"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
(Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии: орфография)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 6: Строка 6:
== Сотворение человека в образе и по подобию Бога ==
== Сотворение человека в образе и по подобию Бога ==
-
является основой для продвижения в сторону большего подобия, поэтому монотеизму присуща идея ID
+
Сотворение человека в образе и по подобию Бога является основой для продвижения в сторону большего подобия, поэтому монотеизму присуща идея "Imitatio Dei"
первоначальную точку отсчета для подобия Богу человек имеет уже с самого начала, ибо человек создан "по образу и подобию Бога" (Бытие 1:27), и лишь поэтому вообще имеет смысл говорить о том, что человек может улучшить свое уподобление Богу и приблизиться к Нему.  
первоначальную точку отсчета для подобия Богу человек имеет уже с самого начала, ибо человек создан "по образу и подобию Бога" (Бытие 1:27), и лишь поэтому вообще имеет смысл говорить о том, что человек может улучшить свое уподобление Богу и приблизиться к Нему.  
   
   
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
-
 
== Принцип "Imitatio Dei" в Танахе ==
== Принцип "Imitatio Dei" в Танахе ==
-
 
+
Представление о том, что человеческая этика включает в себя принцип подражания Богу ({{lang-la|Initiatio Dei}}) появляется уже находится в Библии: "Будьте святы, ибо свят Я"<ref>{{Библия|Лев|19:2}}</ref>. Этот принцип сбалансирован страхом перед Богом<ref>{{Библия|Втор|10:2}}</ref> и ограничен ранмками соблюдения заповедей<ref>{{Библия|Втор|28:9}}</ref>.
-
Святы будьте
+
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
== Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде ==
== Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде ==
 +
Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты...{{источник}}
 +
<!--
 +
ИМХО весь этот пассаж не в стиле энциклопедии, к тому же привносит в Талмудической слой более поздние идеи. Леви
как можно стать подобным Тому, у Кого нет и не может быть никакого образа, никакого описания, Кто абсолютно непостижим? Ответ состоит в том, что, конечно, Сам Бог абсолютно скрыт от нас, непознаваем и не имеет никакого подобия. Но есть все же некоторый "экзотерический", т. е. открытый, доступный восприятию человека уровень Божественности, и этот уровень есть деяния Бога. О них, в частности, рассказывает нам Тора. Деяния Бога - это Его одеяния, Его в каком-то смысле "внешний облик". Итак, мы становимся ближе к Богу, когда наши деяния становятся подобными (в чем-то, конечно) Его деяниям.  
как можно стать подобным Тому, у Кого нет и не может быть никакого образа, никакого описания, Кто абсолютно непостижим? Ответ состоит в том, что, конечно, Сам Бог абсолютно скрыт от нас, непознаваем и не имеет никакого подобия. Но есть все же некоторый "экзотерический", т. е. открытый, доступный восприятию человека уровень Божественности, и этот уровень есть деяния Бога. О них, в частности, рассказывает нам Тора. Деяния Бога - это Его одеяния, Его в каком-то смысле "внешний облик". Итак, мы становимся ближе к Богу, когда наши деяния становятся подобными (в чем-то, конечно) Его деяниям.  
-
Сделать это можно, лишь стремясь стать подобным Богу в своих делах. Ибо сущность Его и мысли Его непознаваемы, но дела Его вполне познаваемы; Его дела - это мир, это Тора и то, что нам в Торе и в мире раскрыто. Именно это имеет в виду Талмуд, когда призывает нас уподобиться Всевышнему в своих делах, говоря: "Будь милосерден, ибо Бог милосерден... и т. д.", и именно через подобие в делах пролегает реализация в иудаизме принципа "Imitatio Dei"
+
Сделать это можно, лишь стремясь стать подобным Богу в своих делах. Ибо сущность Его и мысли Его непознаваемы, но дела Его вполне познаваемы; Его дела - это мир, это Тора и то, что нам в Торе и в мире раскрыто. Именно это имеет в виду Талмуд, когда призывает нас уподобиться Всевышнему в своих делах, говоря: "Будь милосерден, ибо Бог милосерден... и т. д.", и именно через подобие в делах пролегает реализация в иудаизме принципа "Imitatio Dei"-->
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
Строка 29: Строка 30:
== Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии ==
== Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии ==
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
 +
По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который совершенен и неизменен<ref name="Kellner">{{статья
 +
| автор = Menachem Kellner
 +
| заглавие = Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания
 +
| оригинал = Gersonides on Imitatio Dei and the Dissemination of Scientific Knowledge
 +
| ссылка = http://www.jstor.org/stable/1454719
 +
| язык = en
 +
| ответственный =
 +
| автор издания =
 +
| издание = The Jewish Quarterly Review
 +
| тип =
 +
| место =
 +
| издательство = University of Pennsylvania Press
 +
| год =  1995
 +
| выпуск =
 +
| том = 85
 +
| номер = 3-4
 +
| страницы = 275-296
 +
| isbn =
 +
| issn =
 +
| ref = M. Kellner
 +
}}</ref>.
 +
 +
[[Маймонид]] затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах<ref>Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.</ref>. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу{{источник}}.  Помимо этого, Маймонид считает, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества, как говорится, например, в конце "[[Путеводитель растерянных|Путеводителя растерянных]]".
 +
 +
В отличие от него, [[Бен Гершом, Леви|Герсонид]] считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями. <blockquote>Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).</blockquote>Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку<ref name="Kellner" />.
== Принцип "Imitatio Dei" в Каббале ==
== Принцип "Imitatio Dei" в Каббале ==
Строка 35: Строка 61:
== Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли ==
== Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли ==
{{Заготовка_раздела}}
{{Заготовка_раздела}}
 +
 +
== Сноски ==
 +
<references/>
 +
 +
 +
 +
== См. также ==
== См. также ==

Текущая версия на 07:31, 1 марта 2011


"Imitatio Dei" ("Уподобление Богу") - принцип монотеистических религий, состоящий в приближении к Богу через подобие Ему.


Содержание

Сотворение человека в образе и по подобию Бога

Сотворение человека в образе и по подобию Бога является основой для продвижения в сторону большего подобия, поэтому монотеизму присуща идея "Imitatio Dei"

первоначальную точку отсчета для подобия Богу человек имеет уже с самого начала, ибо человек создан "по образу и подобию Бога" (Бытие 1:27), и лишь поэтому вообще имеет смысл говорить о том, что человек может улучшить свое уподобление Богу и приблизиться к Нему.

Принцип "Imitatio Dei" в Танахе

Представление о том, что человеческая этика включает в себя принцип подражания Богу (лат. Initiatio Dei) появляется уже находится в Библии: "Будьте святы, ибо свят Я"[1]. Этот принцип сбалансирован страхом перед Богом[2] и ограничен ранмками соблюдения заповедей[3].

Принцип "Imitatio Dei" в Талмуде

Талмуд, в основном, призывает подражать добрым делам Всевышнего: как он одевал нагих (Адама и Хаву после изгнания из Сада), так и ты давай одежду тем, у кого нет. Как он посещал больных (Авраама после обрезания), так и ты...[источник?]


Принцип "Imitatio Dei" в средневековой рационалистической философии

По многим средневековым авторитетам стремление к человеческому совершенству и есть подражание Богу, который совершенен и неизменен[4].

Маймонид затрагивате вопрос о подражании Богу в трёх местах[5]. Одно из объяснений Маймонида, зачем для описания Бога используются человеческие слова, в том, что они нам указывают как подражать Богу[источник?]. Помимо этого, Маймонид считает, что человек подражает Богу, когда сам достигает интеллектуального совершенства и помогает другим приобрести хорошие качества, как говорится, например, в конце "Путеводителя растерянных".

В отличие от него, Герсонид считает, что подражание Богу — приобретение интеллектуального совершенства и помощь другим в достижении этого совершенства. У Герсонида, тем самым, получается более последовательная картина, чем у Маймонида. На практике это выражается у Герсонида в двух вещах: написании книг и призывы к другм учёным к обмену знаниями.

Более того, не подобает оставлять только для себя знания, который некто приобрёл. Это будет вопиющей неблагодарностью. В самом деле, вся Вселенная произошла от Господа, не принеся ему никакого особенного преимущества, поэтому подобает любому, кто как-то продвинулся к совершенству, поделиться совершенством с другими. Таким образом он подражет Богу настолько, насколько он может (Предисловие к «Войнам Господним»).

Тем самым, научное сотрудничество приобретает у Герсонида не только утилитарную или моральную, но и религиозную мотивировку[4].

Принцип "Imitatio Dei" в Каббале

Принцип "Imitatio Dei" в современной еврейской мысли

Сноски

  1. Лев.19:2
  2. Втор.10:2
  3. Втор.28:9
  4. 4,0 4,1 Menachem Kellner Герсонид об Imitatio Dei и распространении научного знания (англ.) = Gersonides on Imitatio Dei and the Dissemination of Scientific Knowledge // The Jewish Quarterly Review. — University of Pennsylvania Press, 1995. — Т. 85. — № 3-4. — С. 275-296.
  5. Menachem Kellner, Maimonides on Human Perfection (Atlanta, 1990), pp. 41-45.



См. также

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация