"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу")
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии: дополнение) |
(→Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии: орфография) |
||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 18: | Строка 18: | ||
== Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде == | == Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде == | ||
- | Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты... | + | Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты...{{источник}} |
<!-- | <!-- | ||
Строка 30: | Строка 30: | ||
== Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии == | == Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии == | ||
{{Заготовка_раздела}} | {{Заготовка_раздела}} | ||
- | По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который | + | По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который совершенен и неизменен<ref name="Kellner">{{статья |
| автор = Menachem Kellner | | автор = Menachem Kellner | ||
| заглавие = Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания | | заглавие = Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания | ||
Строка 52: | Строка 52: | ||
}}</ref>. | }}</ref>. | ||
- | [[Маймонид]] затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах<ref>Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.</ref>. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу{{ | + | [[Маймонид]] затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах<ref>Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.</ref>. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу{{источник}}. Помимо этого, Маймонид считает, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества, как говорится, например, в конце "[[Путеводитель растерянных|Путеводителя растерянных]]". |
В отличие от него, [[Бен Гершом, Леви|Герсонид]] считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями. <blockquote>Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).</blockquote>Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку<ref name="Kellner" />. | В отличие от него, [[Бен Гершом, Леви|Герсонид]] считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями. <blockquote>Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).</blockquote>Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку<ref name="Kellner" />. |
Текущая версия на 07:31, 1 марта 2011
Это только начальный черновик статьи, которая находится сейчас в работе.
Если вы хотите установить контакт с автором статьи, посмотрите историю изменений. |
"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу") - принцип монотеистических религий, состоящий в приближении к Богу через подобие Ему.
Содержание |
Сотворение человека в образе и по подобию Бога
Сотворение человека в образе и по подобию Бога является основой для продвижения в сторону большего подобия, поэтому монотеизму присуща идея "Imitatio Dei"
первоначальную точку отсчета для подобия Богу человек имеет уже с самого начала, ибо человек создан "по образу и подобию Бога" (Бытие 1:27), и лишь поэтому вообще имеет смысл говорить о том, что человек может улучшить свое уподобление Богу и приблизиться к Нему.
Принцип "Imitatio Dei" в Танахе
Представление о том, что человеческая этика включает в себя принцип подражания Богу (лат. Initiatio Dei) появляется уже находится в Библии: "Будьте святы, ибо свят Я"[1]. Этот принцип сбалансирован страхом перед Богом[2] и ограничен ранмками соблюдения заповедей[3].
Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде
Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты...[источник?]
Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии
По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который совершенен и неизменен[4].
Маймонид затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах[5]. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу[источник?]. Помимо этого, Маймонид считает, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества, как говорится, например, в конце "Путеводителя растерянных".
В отличие от него, Герсонид считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями.
Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).
Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку[4].
Принцип "Imitatio Dei" в Каббале
Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли
Сноски
- ↑ Лев.19:2
- ↑ Втор.10:2
- ↑ Втор.28:9
- ↑ 4,0 4,1 Menachem Kellner Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания (англ.) = Gersonides on Imitatio Dei and the Dissemination of Scientific Knowledge // The Jewish Quarterly Review. — University of Pennsylvania Press, 1995. — Т. 85. — № 3-4. — С. 275-296.
- ↑ Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.