Устная Тора
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect1 (Обсуждение | вклад) м («Устный Закон» переименована в «Устная Тора» поверх перенаправления) |
Architect1 (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 12: | Строка 12: | ||
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ = | ||
}} | }} | ||
- | |||
- | |||
- | + | '''Устная Тора''' ({{lang-he|תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה}}, ''Тора ше-бе-‘ал-пэ'') общее название устной [[Галаха|галахической]] и [[Агада|аггадической]] традиции в [[иудаизм]]е. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале [[Мишна]], а затем [[Талмуд]]). | |
- | В разные времена существовали секты, не признававшие | + | Согласно традиционному мировоззрению, Устная Тора служит дополнением [[Тора|Письменной Торе]], её расширенным вариантом, и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого [[Моисей|Моисеем]] были получены законы иудаизма. |
+ | |||
+ | В разные времена существовали секты, не признававшие Устную Тору ([[самаритяне]], [[саддукеи]], [[Караимы (религиозная группа)|караимы]]). В [[Ортодоксальный иудаизм|ортодоксальном (раввинистическом) иудаизме]] законы Устной Торы обязательны к исполнению наряду с [[613 заповедей|законами Торы]], поскольку традиционно считается, что Моисей на горе Синай получил две Торы — Письменную и Устную, которая разъясняет Письменную. Считается также, что вся Устная Тора может быть выведена из письменной посредством ряда [[Герменевтика|герменевтических]] принципов. Тем самым, согласно традиционному подходу, Письменная Тора является подобием конспекта, в котором зашифрованы все положения Устной Торы. | ||
Согласно [[Мишна|Мишне]], «''[[Моисей|Моше]] (Моисей) получил Тору на горе Синай и передал её [[Иисус Навин|Иеhошуа]] (Иисусу Навину), Иеhошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания''».<ref>Мишна, Пиркей Авот, гл. 1</ref> | Согласно [[Мишна|Мишне]], «''[[Моисей|Моше]] (Моисей) получил Тору на горе Синай и передал её [[Иисус Навин|Иеhошуа]] (Иисусу Навину), Иеhошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания''».<ref>Мишна, Пиркей Авот, гл. 1</ref> | ||
Строка 23: | Строка 23: | ||
Долгое время существовал запрет записывать Устную Тору. Однако после разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] и римских гонений возникла опасность утраты знаний в диаспоре. Во II веке н. э. по решению собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии составили [[Талмуд]]. | Долгое время существовал запрет записывать Устную Тору. Однако после разрушения [[Второй Храм|Второго Храма]] и римских гонений возникла опасность утраты знаний в диаспоре. Во II веке н. э. по решению собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии составили [[Талмуд]]. | ||
- | == | + | == История передачи Устной Торы == |
- | [[ | + | |
- | + | История передачи Устной Торы принято делить на следующие периоды: | |
- | + | ||
- | + | # Библейский период — до [[Ездра|Эзры]] и [[Неемия|Нехемьи]] (приблизительно, середина V века до н. э.); | |
- | + | # Период ХаЗаль - Мудрецов Талмуда | |
- | + | ## Период от Эзры и Нехемьи и до периода так называемых пар (160 г. до н. э.). Значительную часть этого периода принято называть периодом книжников.<ref>Но в последнее время раздаются обоснованные возражения против термина «книжники» применительно к учёным данного периода, так как для этого названия нет серьёзных обоснований в талмудических источниках.</ref> | |
- | + | ## Период Пар (от 160 г. до н. э. да начала новой эры). Этот период включает в себя Пар учёных, народных руководителей и знатоков Галахи (их имена упоминаются в первой главе трактата «Поучения отцов» и во второй главе трактата «Хагига»). | |
- | + | ##: Среди знатоков Галахи, которых мы знаем по именам из талмудической литературы периода, предшествовавшего «Парам», — [[Симон Праведный]] из «последних мужей» Великого Собрания и [[Антигон из Сохо]]. После последнего «Парного» наси Гилеля это звание унаследовал его сын Шимеон, а затем — сын Шимеона [[Раббан Гамлиэль старший]]. | |
- | + | ## Период [[танаим]] (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма и до 220 г. н. э.). В этот период действовало пять поколений учёных, начиная с рабана Шимеона бен Гамлиэля и его современников и до рабби Иегуды Ганаси, редактора Мишны. Учёные последующего, шестого, поколения, к которым причисляют Хию Великого и его современников, были связующим звеном между периодом танаим и периодом амораим. От этого периода кодифицированной Мишны до нас дошли сборники Мидрашей и Барайты. | |
- | + | ## Период [[амораим]] (от 220 г. до конца V века). В этот период в Эрец-Исраэль жили и действовали пять поколений амораим (до конца IV века), а в Вавилоне — семь поколений амораим. Этот период обогатил двумя Талмудами — Иерусалимским и Вавилонским. | |
- | + | ## С конца седьмого поколения вавилонских амораим начинается переходный этап к периоду савораим (интерпретаторов). Он длится до конца VI века, а по мнению некоторых историков — до середины VII века. Эти учёные занимались, главным образом, завершением редактирования Вавилонского Талмуда, установлением правил окончательного решения (в пользу одного из вариантов) и законодательством. | |
- | + | # Раввинистический период - после завершения Талмуда: | |
- | + | ## Период [[гаоны|гаонов]] (геоним). Он длился от конца периода савораим, примерно, до 1040 года, то есть до середины X века. Этот период получил название от почётного звания «гаон» (выдающийся учёный) — официальный титул глав ешив в Суре и в Пумбадите (Вавилония) того времени. Большую часть этого периода вавилонские ешивы остаются духовным центром всего еврейства, и их решения, как и ответы гаонов на запросы с мест, имели силу непреложного закона в большинстве еврейских общин. Гаоны стремились сделать Вавилонский Талмуд главным источником Галахи для всего еврейства, и это им удалось. | |
- | + | ###: К числу наиболее известных гаонов относятся: Иегудаи, рав Амрам, [[Саадия Гаон]], рав Шмуэль бен Хофни, рав Шрира и его сын рав Гай. | |
- | + | ###: В середине XI века закончился большой исторический период, когда существовал единый духовный центр для всей еврейской диаспоры. Отныне у каждого из центров появились свои руководители и учителя. Правда, и в дальнейшем сохранялась связь между разными центрами, и время от времени появлялись на горизонте выдающиеся личности, авторитет которых был гораздо большим и непреложным в ряде еврейских центров. Но гегемонии одного центра пришёл конец, и это имело далеко идущие последствия для развития еврейского права. | |
- | + | ###: В период гаонов появились в еврейском праве первые признаки разделения галахической литературы на три разновидности, сохранившиеся и поныне: «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (сборники решений мудрецов по конкретным случаям); «Галахот и Поским» (сборники галахических и судебных постановлений). | |
- | + | ## Этап [[ришоним]] (первых раввинов) — от XI и до XVI века, то есть до появления р. [[Каро, Йосеф|Иосефа Каро]] (Испания) и его знаменитого труда «[[Шулхан арух]]» («Накрытый стол») и рабби Моше Исерлеса из Кракова, автора капитального труда «Мапа» («Скатерть»), одного из величайших представителей польского семейства. Это классический этап раввинского периода, в котором гармонически сочетаются все три источника еврейского права — «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (еврейское прецедентное право), Галахот и Поским, связанные с кодификацией еврейского права. Начало этого этапа ознаменовалось расцветом испанского центра, в конце же наблюдается закат его и возвышение других центров — в Эрец-Исраэль, в странах Османской империи, в Польше и Литве. | |
- | + | ## Этап [[ахароним]] (последних раввинов) — от Иосефа Каро и Исерлесе и до конца XVIII века и движения эмансипации. На этом этапе продолжается литературное творчество во всех упомянутых выше областях. Но особого расцвета достигает жанр «Вопросов и Ответов». От этого этапа к нам дошло много сборников Постановлений различных еврейских общин. Развитие и теоретическое обоснование этого источника права приходится на предыдущие этапы, но наибольшее количество дошедших до нас сборников падает именно на этот этап. | |
- | + | ## Этап современности | |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 02:17, 17 апреля 2011
Регулярная статья | |
Устная Тора (ивр. תּוֹרָה שֶׁבְּעַל-פֶּה, Тора ше-бе-‘ал-пэ) общее название устной галахической и аггадической традиции в иудаизме. Возник в результате долгого развития и формирования, и позже был записан в письменном виде (вначале Мишна, а затем Талмуд).
Согласно традиционному мировоззрению, Устная Тора служит дополнением Письменной Торе, её расширенным вариантом, и, подобно ей, возник в результате Синайского откровения, во время которого Моисеем были получены законы иудаизма.
В разные времена существовали секты, не признававшие Устную Тору (самаритяне, саддукеи, караимы). В ортодоксальном (раввинистическом) иудаизме законы Устной Торы обязательны к исполнению наряду с законами Торы, поскольку традиционно считается, что Моисей на горе Синай получил две Торы — Письменную и Устную, которая разъясняет Письменную. Считается также, что вся Устная Тора может быть выведена из письменной посредством ряда герменевтических принципов. Тем самым, согласно традиционному подходу, Письменная Тора является подобием конспекта, в котором зашифрованы все положения Устной Торы.
Согласно Мишне, «Моше (Моисей) получил Тору на горе Синай и передал её Иеhошуа (Иисусу Навину), Иеhошуа передал её старейшинам Израиля, старейшины — пророкам, а пророки — мужам Великого Собрания».[1]
Долгое время существовал запрет записывать Устную Тору. Однако после разрушения Второго Храма и римских гонений возникла опасность утраты знаний в диаспоре. Во II веке н. э. по решению собрания законоучителей Устный Закон был собран в письменные сборники, которые впоследствии составили Талмуд.
Содержание |
История передачи Устной Торы
История передачи Устной Торы принято делить на следующие периоды:
- Библейский период — до Эзры и Нехемьи (приблизительно, середина V века до н. э.);
- Период ХаЗаль - Мудрецов Талмуда
- Период от Эзры и Нехемьи и до периода так называемых пар (160 г. до н. э.). Значительную часть этого периода принято называть периодом книжников.[2]
- Период Пар (от 160 г. до н. э. да начала новой эры). Этот период включает в себя Пар учёных, народных руководителей и знатоков Галахи (их имена упоминаются в первой главе трактата «Поучения отцов» и во второй главе трактата «Хагига»).
- Среди знатоков Галахи, которых мы знаем по именам из талмудической литературы периода, предшествовавшего «Парам», — Симон Праведный из «последних мужей» Великого Собрания и Антигон из Сохо. После последнего «Парного» наси Гилеля это звание унаследовал его сын Шимеон, а затем — сын Шимеона Раббан Гамлиэль старший.
- Период танаим (от поколения, жившего во время гибели Второго Храма и до 220 г. н. э.). В этот период действовало пять поколений учёных, начиная с рабана Шимеона бен Гамлиэля и его современников и до рабби Иегуды Ганаси, редактора Мишны. Учёные последующего, шестого, поколения, к которым причисляют Хию Великого и его современников, были связующим звеном между периодом танаим и периодом амораим. От этого периода кодифицированной Мишны до нас дошли сборники Мидрашей и Барайты.
- Период амораим (от 220 г. до конца V века). В этот период в Эрец-Исраэль жили и действовали пять поколений амораим (до конца IV века), а в Вавилоне — семь поколений амораим. Этот период обогатил двумя Талмудами — Иерусалимским и Вавилонским.
- С конца седьмого поколения вавилонских амораим начинается переходный этап к периоду савораим (интерпретаторов). Он длится до конца VI века, а по мнению некоторых историков — до середины VII века. Эти учёные занимались, главным образом, завершением редактирования Вавилонского Талмуда, установлением правил окончательного решения (в пользу одного из вариантов) и законодательством.
- Раввинистический период - после завершения Талмуда:
- Период гаонов (геоним). Он длился от конца периода савораим, примерно, до 1040 года, то есть до середины X века. Этот период получил название от почётного звания «гаон» (выдающийся учёный) — официальный титул глав ешив в Суре и в Пумбадите (Вавилония) того времени. Большую часть этого периода вавилонские ешивы остаются духовным центром всего еврейства, и их решения, как и ответы гаонов на запросы с мест, имели силу непреложного закона в большинстве еврейских общин. Гаоны стремились сделать Вавилонский Талмуд главным источником Галахи для всего еврейства, и это им удалось.
-
- К числу наиболее известных гаонов относятся: Иегудаи, рав Амрам, Саадия Гаон, рав Шмуэль бен Хофни, рав Шрира и его сын рав Гай.
- В середине XI века закончился большой исторический период, когда существовал единый духовный центр для всей еврейской диаспоры. Отныне у каждого из центров появились свои руководители и учителя. Правда, и в дальнейшем сохранялась связь между разными центрами, и время от времени появлялись на горизонте выдающиеся личности, авторитет которых был гораздо большим и непреложным в ряде еврейских центров. Но гегемонии одного центра пришёл конец, и это имело далеко идущие последствия для развития еврейского права.
- В период гаонов появились в еврейском праве первые признаки разделения галахической литературы на три разновидности, сохранившиеся и поныне: «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (сборники решений мудрецов по конкретным случаям); «Галахот и Поским» (сборники галахических и судебных постановлений).
-
- Этап ришоним (первых раввинов) — от XI и до XVI века, то есть до появления р. Иосефа Каро (Испания) и его знаменитого труда «Шулхан арух» («Накрытый стол») и рабби Моше Исерлеса из Кракова, автора капитального труда «Мапа» («Скатерть»), одного из величайших представителей польского семейства. Это классический этап раввинского периода, в котором гармонически сочетаются все три источника еврейского права — «Комментарии и Новшества», «Вопросы и Ответы» (еврейское прецедентное право), Галахот и Поским, связанные с кодификацией еврейского права. Начало этого этапа ознаменовалось расцветом испанского центра, в конце же наблюдается закат его и возвышение других центров — в Эрец-Исраэль, в странах Османской империи, в Польше и Литве.
- Этап ахароним (последних раввинов) — от Иосефа Каро и Исерлесе и до конца XVIII века и движения эмансипации. На этом этапе продолжается литературное творчество во всех упомянутых выше областях. Но особого расцвета достигает жанр «Вопросов и Ответов». От этого этапа к нам дошло много сборников Постановлений различных еврейских общин. Развитие и теоретическое обоснование этого источника права приходится на предыдущие этапы, но наибольшее количество дошедших до нас сборников падает именно на этот этап.
- Этап современности
- Период гаонов (геоним). Он длился от конца периода савораим, примерно, до 1040 года, то есть до середины X века. Этот период получил название от почётного звания «гаон» (выдающийся учёный) — официальный титул глав ешив в Суре и в Пумбадите (Вавилония) того времени. Большую часть этого периода вавилонские ешивы остаются духовным центром всего еврейства, и их решения, как и ответы гаонов на запросы с мест, имели силу непреложного закона в большинстве еврейских общин. Гаоны стремились сделать Вавилонский Талмуд главным источником Галахи для всего еврейства, и это им удалось.
Примечания
- ↑ Мишна, Пиркей Авот, гл. 1
- ↑ Но в последнее время раздаются обоснованные возражения против термина «книжники» применительно к учёным данного периода, так как для этого названия нет серьёзных обоснований в талмудических источниках.
См. также
Ссылки
- Статья «Устный Закон» в Электронной еврейской энциклопедии
- М. Пантелят. "От Синая до наших дней". Швут Ами, 1996 История передачи устной Торы
Это незавершённая статья об иудаизме. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
cs:Ústní Tóraka:ზეპირი თორა
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.