Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Источники) |
|||
Строка 15: | Строка 15: | ||
'''Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид (1150?–1217), духовный лидер мистико-моралистического движения [[Хасидей Ашкеназ]].''' | '''Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид (1150?–1217), духовный лидер мистико-моралистического движения [[Хасидей Ашкеназ]].''' | ||
- | По-видимому, Йеhуда hе-Хасид жил некоторое время в | + | По-видимому, Йеhуда hе-Хасид жил некоторое время в [[Шпейер]]е, затем — в [[Регенсбург]]е (его иногда называли рабби Йеhуда Регенсбургский). Современные Йеhуде hе-Хасиду источники почти не содержат упоминаний о нем. Однако в XV–XVI вв. появилось множество легенд, повествующих о его жизни. |
+ | == Учение Йеhуды hе-Хасида == | ||
Йеhуда hе-Хасид учил полному смирению и сам практиковал его в своей жизни. Так, он даже запрещал автору указывать свое имя на книге, чтобы его сын впоследствии не возгордился из-за славы отца. Видимо, именно по этой причине труды самого Йеhуды hе-Хасида обращались как анонимные; даже его ученики, цитируя его сочинения, не называли его имени. Аскетически-мистическое учение Йеhуды hе-Хасида близко по духу аналогичным течениям современного ему христианства (в первую очередь, францисканству). | Йеhуда hе-Хасид учил полному смирению и сам практиковал его в своей жизни. Так, он даже запрещал автору указывать свое имя на книге, чтобы его сын впоследствии не возгордился из-за славы отца. Видимо, именно по этой причине труды самого Йеhуды hе-Хасида обращались как анонимные; даже его ученики, цитируя его сочинения, не называли его имени. Аскетически-мистическое учение Йеhуды hе-Хасида близко по духу аналогичным течениям современного ему христианства (в первую очередь, францисканству). | ||
Уже отец Йеhуды hе-Хасида, Шмуэль hе-Хасид, находился под сильным влиянием господствовавших в ту эпоху умонастроений. Распространению учения Йеhуды hе-Хасида содействовали его потомки. Сын Йеhуды hе-Хасида Моше написал комментарии к [[Тора|Торе]]. Внук Йеhуды hе-Хасида Эльазар бен Моше hа-Даршан написал ряд сочинений по эзотерической теологии. Правнук, каббалист Моше бен Эльазар, предпринял попытку привести учение [[Хасидей Ашкеназ]] в соответствие с каббалой. | Уже отец Йеhуды hе-Хасида, Шмуэль hе-Хасид, находился под сильным влиянием господствовавших в ту эпоху умонастроений. Распространению учения Йеhуды hе-Хасида содействовали его потомки. Сын Йеhуды hе-Хасида Моше написал комментарии к [[Тора|Торе]]. Внук Йеhуды hе-Хасида Эльазар бен Моше hа-Даршан написал ряд сочинений по эзотерической теологии. Правнук, каббалист Моше бен Эльазар, предпринял попытку привести учение [[Хасидей Ашкеназ]] в соответствие с каббалой. | ||
- | Самым выдающимся из учеников Йеhуды hе-Хасида был [[Эльазар бен Йеhуда]] из | + | == Ученики и духовное наследие Йеhуды hе-Хасида == |
+ | Самым выдающимся из учеников Йеhуды hе-Хасида был [[Эльазар бен Йеhуда]] из [[Вормс]]а, благодаря трудам которого учение Йеhуды hе-Хасида получило широкую известность среди евреев Германии и за ее пределами. Им было составлено ставшее популярным краткое собрание этических максим и магических предписаний Йеhуды hе-Хасида «Цавваат рабби Йеhуда hе-Хасид» («Завещание рабби Йеhуды hе-Хасида»). | ||
- | Большинство сочинений Йеhуды hе-Хасида по теологии не сохранилось. Его главным трудом в этой области было, по-видимому, сочинение «Сефер hа-кавод» («Книга славы (Господней)»), из которого сохранились лишь цитаты в сочинениях позднейших авторов. Из его многотомного комментария к молитвам также сохранилось очень мало. | + | Большинство сочинений Йеhуды hе-Хасида по теологии не сохранилось. Его главным трудом в этой области было, по-видимому, сочинение '''«Сефер hа-кавод»''' («Книга славы (Господней)»), из которого сохранились лишь цитаты в сочинениях позднейших авторов. Из его многотомного комментария к молитвам также сохранилось очень мало. |
Традиция приписывает Йеhуде hе-Хасиду авторство основополагающей книги [[Хасидей Ашкеназ]] «Сефер-хасидим». Современные исследования подтверждают принадлежность большей части этого труда перу Йеhуды hе-Хасида. Ему же приписывается синагогальный гимн «[[Анъим змирот|Шир hа-кавод]]». | Традиция приписывает Йеhуде hе-Хасиду авторство основополагающей книги [[Хасидей Ашкеназ]] «Сефер-хасидим». Современные исследования подтверждают принадлежность большей части этого труда перу Йеhуды hе-Хасида. Ему же приписывается синагогальный гимн «[[Анъим змирот|Шир hа-кавод]]». | ||
Строка 29: | Строка 31: | ||
== Источники == | == Источники == | ||
* [http://www.eleven.co.il/article/11694 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 2, кол. 770–771] | * [http://www.eleven.co.il/article/11694 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 2, кол. 770–771] | ||
+ | |||
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]] | ||
+ | [[Категория:Евреи в Европе]] | ||
+ | [[Категория:Евреи и иудаизм по городам]] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
+ | [[Категория:Персоналии по алфавиту]] | ||
+ | [[Категория:История евреев Германии]] |
Версия 13:45, 23 апреля 2011
Регулярная статья | |
Л.Гроервейдл | |
14.12.2010 | |
Йеhуда бен Шмуэль hе-Хасид (1150?–1217), духовный лидер мистико-моралистического движения Хасидей Ашкеназ.
По-видимому, Йеhуда hе-Хасид жил некоторое время в Шпейере, затем — в Регенсбурге (его иногда называли рабби Йеhуда Регенсбургский). Современные Йеhуде hе-Хасиду источники почти не содержат упоминаний о нем. Однако в XV–XVI вв. появилось множество легенд, повествующих о его жизни.
Учение Йеhуды hе-Хасида
Йеhуда hе-Хасид учил полному смирению и сам практиковал его в своей жизни. Так, он даже запрещал автору указывать свое имя на книге, чтобы его сын впоследствии не возгордился из-за славы отца. Видимо, именно по этой причине труды самого Йеhуды hе-Хасида обращались как анонимные; даже его ученики, цитируя его сочинения, не называли его имени. Аскетически-мистическое учение Йеhуды hе-Хасида близко по духу аналогичным течениям современного ему христианства (в первую очередь, францисканству).
Уже отец Йеhуды hе-Хасида, Шмуэль hе-Хасид, находился под сильным влиянием господствовавших в ту эпоху умонастроений. Распространению учения Йеhуды hе-Хасида содействовали его потомки. Сын Йеhуды hе-Хасида Моше написал комментарии к Торе. Внук Йеhуды hе-Хасида Эльазар бен Моше hа-Даршан написал ряд сочинений по эзотерической теологии. Правнук, каббалист Моше бен Эльазар, предпринял попытку привести учение Хасидей Ашкеназ в соответствие с каббалой.
Ученики и духовное наследие Йеhуды hе-Хасида
Самым выдающимся из учеников Йеhуды hе-Хасида был Эльазар бен Йеhуда из Вормса, благодаря трудам которого учение Йеhуды hе-Хасида получило широкую известность среди евреев Германии и за ее пределами. Им было составлено ставшее популярным краткое собрание этических максим и магических предписаний Йеhуды hе-Хасида «Цавваат рабби Йеhуда hе-Хасид» («Завещание рабби Йеhуды hе-Хасида»).
Большинство сочинений Йеhуды hе-Хасида по теологии не сохранилось. Его главным трудом в этой области было, по-видимому, сочинение «Сефер hа-кавод» («Книга славы (Господней)»), из которого сохранились лишь цитаты в сочинениях позднейших авторов. Из его многотомного комментария к молитвам также сохранилось очень мало.
Традиция приписывает Йеhуде hе-Хасиду авторство основополагающей книги Хасидей Ашкеназ «Сефер-хасидим». Современные исследования подтверждают принадлежность большей части этого труда перу Йеhуды hе-Хасида. Ему же приписывается синагогальный гимн «Шир hа-кавод».