплыть, а '''в субботу, когда она останавливает воды''', переход её был бы нарушением Закона, они могли общаться друг с другом, лишь находясь на разных берегах.  
Эльдад hа-Дани также упоминает, что поблизости жили «сыны Моисея» (бней Моше), отделенные рекой Самбатион. Так как в будни река течет бурным потоком и её невозможно переплыть, а '''в субботу, когда она останавливает воды''', переход её был бы нарушением Закона, они могли общаться друг с другом, лишь находясь на разных берегах.  
-
Колено Иссахара, согласно сведениям Эльдада hа-Дани, — независимое кочевое скотоводческое племя.  
+
Колено [[Иссахар]]а, согласно сведениям Эльдада hа-Дани, — независимое кочевое скотоводческое племя.  
-
К югу от него располагалось колено Звулуна, занимая земли, которые простирались от Армении по реке Евфрат. «За горами Парана» жило колено Реувена.
+
К югу от него располагалось колено [[Звулун]]а, занимая земли, которые простирались от Армении по реке Евфрат. «За горами Парана» жило колено [[Реувен]]а.
-
Колено Эфраима и половина колена Менаше находились в «горах Нагед» в «стране Мака» (Южной Аравии) и были очень воинственны. Храброе и воинственное колено Шим‘она и вторая половина колена Менаше пребывали в земле [[Хазары|хазар]] и собирали дань с 25 царств, в том числе и мусульманских.  
+
Колено [[Эфраим]]а и половина колена [[Менаше]] находились в «горах Нагед» в «стране Мака» (Южной Аравии) и были очень воинственны. Храброе и воинственное колено [[Шим‘он]]а и вторая половина колена [[Менаше]] пребывали в земле [[Хазары|хазар]] и собирали дань с 25 царств, в том числе и мусульманских.  
-
Во время пребывания Эльдада hа-Дани в Кайруане местные евреи записали с его слов и отослали гаону Цемаху подробное описание '''hилхот шхита у трефа'''. Источники этих оригинальных законов неизвестны. Часть из них близки к [[Караимы|караимским]] нормам, однако многие обнаруживают очевидное знакомство с элементами талмудического права, а также некоторое мусульманское влияние. Несмотря на то, что практически все hалахот Эльдада hа-Дани не были приняты средневековыми раввинистическими авторитетами, многие цитировали их с большим уважением (Раши, Ашер бен Иехиэль, [[Тосафот|тосафисты]], да и сам гаон рабби Цемах в своем ответном послании не отрицал возможности существования различных версий '''hалахот'''.  
+
== Анализ рассказов Эльдада hа-Дани ==
 +
Во время пребывания Эльдада hа-Дани в [[Кайруан]]е местные евреи записали с его слов и отослали [[гаон]]у Цемаху подробное описание '''hилхот шхита у трефа'''. Источники этих оригинальных законов неизвестны. Часть из них близки к [[Караимы|караимским]] нормам, однако многие обнаруживают очевидное знакомство с элементами талмудического права, а также некоторое мусульманское влияние. Несмотря на то, что практически все hалахот Эльдада hа-Дани не были приняты средневековыми раввинистическими авторитетами, многие цитировали их с большим уважением (Раши, Ашер бен Иехиэль, [[Тосафот|тосафисты]], да и сам [[гаон]] рабби Цемах в своем ответном послании не отрицал возможности существования различных версий '''hалахот'''.  
На Эльдада hа-Дани ссылались [[Хисдай Ибн Шапрут]] в послании к [[Хазары|хазарскому]] царю, рабби Иехуда Ибн Курайш (IX в.), рабби Аврахам бен Моше бен Маймон (1186–1237, сын [[Маймонид]]а) и др. Однако [[Абраhам Ибн Эзра]] и рабби Меир бен Барух из Ротенбурга считали Эльдада hа-Дани лжецом.  
На Эльдада hа-Дани ссылались [[Хисдай Ибн Шапрут]] в послании к [[Хазары|хазарскому]] царю, рабби Иехуда Ибн Курайш (IX в.), рабби Аврахам бен Моше бен Маймон (1186–1237, сын [[Маймонид]]а) и др. Однако [[Абраhам Ибн Эзра]] и рабби Меир бен Барух из Ротенбурга считали Эльдада hа-Дани лжецом.  
Строка 46: Строка 49:
Таким образом, его рассказы несут информацию о [[Хазары|Хазарии]], [[Эфиопские евреи|фалашских княжествах]] и последнем [[Химьяр|Химьяритском государстве]] [[Зу Нувас|Ю. Зу Нуваса]] (начало VII в.). Время от времени обнаруживаются подтверждения его рассказов из независимых источников и данных археологии.
Таким образом, его рассказы несут информацию о [[Хазары|Хазарии]], [[Эфиопские евреи|фалашских княжествах]] и последнем [[Химьяр|Химьяритском государстве]] [[Зу Нувас|Ю. Зу Нуваса]] (начало VII в.). Время от времени обнаруживаются подтверждения его рассказов из независимых источников и данных археологии.
-
Эльдад hа-Дани использует иврит (а не арамейский язык) и '''hалахот''', не нашедшие отражения в Талмуде. Это означает, что он не мог принадлежать к еврейским общинам Вавилонии, Страны Израиля, Северной Африки или Испании. '''Наиболее аргументирована гипотеза (основанная на анализе особенностей его иврита) о принадлежности Эльдада hа-Дани к [[Йеменские евреи|йеменским евреям]], проживавшим в северном районе Наджран.'''  
+
Эльдад hа-Дани использует [[иврит]] (а не арамейский язык) и '''hалахот''', не нашедшие отражения в [[Талмуд]]е. Это означает, что он не мог принадлежать к еврейским общинам Вавилонии, Страны Израиля, Северной Африки или Испании. '''Наиболее аргументирована гипотеза (основанная на анализе особенностей его иврита) о принадлежности Эльдада hа-Дани к [[Йеменские евреи|йеменским евреям]], проживавшим в северном районе Наджран.'''  
 +
== Издания рассказов Эльдада hа-Дани ==
Впервые рассказы Эльдада hа-Дани были опубликованы в Мантуе в 1480 г., а затем издавались несколько раз по различным рукописям, значительно отличающимся друг от друга. Наиболее полное критическое издание текстов рассказов Эльдада hа-Дани было осуществлено в Пресбурге (ныне Братислава) в 1891 г. рабби А. Эпштейном (1841–1918).  
Впервые рассказы Эльдада hа-Дани были опубликованы в Мантуе в 1480 г., а затем издавались несколько раз по различным рукописям, значительно отличающимся друг от друга. Наиболее полное критическое издание текстов рассказов Эльдада hа-Дани было осуществлено в Пресбурге (ныне Братислава) в 1891 г. рабби А. Эпштейном (1841–1918).  
-
Повествование Эльдада hа-Дани переводилось на многие языки, в том числе на идиш (Фюрст, 1769; Вильно, 1849) и русский (в книге П. Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881).
+
Повествование Эльдада hа-Дани переводилось на многие языки, в том числе на [[идиш]] (Фюрст, 1769; Вильно, 1849) и русский (в книге П. Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881).
-
Источники
+
== Источники ==
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=126&letter=E&search=Eldad ha-Dani Richard Gottheil, Isaac Broydé "ELDAD BEN MAHLI HA-DANI" in Jewish Encyclopedia]
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=126&letter=E&search=Eldad ha-Dani Richard Gottheil, Isaac Broydé "ELDAD BEN MAHLI HA-DANI" in Jewish Encyclopedia]
* [http://www.eleven.co.il/article/15052 Электронная еврейская энциклопедия]
* [http://www.eleven.co.il/article/15052 Электронная еврейская энциклопедия]
Строка 62: Строка 66:
[[Категория:Караимы]]
[[Категория:Караимы]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
[[Категория:Евреи в Азии]]
 +
[[Категория:Евреи в Африке]]
 +
{{checked_final}}

Версия 14:26, 24 апреля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 30/11/2010

Эльдад бен Махли hа-Дани (2-я половина IX в.), еврейский путешественник.

Он утверждал, что был гражданином независимого еврейского государства в восточной Африке, где проживают племена Дан, Ашер, Гад и Нафтали, и сам происходил из колена Дана (отсюда и его прозвище).

Выйдя из этого предполагаемого государства, Эльдад побывал в Вавилонии, Кайруане и Испании, устроив во всём мире большой переполох среди евреев своим рассказом о Потерянных десяти коленах, и правилами кошерного забоя скота, которые, по его утверждению, он привез из родной страны.

Записано не менее шести версий его рассказов.

Содержание

Пребывание Эльдада hа-Дани в еврейских общинах Средиземноморья

Около 880 г. Эльдад hа-Дани прибыл в Кайруан в Тунисе, а в 883 г. написал послание в общины Испании и затем отправился туда. Из ответа Цемаха бен Хаима, гаона Сурской иешивы в 889–898 гг. на запрос кайруанской общины следует, что до своего путешествия в Северную Африку Эльдад hа-Дани побывал в Вавилонии.

По утверждению караимского ученого XII в. Иехуды бен Элияху Хадасси, Эльдад hа-Дани совершил два путешествия, первое — в Египет, второе — в Магриб.

Содержание рассказов Эльдада hа-Дани

Рассказы самого Эльдада hа-Дани о его путешествиях содержат множество приключений (кораблекрушение, плен у людоедов и «огнепоклонников», выкуп его за 32 золотых евреем из племени Иссахара).

Основная часть повествования Эльдада hа-Дани посвящена пропавшим коленам Израилевым. По его утверждению, даниты вместе с коленами Нафтали, Гад и Ашер создали свое государство в восточной Африке около Красного моря), окруженное страной Куш (Эфиопией). Их земля называлась Хавила — «страна золота» (ср. Быт. 2:11); ею управлял царь Аддиэль (Уззиэль). Жители страны говорили исключительно на священном языке (иврите). Их галахическая традиция напрямую восходила к Моше и Йеhошуа бин Нуну.

Эльдад hа-Дани также упоминает, что поблизости жили «сыны Моисея» (бней Моше), отделенные рекой Самбатион. Так как в будни река течет бурным потоком и её невозможно переплыть, а в субботу, когда она останавливает воды, переход её был бы нарушением Закона, они могли общаться друг с другом, лишь находясь на разных берегах.

Колено Иссахара, согласно сведениям Эльдада hа-Дани, — независимое кочевое скотоводческое племя. К югу от него располагалось колено Звулуна, занимая земли, которые простирались от Армении по реке Евфрат. «За горами Парана» жило колено Реувена.

Колено Эфраима и половина колена Менаше находились в «горах Нагед» в «стране Мака» (Южной Аравии) и были очень воинственны. Храброе и воинственное колено Шим‘она и вторая половина колена Менаше пребывали в земле хазар и собирали дань с 25 царств, в том числе и мусульманских.

Анализ рассказов Эльдада hа-Дани

Во время пребывания Эльдада hа-Дани в Кайруане местные евреи записали с его слов и отослали гаону Цемаху подробное описание hилхот шхита у трефа. Источники этих оригинальных законов неизвестны. Часть из них близки к караимским нормам, однако многие обнаруживают очевидное знакомство с элементами талмудического права, а также некоторое мусульманское влияние. Несмотря на то, что практически все hалахот Эльдада hа-Дани не были приняты средневековыми раввинистическими авторитетами, многие цитировали их с большим уважением (Раши, Ашер бен Иехиэль, тосафисты, да и сам гаон рабби Цемах в своем ответном послании не отрицал возможности существования различных версий hалахот.

На Эльдада hа-Дани ссылались Хисдай Ибн Шапрут в послании к хазарскому царю, рабби Иехуда Ибн Курайш (IX в.), рабби Аврахам бен Моше бен Маймон (1186–1237, сын Маймонида) и др. Однако Абраhам Ибн Эзра и рабби Меир бен Барух из Ротенбурга считали Эльдада hа-Дани лжецом.

Очевидно, что Эльдад hа-Дани много выдумал для занимательности и ободрения евреев, живших под властью иноверцев.

Также очевидно, что он использовал реальные личные наблюдения и рассказы о реальных явлениях, бывшие в то время актуальными или отражавшие совсем недавнюю историю. Эти рассказы дошли до нас через него.

Таким образом, его рассказы несут информацию о Хазарии, фалашских княжествах и последнем Химьяритском государстве Ю. Зу Нуваса (начало VII в.). Время от времени обнаруживаются подтверждения его рассказов из независимых источников и данных археологии.

Эльдад hа-Дани использует иврит (а не арамейский язык) и hалахот, не нашедшие отражения в Талмуде. Это означает, что он не мог принадлежать к еврейским общинам Вавилонии, Страны Израиля, Северной Африки или Испании. Наиболее аргументирована гипотеза (основанная на анализе особенностей его иврита) о принадлежности Эльдада hа-Дани к йеменским евреям, проживавшим в северном районе Наджран.

Издания рассказов Эльдада hа-Дани

Впервые рассказы Эльдада hа-Дани были опубликованы в Мантуе в 1480 г., а затем издавались несколько раз по различным рукописям, значительно отличающимся друг от друга. Наиболее полное критическое издание текстов рассказов Эльдада hа-Дани было осуществлено в Пресбурге (ныне Братислава) в 1891 г. рабби А. Эпштейном (1841–1918).

Повествование Эльдада hа-Дани переводилось на многие языки, в том числе на идиш (Фюрст, 1769; Вильно, 1849) и русский (в книге П. Марголина «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881).

Источники

Литература

  • Metz in "Das Jüdische Litteraturblatt," 1877, No. 41
  • П. Марголин «Три еврейских путешественника IX–XII столетий», СПб., 1881
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация