Главный раввинат Израиля
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
Architect (Обсуждение | вклад) |
||
Строка 65: | Строка 65: | ||
Влияние харедим в Главном раввинате выразилось, например, в вопросе шмиты. В начале сионистского движения Главный раввинат пол руководством р.Кука полностью поддерживал [["hетер-мехира"]] (т.е. продажу земли на субботний год, с тем, чтобы было возможно пользоваться урожаем. Эта мера необходима для того, чтобы продукция нерелигиозных кибуцев и других сельскохозяйственных субъектов была кошерной; в противном случае некоторая часть общества будет полностью соблюдать шмиту, но другая, менее религиозная, будет глобально ее нарушать). В последние несколько десятилетий Главный раввинат все более проблемно относится к "hетер мехира", хотя под давлением общества все же допускает ее. | Влияние харедим в Главном раввинате выразилось, например, в вопросе шмиты. В начале сионистского движения Главный раввинат пол руководством р.Кука полностью поддерживал [["hетер-мехира"]] (т.е. продажу земли на субботний год, с тем, чтобы было возможно пользоваться урожаем. Эта мера необходима для того, чтобы продукция нерелигиозных кибуцев и других сельскохозяйственных субъектов была кошерной; в противном случае некоторая часть общества будет полностью соблюдать шмиту, но другая, менее религиозная, будет глобально ее нарушать). В последние несколько десятилетий Главный раввинат все более проблемно относится к "hетер мехира", хотя под давлением общества все же допускает ее. | ||
- | == Список Главных раввинов Израиля == | + | == Список Главных раввинов Израиля (и сроки их каденции)== |
=== [[Ашкеназ]]ские === | === [[Ашкеназ]]ские === |
Версия 11:15, 18 марта 2011
Регулярная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
17/03/2011 | |
Главный раввинат Израиля (ивр. הרבנות הראשית לישראל) — главный орган государства Израиля, ответственный за регулирование еврейской религиозной жизни.
Содержание |
Создание
Главный раввинат был создан в 1921 г. по инициативе р. А.И.Кука (который являлся тогда главным религиозным авторитетом для сионистского движения). В этот период, с началом действия Британского мандата в Палестине, происходило формирование органов еврейской автономии внутри Британского мандата, которые в дальнейшем были преобразованы в органы функционирования и управления Государства Израиль. В связи с этим р. Кук считал очень важным создать главные органы религиозного управления в Стране и инициировал создание Главного раввината.
Первыми главными раввинами были избраны р. А.И.Кук и р. Яаков Меир. Выборщиками были главы ешив, раввины общин и другие представители религиозного еврейства. Статус главных раввинов устанавливался как пожизненный. (В 1972 г. это было изменено, и каденция главных раввинов стала 10-летней).
Сионистское движение воспринимало Главный раввинат как один из элементов своей организационной структуры. Религиозный сионизм вначале рассматривал Главный раввинат как свой главный религиозный и галахический авторитет, и Главный раввинат позиционировал себя как сионистскую организацию.
Функции
К сфере компетенции Главного раввината были отнесены такие вещи, как, прежде всего, проблема личного и семейного статуса (т.е. кто является евреем; проблемы брака, развода, гиюра), а также проблемы налаживание кашрута, соблюдения субботы, еврейских праздников и религиозной жизни в Стране, взаимодействие с исполнительной и законодательной властью для этого.
Он также занимался национально-религиозными проблемами, такими как Шмита, и проблемами доступа к святым местам иудаизма (Котель и т.д.)
После создания Государства Израиль
После создания Государства Израиль Главный раввинат (сохраняя все свои предыдущие функции) был преобразован в одну из сфер государственного управления, ответственную за религиозную жизнь. Это означает, что он служит для исполнительной власти Государства Израиль авторитетом, определяющим нормы Галахи (По принципам «статус-кво» Государство не должно нарушать галаху).
Из первых действий в качестве раввината Государства можно упомянуть создание молитвы за Государство Израиль, провозглашающей его «решит цмихат геулатейну» - «началом роста Мессианского спасения».
Главный раввинат (в сотрудничестве с Главным раввином армии, возглавлявшимся р. Ш. Гореном) наладил соблюдение еврейских религиозных аспектов в армии.
В ведение Главного раввината был передан также надзор за функционированием святых мест иудаизма.
Важной частью деятельности Главного раввината является аттестация раввинов (проведение экзаменов, выдача раввинских дипломов и подтверждение дальнейших уровней компетентности, например статус "раввин города" или "даян"), но назначать на эти должности Главный раввинат возможности не имеет. (В небольших общинах, например в поселках или районных синагогах, назначение раввинов регулируется самими членами общины путем прямых выборов. В городах назначение раввинов города делается по согласованию между муниципалитетом и министерством религий).
Главный раввинат оказывает серьезное влияние на деятельность раввинских судов, хотя и не определяет их напрямую. (Судей религиозных судов назначает специальная комиссия, в которой Главный раввинат имеет весомый голос, но не определяющий).
Выборы главных раввинов
Выборы производятся комиссией, которая состоит из религиозных выборщиков, но сами эти выборщики фактически назначаются политическими партиями, пропорционально своему весу в Кнессета. Таким образом, фактически главных раввинов выбирает Кнессет, хотя и не напрямую, а опосредованно, через группу выборщиков.
Харедимное еврейство и Главный раввинат
В начальный момент выборов главных раввинов в 1921 г. не было четкого разделения между харедимными и сионистскими раввинами. Крайнее харедимное еврейство (Эда Харедит) уже тогда относилось отрицательно к выборам Главного раввината, но основная масса раввинов сотрудничала с главными раввинами подмандатной Палестины.
В первые десятилетия Государства Израиль харедимное еврейство не имело большого влияния на Главный раввинат, но затем, с начала 1990-х гг., оно начало активно влиять на выбор главных раввинов. Это привело к тому, что стали избираться главные раввины более харедимной ориентации, и вследствие этого они перестали быть авторитетом для религиозно-сионистского общества. (В частности, нынешние главные раввины не являются галахическими авторитетами ни для сионистского, ни для харедимного общества, а являются компромиссными фигурами.)
Влияние харедим в Главном раввинате выразилось, например, в вопросе шмиты. В начале сионистского движения Главный раввинат пол руководством р.Кука полностью поддерживал "hетер-мехира" (т.е. продажу земли на субботний год, с тем, чтобы было возможно пользоваться урожаем. Эта мера необходима для того, чтобы продукция нерелигиозных кибуцев и других сельскохозяйственных субъектов была кошерной; в противном случае некоторая часть общества будет полностью соблюдать шмиту, но другая, менее религиозная, будет глобально ее нарушать). В последние несколько десятилетий Главный раввинат все более проблемно относится к "hетер мехира", хотя под давлением общества все же допускает ее.
Список Главных раввинов Израиля (и сроки их каденции)
Ашкеназские
- Авраам Ицхак Кук (1921-1935)
- Ицхак Ха-Леви Герцог (1936-1959)
- Исер Йегуда Унтерман (1964-1972)
- Шломо Горен (1972-1983)
- Авраам Элкана Каhана Шапира (1983-1993)
- Исраэль Меир Лау (1993-2003)
- Йона Мецгер (с 2003 по настоящее время)
Сефардские (Ришон ле-Цион)
- Яаков Меир (1921-1939)
- Бен-Цион Меир Хай Узиэль (1939-1953)
- Ицхак Ниссим (1955-1972)
- Овадья Йосеф (1972-1983) (не сложил титул Ришон ле-Цион)
- Мордехай Элияху (1983-1993)
- Элияху Бакши Дорон (1993-2003)
- Шломо Амар (с 2003 по настоящее время)