Основные понятия каббалы Аризаля

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Kofman (Обсуждение | вклад)
(Игуль и Кав (Окружность и Луч))
Kofman (Обсуждение | вклад)
Строка 20: Строка 20:
В Ор Эйн Соф возникает простое, ничем не ограниченное желание Бога создать мир, в результате которого начинается стадия сокращения, [[цимцум]].  
В Ор Эйн Соф возникает простое, ничем не ограниченное желание Бога создать мир, в результате которого начинается стадия сокращения, [[цимцум]].  
-
«До того как были сотворены миры и творения, высший простой свет - Ор Эйн Соф - наполнял все» <ref>Аризаль "Эц хаим" шаар א , анаф ב</ref>.
+
Эйн соф – корень творения и связь, которая существует между Творцом и творением. [[Ашлаг?Иеhуда|р. Иеhуда Ашлаг]] определяет Эйн соф следующим образом:  «Эйн соф называется так («эйн соф», «бесконечное»), поскольку его суть – замысел Бога сотворить мир, Его желание доставить благо сотворенным в категории эйн соф». Он называется "свет без сосуда", однако там - корень сотворенных,  а именно, связь между Творцом и сотворенными, называемая Его желание доставить благо сотворенным. Это желание доставить благо сотворенным начинается в мире Эйн соф и доходит до мира Асия". (Иеhуда Ашлаг, статья «Иньян асагат руханит»).
-
 
+
-
Эйн соф – корень творения и связь, которая существует между Творцом и творением. [[Ашлаг?Иеhуда|р. Иеhуда Ашлаг]] определяет Эйн соф следующим образом:  «Эйн соф называется так («эйн соф», «бесконечное»), поскольку его суть – замысел Бога сотворить мир, Его желание доставить благо сотворенным в категории эйн соф». Он называется "свет без сосуда", однако там - корень сотворенных,  а именно, связь между Творцом и сотворенными, называемая Его желание доставить благо сотворенным. Это желание доставить благо сотворенным начинается в мире Эйн соф и доходит до мира Асия". <ref>р. Иеhуда Ашлаг, статья «Иньян асагат руханит»</ref>
+
== Ор Эйн соф (Свет Божественной бесконечности) ==
== Ор Эйн соф (Свет Божественной бесконечности) ==
-
== Цимцум (Самосокращение) ==
+
== Цимцум (Сокращение) ==
'''Цимцум''' (сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование  пустоты внутри Света [[Эйн Соф]], в котором могут затем возникнуть  миры.  
'''Цимцум''' (сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование  пустоты внутри Света [[Эйн Соф]], в котором могут затем возникнуть  миры.  
Строка 38: Строка 36:
== Кав ==
== Кав ==
-
== Решимо (Отсвет от Света Божественной бесконечности), Авир (воздух) ==
+
== Решимо (Отсвет от Света Божественной бесконечности)==
'''Решимо''' (букв. ''отпечаток, впечатление, отсвет'') - отсвет, след от света Эйн соф, исторгнувшегося во время сокращения (цимцума). Свет, оставшийся в месте сокращения, - источник и корень всего, что будет сотворено, место миров.
'''Решимо''' (букв. ''отпечаток, впечатление, отсвет'') - отсвет, след от света Эйн соф, исторгнувшегося во время сокращения (цимцума). Свет, оставшийся в месте сокращения, - источник и корень всего, что будет сотворено, место миров.
Строка 78: Строка 76:
== Адам Кадмон ==
== Адам Кадмон ==
-
'''отсюда отсылка'''
+
'''Адам Кадмон''' ( букв. "предвечный человек") – в каббале первое проявление Божественного, универсальный архетип всего сущего. Адам Кадмон был первой стадией Творения, а затем из него посредством эманации возник весь мир. Идея Адам Кадмон расширяет и углубляет представление о том что человек создан по Образу Бога, и утверждает, что также и все мироздание построено по этой Божественно-человеческой стуктуре.
 +
 
 +
В учении [[Ари]] Адам Кадмон – начало эманации, конфигурация первичного луча света, исходящего от [[Эйн Соф]]а в Пустоту; последующие этапы эманации образуются светом, исходящим из глаз, ноздрей, ушей и рта Адама Кадмона.
 +
 
 +
Адам Кадмон – всеединство, первичный эскиз, конспект всей эманации, содержащий в нерасчлененной цельности всю полноту миров, времен и душ. Теософская катастрофа (прообраз грехопадения Адама) приводит к раздроблению всеединства, рассеянию искр (душ), заключенных в Адаме Кадмоне; собирание искр составляет суть последующего мирового процесса, завершение которого связано с эсхатологическим восстановлением тела Адама Кадмона (отсюда сближение его и Мессии в роли всеобщей души).
 +
 
== Акудим, Некудим и Берудим (Пятнистые, крапчатые и пестрые) - Три стадии нисхождения Сфирот из Эйн Соф ==
== Акудим, Некудим и Берудим (Пятнистые, крапчатые и пестрые) - Три стадии нисхождения Сфирот из Эйн Соф ==

Версия 14:14, 21 марта 2011


В данной статье описан Процесс нисходжения света в каббале Ари. Первый под-параграф в каждом из нижеследующих параграфов призван дать общее представление о предмете, последующие под-параграфы даны для детализации.

Содержание

Особенности каббалы Аризаля - динамика развития сфирот

Описание Процесса нисходжения света в начале книги Эц Хаим

привести цитату

Эйн Соф (Божественная бесконечность)

Эйн Соф, Эн Соф (ивр. אֵין סוֹף‎, бесконечное, не имеющее предела) - понятие о Божественной бесконечности, как предшествующей мирам и являющейся их источником.

Эйн Соф невозможно, обсуждать, поскольку бесконечное не поддается никакому описанию или анализу.

Поэтому Каббала говорит более об "Ор Эйн Соф" - Свете,исходящем от Эйн Соф.

В Ор Эйн Соф возникает простое, ничем не ограниченное желание Бога создать мир, в результате которого начинается стадия сокращения, цимцум.

Эйн соф – корень творения и связь, которая существует между Творцом и творением. р. Иеhуда Ашлаг определяет Эйн соф следующим образом: «Эйн соф называется так («эйн соф», «бесконечное»), поскольку его суть – замысел Бога сотворить мир, Его желание доставить благо сотворенным в категории эйн соф». Он называется "свет без сосуда", однако там - корень сотворенных, а именно, связь между Творцом и сотворенными, называемая Его желание доставить благо сотворенным. Это желание доставить благо сотворенным начинается в мире Эйн соф и доходит до мира Асия". (Иеhуда Ашлаг, статья «Иньян асагат руханит»).

Ор Эйн соф (Свет Божественной бесконечности)

Цимцум (Сокращение)

Цимцум (сокращение, сжатие) – начальный акт пред-творения, образование пустоты внутри Света Эйн Соф, в котором могут затем возникнуть миры.

Концепция цимцум развита в учении Ари. Полнота божественного бытия (Эйн Соф) до цимцум представляется в виде света, заполнявшего все и не оставлявшего «места», т.е. возможности для какого-либо обособленного бытия. Такая возможность возникает лишь в результате цимцум – сжатия Света Эйн Софа, который отступает от некой центральной точки, образуя место сокращения.

В месте сокращения остается решимо (отпечаток или след) удалившегося света.

Затем Свет Эйн Соф проникает в нее в виде Луча, актуализирующего потенции, содержащиеся в Отпечатке, и привносящем в него направленность. Луч принимает форму Адам Кадмон, и дает начало всем последующим этапам творения.

Кав

Решимо (Отсвет от Света Божественной бесконечности)

Решимо (букв. отпечаток, впечатление, отсвет) - отсвет, след от света Эйн соф, исторгнувшегося во время сокращения (цимцума). Свет, оставшийся в месте сокращения, - источник и корень всего, что будет сотворено, место миров.

Происхождение решимо

До сокращения, когда свет Эйн соф был в полноте, невозможно было увидеть его, постичь свет и сияние от него, поскольку они уничтожались перед светом Эйн соф, как свет свечи не виден при свете солнца. Теперь же, после сокращения, свет этот стал постигаем.

Свет решимо – это не заново сотворенный ради творения свет, но свет эманированный (ор неецаль) от исторгшегося света, прежнего света, уменьшившего свою силу в результате сокращения. «Этот свет, который можно видеть до того, как в нем образовались сфирот и миры, называется решимо» (Аризаль). «Решимо – место для всего существующего» (Аризаль). Решимо - корень всего имеющего предел, корень реальности, имеющей границы.

Решимо – малхут мира Эйн соф

Рамхаль пишет: «Малхут является корнем всего сотворенного. Она – последняя часть каждой сфиры. Корень сотворенных - последняя сила, которая находится в каждой сфире». Другими словами, в сфире малхут соединено множество сил, корней, из которых выйдут все творения. Малхут Эйн соф – подобна корню, из которого выйдет потом все творение. Можно сказать, что после исторжения света остались последние силы исторгнувшегося света Эйн соф и это решимо – след от него, или малхут Эйн соф.

Решимо и божественное управление

«Решимо – сила, оставшаяся как корень для всего в мире, и совокупность уровней Божественного управления, оно не более, чем небольшой след от того света, что исторгся. Это решимо – корень рельности нижних, лишенных совершенства, и корень добра и зла », Рамхаль, клаль 5. Решимо - корень управления качеством суда (дин).

Кли (сосуд)

Кли - (букв. сосуд) - понятие в каббале. Можно сказать, что всякое ограничение в творении относится к категории сосуд.

Сосуд ограничивает распространение света и «вмещает» его в себя, принимает свет, одновременно проявляя его. Граница распространения света образует сосуд, так что можно сказать, что свет рождает сосуд.

Тот свет, который внутри сосуда, - называется внутренний свет, свет по его границам – окружающий свет, или, иными словами, граница сосуда – есть окружающий свет, внутренняя часть сосуда – внутренний свет.

Окружающий свет – это сосуд. Внутренний свет – собственно свет (свет Эйн соф).

С сосудом и окружающим светом связано понятие формы (цура). Форма в каббале – это то, что проявляет свет (собственно сосуд). Материя (хомер) происходит напрямую от ацмуто Эйн соф (сущности Бога) через линию света (кав), она сокращена, сжата в границах окружающего света.

Внутренний свет одевается в измерение сосуда и сокращен внутри сосуда. Окружающий свет не испытывает сокращение, и не прилепляется к сосуду, поскольку если бы он прилепился к сосуду, то можно было бы говорить о том, что он прошел некое сокращение. Промежуток между сосудом и окружающим светом называется клипат нога.

Адам Кадмон

Адам Кадмон ( букв. "предвечный человек") – в каббале первое проявление Божественного, универсальный архетип всего сущего. Адам Кадмон был первой стадией Творения, а затем из него посредством эманации возник весь мир. Идея Адам Кадмон расширяет и углубляет представление о том что человек создан по Образу Бога, и утверждает, что также и все мироздание построено по этой Божественно-человеческой стуктуре.

В учении Ари Адам Кадмон – начало эманации, конфигурация первичного луча света, исходящего от Эйн Софа в Пустоту; последующие этапы эманации образуются светом, исходящим из глаз, ноздрей, ушей и рта Адама Кадмона.

Адам Кадмон – всеединство, первичный эскиз, конспект всей эманации, содержащий в нерасчлененной цельности всю полноту миров, времен и душ. Теософская катастрофа (прообраз грехопадения Адама) приводит к раздроблению всеединства, рассеянию искр (душ), заключенных в Адаме Кадмоне; собирание искр составляет суть последующего мирового процесса, завершение которого связано с эсхатологическим восстановлением тела Адама Кадмона (отсюда сближение его и Мессии в роли всеобщей души).


Акудим, Некудим и Берудим (Пятнистые, крапчатые и пестрые) - Три стадии нисхождения Сфирот из Эйн Соф

Швират келим (ломка сосудов), олам тоhу (мир хаоса)

Клипа (скорлупа) и ницоц (искра)

Тикун (починка)

Дерево сфирот

отсюда отсылка

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация