Карком (гора)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Spivach (Обсуждение | вклад)
Spivach (Обсуждение | вклад)
Строка 47: Строка 47:
== Расположение и физические характеристики ==
== Расположение и физические характеристики ==
-
Смысл арабского названия не ясен: корень слова может относиться к слову "Ид" (праздник), и к слову "адид" (многочисленный, многий).
+
Смысл [[арабский язык|арабского]] названия не ясен: корень слова может относиться к слову "Ид" (праздник), и к слову "адид" (многочисленный, многий).
-
Гора расположена в южном Негеве на северной стороне реки Паран. Гора Карком - это горст (приподнятый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений), состоит из осадочных пород мела эпохи эоцена.
+
Гора расположена в южном [[Негев|Негеве]] на северной стороне реки [[Паран (гора)|Паран]]. Гора Карком - это горст (приподнятый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений), состоит из осадочных пород мела эпохи эоцена.
Длина горного хребта составляет 4,5 км. ширина 1 км. Подъем на гору довольно сложен - это обусловлено  тем что стороны горы отвесные и вздымаются на 300 метров над окрестностями, а сама же гора находится на уровне 850 метров над уровнем моря.
Длина горного хребта составляет 4,5 км. ширина 1 км. Подъем на гору довольно сложен - это обусловлено  тем что стороны горы отвесные и вздымаются на 300 метров над окрестностями, а сама же гора находится на уровне 850 метров над уровнем моря.
Строка 56: Строка 56:
== Археологические находки ==
== Археологические находки ==
-
Большинство археологических находок на горе были обнаруженны профессором Эмануэлем Анати в ходе археологических раскопок от имени Центра исследования древней истории Камуно, основанного им же, который находится в Валь-Камоника в Италии. Найдены артефакты эпохи палеолита, хальколита, ранней бронзы и начала средней бронзы. В районе найдены около 40 000 наскальных изображений, а также антропоморфные статуэтки. На горе находятся более 200 мест эпохи палеолита. Найдены кремнёвые орудия африканского типа, сделанные из местного кремня, эпохи раннего и среднего палеолита. Видимо, гора лежала на пути миграций палеолитических людей из Африки в Азию.
+
Большинство археологических находок на горе были обнаруженны профессором [[Эмануэль Анати|Эмануэлем Анати]] в ходе археологических раскопок от имени Центра исследования древней истории Камуно, основанного им же, который находится в Валь-Камоника в Италии. Найдены артефакты эпохи палеолита, хальколита, ранней бронзы и начала средней бронзы. В районе найдены около 40 000 наскальных изображений, а также антропоморфные статуэтки. На горе находятся более 200 мест эпохи палеолита. Найдены кремнёвые орудия африканского типа, сделанные из местного кремня, эпохи раннего и среднего палеолита. Видимо, гора лежала на пути миграций палеолитических людей из Африки в Азию.
-
Анати считает, что возраст святилища, найденного в 1992 - 30 000 лет. Оно состоит из сорока больших камней естественной формы, поднятых на вершину горы. На земле на площади 400 кв.м. найдены 220 других камней, а также места погребения. У подножия горы найдены следы жилищ и стоянок. Согласно Анати, в упомянутое время гора использовалась как место интенсивного культового служения до 3 тысячелетия до н.э.  
+
[[Эмануэль Анати|Анати]] считает, что возраст святилища, найденного в 1992 - 30 000 лет. Оно состоит из сорока больших камней естественной формы, поднятых на вершину горы. На земле на площади 400 кв.м. найдены 220 других камней, а также места погребения. У подножия горы найдены следы жилищ и стоянок. Согласно [[Эмануэль Анати|Анати]], в упомянутое время гора использовалась как место интенсивного культового служения до 3 тысячелетия до н.э.  
-
== Карком - библейская гора Синай? ==
+
== Карком - библейская гора [[Синай (гора)|Синай]]? ==
-
Профессор Анати выдвинул теории по которой гора Карком является библейской горой Синай. Он проводит параллели между археологочискими находками и библейской историей получения Торы у горы Синай. Вот несколько его доводов в пользу его теории:
+
Профессор [[Эмануэль Анати|Анати]] выдвинул теории по которой гора Карком является библейской горой [[Синай (гора)|Синай]]. Он проводит параллели между археологочискими находками и библейской историей получения [[Тора|Торы]] у горы [[Синай (гора)|Синай]]. Вот несколько его доводов в пользу его теории:
=== Карком как место стоянки и жительства древних людей ===
=== Карком как место стоянки и жительства древних людей ===
   
   
-
Гора Карком считалась святым местом еще в 4000 до н.э., в то время люди строили жилища у подножия горы, но не многие поднимались на вершину для совершения религиозных обрядов. Анати проводит параллель со стихом из книги Исход в ,котором упоминается запрет на подъем на гору "и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти" (Исход 19;12)
+
Гора Карком считалась святым местом еще в 4000 до н.э., в то время люди строили жилища у подножия горы, но не многие поднимались на вершину для совершения религиозных обрядов. Анати проводит параллель со стихом из книги [[Шмот (гора)|Шмот]] в ,котором упоминается запрет на подъем на гору "и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти" ([[Исход (гора)|Исход]] 19;12)
-
Также, заселенность местности более высока чем в других областях Негева или пустыни Синай, несмотря на малочисленные источники воды.
+
Также, заселенность местности более высока чем в других областях [[Негев|Негева]] или пустыни [[Синайский полуостров|Синай]], несмотря на малочисленные источники воды.
   
   
-
Анати утверждает, что когда Сыны Израиля пришли к подножию горы они были там не одни. Библия намекает нам на это в стихе  "Моисей пас овец у Итро, тестя своего, священника Мадьямского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хореву"(Исход 3;1). Из стиха мы узнаем, что была традиция называть гору Божией еще до того как Моше первый раз взошел на нее.  Описанная гора находилась на землях мидьян, и  видимо была священной для разных племен пустыни, таких как мидьяне, амалеки и т.д.
+
Анати утверждает, что когда [[евреи|Сыны Израиля]] пришли к подножию горы они были там не одни. [[Танах (гора)|Танах]] намекает нам на это в стихе  "[[Моше|Моисей]] пас овец у [[Итро (гора)|Итро]], тестя своего, священника Мадьямского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хореву"([[Исход (гора)|Исход]] 3;1). Из стиха мы узнаем, что была традиция называть гору Божией еще до того как [[Моше (гора)|Моше]] первый раз взошел на нее.  Описанная гора находилась на землях мидьян, и  видимо была священной для разных племен пустыни, таких как мидьяне, амалеки и т.д.
-
Профессор Анати видит связь между этим данными и местом стоянки у подножия горы.
+
Профессор [[Анати (гора)|Анати]] видит связь между этим данными и местом стоянки у подножия горы.
=== Месторасположение горы Карком ===
=== Месторасположение горы Карком ===
Строка 78: Строка 78:
Были выдвинуты множество теорий по поводу маршрута исхода евреев из Египта, но не один их них не проходит через Карком.
Были выдвинуты множество теорий по поводу маршрута исхода евреев из Египта, но не один их них не проходит через Карком.
-
Профессор Анати предложил новый маршрут выхода из Египта, который проходит через Карком.
+
Профессор [[Эмануэль Анати|Анати]] предложил новый маршрут выхода из [[Египет|Египта]], который проходит через Карком.
-
Некоторые ученные отталкиваясь от библейского описания в книгах Исход и Левит определили местоположение библейской горы Синай как север полуострова  Синай.
+
Некоторые ученные отталкиваясь от библейского описания в книгах [[Шмот (гора)|Шмот]] и [[Ваикра (гора)|Ваикра]] определили местоположение библейской горы [[Синай (гора)|Синай]] как север полуострова  [[Синайский полуостров|Синай]].
-
По мнению Анати возможно воссоздать маршрут из земли Гошен к горе Синай с определенной мерой точности.
+
По мнению [[Эмануэль Анати|Анати]] возможно воссоздать маршрут из земли [[Гошен (гора)|Гошен]] к горе [[Синай (гора)|Синай]] с определенной мерой точности.
-
В книге Второзаконие (1;2) написано: "в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни ". Анати просчитал что на дороге к горе Карком  есть 10 колодцев на расстоянии 10-15 километров друг от друга. Это приблизительно то расстояние которое может пройти за день большая группа людей с возможностью пополнить запасы воды. Таким образом если считать гору Карком горой Синай то дорога к ней займет ровно 11 дней как и указанно в Библии.
+
В книге [[Дварим (гора)|Дварим]] (1;2) написано: "в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни ". [[Эмануэль Анати|Анати]] просчитал что на дороге к горе Карком  есть 10 колодцев на расстоянии 10-15 километров друг от друга. Это приблизительно то расстояние которое может пройти за день большая группа людей с возможностью пополнить запасы воды. Таким образом если считать гору Карком горой [[Синай (гора)|Синай]] то дорога к ней займет ровно 11 дней как и указанно в [[Танахе (гора)|Танахе]].
   
   
-
По библейскому описанию гора Синай располагается между двух пустынь – Цинн и Фаран и между землями амалеков и мидян. В истории Моше в стране мидян  гора Синай находится на краю мидянских пастбищ по дороге между жилищем Итро и Египтом. Карком единственный среди конкурентов называться библейской  горой Синай подходит под данное географическое описание.
+
По библейскому описанию гора [[Синай (гора)|Синай]] располагается между двух пустынь – Цинн и Фаран и между землями амалеков и мидян. В истории [[Моше (гора)|Моше]] в стране мидян  гора [[Синай (гора)|Синай]] находится на краю мидянских пастбищ по дороге между жилищем [[Итро (гора)|Итро]] и [[Египет|Египтом]]. Карком единственный среди конкурентов называться библейской  горой [[Синай (гора)|Синай]] подходит под данное географическое описание.
=== Наскальные рисунки ===
=== Наскальные рисунки ===
-
При раскопках были обнаружены более 40000 наскальных рисунков. Это самое большое подобное местонахождение наскальных рисунков на всей территории Негева и пустыни Синай. Некоторые из рисунков напоминают библейские сцены и намекают на веру в единого Бога.
+
При раскопках были обнаружены более 40000 наскальных рисунков. Это самое большое подобное местонахождение наскальных рисунков на всей территории [[Негев|Негева]] и пустыни [[Синайский полуостров|Синай]]. Некоторые из рисунков напоминают библейские сцены и намекают на веру в единого [[Бог|Бога]].
 +
 
 +
Изображения скорпионов, ящериц и змей [[Эмануэль Анати|Анати]] относит к отрывку их [[Дварим (гора)|Дварим]] "Который провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной" (8;15)
 +
 
 +
=== Допольнительные доказательства ===
 +
 
 +
У подножия горы найдены 12 монументов расположенных в два ряда  по 6 в каждом. Также, недалеко от них, к северу, был найдена площадка с каменной платформой. По мнению профессора Анати, эти 12 монументов символизируют 12 колен Израиля, а каменная платформа является жертвенником. Анати в своем утверждение отталкивается от отрывка из книги [[Шмот|Шмот]]: "И написал [[Моше|Моисей]] все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых;  и послал юношей из сынов [[Яаков|Израилевых]], и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу"(24;4-5).
 +
 
 +
На вершине горы находится грот, для гор [[Синайский полуостров
 +
|полуострова Синай]] явление очень редкое. Он мог служить  природным убежищем для [[Моше (гора)|Моше]], упомянутым в книге [[Шмот (гора)|Шмот]]:  "И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале;  когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду"(33;21-22).
 +
 
 +
Кроме того на горе найдены следы древнего храма с частично сохранившимся жертвенником, его Анати относит к отрывку из Исхода: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе"(25;40) и к": Сделай его пустой внутри, досчатый: как показано тебе на горе, так пусть сделают " (27;8).
 +
 
 +
== Противник теории Анати ==
 +
Большинство ученых не принимают точку зрения профессора Анати о местоположение библейской горы [[Синай (гора)|Синай]].
 +
Проблематичность теории Анати в том, что принято относить [[исход (гора)|исход]] из [[Египет|Египта]] к 13 веку до н.э., а находки подтверждающие теорию Анати с второго, третьего и даже четвертого тысячелетия до н.э.
 +
 
 +
Анати считает, что принятая датировка  [[исход|исхода]] неправильна. По его мнению [[исход (гора)|исход]] из [[Египет|Египта]] относится к третьему тысячелетию до н.э. и он приводит несколько доводов в пользу этой теории. На пример в истории о праотцах он видит отражение периода полукочевников, которые занимались в основном скотоводством на плодородных территориях и как раз в это время [[Яаков (гора)|Яаков]] со своей семьей переселяется в [[Египет (гора)|Египет]]. Однако, сложно представить такое возможным, так как в то время правила 6 династия фараонов, которая вела политику, при которой  чужаки не могли бы поселится на столь плодородной земле.
 +
Кроме того, Анати утверждает что во всей восточной части [[Синайский полуостров|Синая]] и южной части [[Негев|Негева]] нет находок указывающих на человеческое присутствие в течение 13-14 веков до н.э., с другой стороны есть различные археологические находки  указывающие на разнообразную деятельность в бронзовом веке, а именно в примерно  3 тысячелетии до н.э.
 +
[[Исраэль Финкельштейн (гора)|Исраэль Финкельштейн]] выступил резкой критикой данной теории, по его мнению, появление [[Евреи (народ Израиля)|еврейских племен]] в [[Кнаан|Кнаанане]] датируется  опираясь на многочисленные данные почерпнутые из археологических раскопок и академических исследований, которые накапливались в течение многих лет и их решение о датировке принятое на них не подлежит сомнению.
 +
 
 +
[[Исраэль Финкельштейн|Финкельштейн]] утверждает, что в [[Танах|Танахе]], в книге [[Шмот (гора)|Шмот]], упоминаются различные топонимы во время [[Исход|исхода из Египта]], но из всех топонимов с точностью можно идентифицировать лишь два из них :  [[Ацион гевер (гора)|Ацион гевер]] (около Эйлата) и [[Кадеш Барнеа (гора)|Кадеш Барнеа]] ([[Эйн Кодерет (гора)|Эйн Кодерет]]). Все остальные топонимы указанные в [[Танах|Танахе]] сегодня не представляется возможным идентифицировать. Кроме того нельзя полагаться даже на современные названия местности, по которым определились эти два топонима, так как в пустыне на протяжении всей истории не было постоянного и непрерывного поселения. Более того, [[Исраэль Финкельштейн|Финкельштейн]] утверждает что [[Танах|танахический]] текст был составлен сотни лет после того как история описанная в нём произошла, и поэтому мы не можем относиться к истории описанной в[[Танах|Танахе]] как к точному историческому описанию.
 +
 
 +
Что до толкования наскальных рисунков, различных жертвенников и монументов [[Исраэль Финкельштейн|Финкельштейн]]  считает, что несложно найти параллели со всеми этими вещами в [[Танах|Танахе]]. Такие параллели можно провести практическими со всеми местами на юге: в [[Негев|Негеве]], в монастыре святой Екатерины, на севере пустыни [[Синайский полуостров|Синай]] и т.д.
 +
Доказательства профессора Анати, по мнению [[Исраэль Финкельштейн|Финкельштейна]],  основываются более на его вере, нежели на археологических данных. Сосредоточение археологических находок на Каркоме не единственное в своем роде – другие скопления находок в таком же объеме были найдены в различных частях [[Негев|Негева]].
 +
 
 +
Что касается датировки наскальных рисунков, тут [[Исраэль Финкельштейн|Финкельштейн]] также не согласен с Анати – он указывает на то что невозможно указать точную дату опираясь только лишь на сами рисунки и на патину на камне, ведь есть еще дополнительные данные, которые нужно учитывать, например микро климат.
 +
 +
После того как опровергнем малоубедительные доказательства, точно утверждать мы можем лишь, то что в [[Негеве|Негеве]] есть горный хребет с относительно большим скоплением древних поселений, чем в других горных местностях в его окрестностях, и то что Карком отличается от остальных гор [[Негев|Негева]] большим количеством наскальных рисунков.
 +
 
-
Изображения скорпионов, ящериц и змей Анати относит к отрывку их Второзакония "Который провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной" (8;15)
 
== Источники ==
== Источники ==

Версия 09:02, 26 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Спивак Евгений
Дата создания: 11 февраля 2011


hар-Карком
Координаты: 30°17′00″ с. ш. 34°45′00″ в. д. / 30.283333° с. ш. 34.75° в. д. (G) (O)

Координаты: 30°17′00″ с. ш. 34°45′00″ в. д. / 30.283333° с. ш. 34.75° в. д. (G) (O) (Я)

См. также статью: Синай

Гора Карком (иврит הר כרכום) (ар. Джебель Айдида) - гора, расположенная на територии северного Негева. По мнению проф. Эмануэля Анати она является библейской горой Синай. Данная теория отрицается большинством израильских археологов.


Содержание

Расположение и физические характеристики

Смысл арабского названия не ясен: корень слова может относиться к слову "Ид" (праздник), и к слову "адид" (многочисленный, многий). Гора расположена в южном Негеве на северной стороне реки Паран. Гора Карком - это горст (приподнятый участок земной коры, образовавшийся вследствие тектонических движений), состоит из осадочных пород мела эпохи эоцена.

Длина горного хребта составляет 4,5 км. ширина 1 км. Подъем на гору довольно сложен - это обусловлено тем что стороны горы отвесные и вздымаются на 300 метров над окрестностями, а сама же гора находится на уровне 850 метров над уровнем моря.

Там же берет свое начало река Карком,которая позже делится на более мелкие ручьи.

Археологические находки

Большинство археологических находок на горе были обнаруженны профессором Эмануэлем Анати в ходе археологических раскопок от имени Центра исследования древней истории Камуно, основанного им же, который находится в Валь-Камоника в Италии. Найдены артефакты эпохи палеолита, хальколита, ранней бронзы и начала средней бронзы. В районе найдены около 40 000 наскальных изображений, а также антропоморфные статуэтки. На горе находятся более 200 мест эпохи палеолита. Найдены кремнёвые орудия африканского типа, сделанные из местного кремня, эпохи раннего и среднего палеолита. Видимо, гора лежала на пути миграций палеолитических людей из Африки в Азию.

Анати считает, что возраст святилища, найденного в 1992 - 30 000 лет. Оно состоит из сорока больших камней естественной формы, поднятых на вершину горы. На земле на площади 400 кв.м. найдены 220 других камней, а также места погребения. У подножия горы найдены следы жилищ и стоянок. Согласно Анати, в упомянутое время гора использовалась как место интенсивного культового служения до 3 тысячелетия до н.э.

Карком - библейская гора Синай?

Профессор Анати выдвинул теории по которой гора Карком является библейской горой Синай. Он проводит параллели между археологочискими находками и библейской историей получения Торы у горы Синай. Вот несколько его доводов в пользу его теории:

Карком как место стоянки и жительства древних людей

Гора Карком считалась святым местом еще в 4000 до н.э., в то время люди строили жилища у подножия горы, но не многие поднимались на вершину для совершения религиозных обрядов. Анати проводит параллель со стихом из книги Шмот в ,котором упоминается запрет на подъем на гору "и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти" (Исход 19;12)

Также, заселенность местности более высока чем в других областях Негева или пустыни Синай, несмотря на малочисленные источники воды.

Анати утверждает, что когда Сыны Израиля пришли к подножию горы они были там не одни. Танах намекает нам на это в стихе "Моисей пас овец у Итро, тестя своего, священника Мадьямского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хореву"(Исход 3;1). Из стиха мы узнаем, что была традиция называть гору Божией еще до того как Моше первый раз взошел на нее. Описанная гора находилась на землях мидьян, и видимо была священной для разных племен пустыни, таких как мидьяне, амалеки и т.д.

Профессор Анати видит связь между этим данными и местом стоянки у подножия горы.

Месторасположение горы Карком

Были выдвинуты множество теорий по поводу маршрута исхода евреев из Египта, но не один их них не проходит через Карком.

Профессор Анати предложил новый маршрут выхода из Египта, который проходит через Карком. Некоторые ученные отталкиваясь от библейского описания в книгах Шмот и Ваикра определили местоположение библейской горы Синай как север полуострова Синай.

По мнению Анати возможно воссоздать маршрут из земли Гошен к горе Синай с определенной мерой точности.

В книге Дварим (1;2) написано: "в расстоянии одиннадцати дней пути от Хорива, по дороге от горы Сеир к Кадес-Варни ". Анати просчитал что на дороге к горе Карком есть 10 колодцев на расстоянии 10-15 километров друг от друга. Это приблизительно то расстояние которое может пройти за день большая группа людей с возможностью пополнить запасы воды. Таким образом если считать гору Карком горой Синай то дорога к ней займет ровно 11 дней как и указанно в Танахе.


По библейскому описанию гора Синай располагается между двух пустынь – Цинн и Фаран и между землями амалеков и мидян. В истории Моше в стране мидян гора Синай находится на краю мидянских пастбищ по дороге между жилищем Итро и Египтом. Карком единственный среди конкурентов называться библейской горой Синай подходит под данное географическое описание.

Наскальные рисунки

При раскопках были обнаружены более 40000 наскальных рисунков. Это самое большое подобное местонахождение наскальных рисунков на всей территории Негева и пустыни Синай. Некоторые из рисунков напоминают библейские сцены и намекают на веру в единого Бога.

Изображения скорпионов, ящериц и змей Анати относит к отрывку их Дварим "Который провел тебя по пустыне великой и страшной, [где] змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя [источник] воды из скалы гранитной" (8;15)

Допольнительные доказательства

У подножия горы найдены 12 монументов расположенных в два ряда по 6 в каждом. Также, недалеко от них, к северу, был найдена площадка с каменной платформой. По мнению профессора Анати, эти 12 монументов символизируют 12 колен Израиля, а каменная платформа является жертвенником. Анати в своем утверждение отталкивается от отрывка из книги Шмот: "И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых; и послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу"(24;4-5).

На вершине горы находится грот, для гор [[Синайский полуостров |полуострова Синай]] явление очень редкое. Он мог служить природным убежищем для Моше, упомянутым в книге Шмот: "И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду"(33;21-22).

Кроме того на горе найдены следы древнего храма с частично сохранившимся жертвенником, его Анати относит к отрывку из Исхода: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе"(25;40) и к": Сделай его пустой внутри, досчатый: как показано тебе на горе, так пусть сделают " (27;8).

Противник теории Анати

Большинство ученых не принимают точку зрения профессора Анати о местоположение библейской горы Синай. Проблематичность теории Анати в том, что принято относить исход из Египта к 13 веку до н.э., а находки подтверждающие теорию Анати с второго, третьего и даже четвертого тысячелетия до н.э.

Анати считает, что принятая датировка исхода неправильна. По его мнению исход из Египта относится к третьему тысячелетию до н.э. и он приводит несколько доводов в пользу этой теории. На пример в истории о праотцах он видит отражение периода полукочевников, которые занимались в основном скотоводством на плодородных территориях и как раз в это время Яаков со своей семьей переселяется в Египет. Однако, сложно представить такое возможным, так как в то время правила 6 династия фараонов, которая вела политику, при которой чужаки не могли бы поселится на столь плодородной земле. Кроме того, Анати утверждает что во всей восточной части Синая и южной части Негева нет находок указывающих на человеческое присутствие в течение 13-14 веков до н.э., с другой стороны есть различные археологические находки указывающие на разнообразную деятельность в бронзовом веке, а именно в примерно 3 тысячелетии до н.э. Исраэль Финкельштейн выступил резкой критикой данной теории, по его мнению, появление еврейских племен в Кнаанане датируется опираясь на многочисленные данные почерпнутые из археологических раскопок и академических исследований, которые накапливались в течение многих лет и их решение о датировке принятое на них не подлежит сомнению.

Финкельштейн утверждает, что в Танахе, в книге Шмот, упоминаются различные топонимы во время исхода из Египта, но из всех топонимов с точностью можно идентифицировать лишь два из них : Ацион гевер (около Эйлата) и Кадеш Барнеа (Эйн Кодерет). Все остальные топонимы указанные в Танахе сегодня не представляется возможным идентифицировать. Кроме того нельзя полагаться даже на современные названия местности, по которым определились эти два топонима, так как в пустыне на протяжении всей истории не было постоянного и непрерывного поселения. Более того, Финкельштейн утверждает что танахический текст был составлен сотни лет после того как история описанная в нём произошла, и поэтому мы не можем относиться к истории описанной вТанахе как к точному историческому описанию.

Что до толкования наскальных рисунков, различных жертвенников и монументов Финкельштейн считает, что несложно найти параллели со всеми этими вещами в Танахе. Такие параллели можно провести практическими со всеми местами на юге: в Негеве, в монастыре святой Екатерины, на севере пустыни Синай и т.д. Доказательства профессора Анати, по мнению Финкельштейна, основываются более на его вере, нежели на археологических данных. Сосредоточение археологических находок на Каркоме не единственное в своем роде – другие скопления находок в таком же объеме были найдены в различных частях Негева.

Что касается датировки наскальных рисунков, тут Финкельштейн также не согласен с Анати – он указывает на то что невозможно указать точную дату опираясь только лишь на сами рисунки и на патину на камне, ведь есть еще дополнительные данные, которые нужно учитывать, например микро климат.

После того как опровергнем малоубедительные доказательства, точно утверждать мы можем лишь, то что в Негеве есть горный хребет с относительно большим скоплением древних поселений, чем в других горных местностях в его окрестностях, и то что Карком отличается от остальных гор Негева большим количеством наскальных рисунков.


Источники

Галерея наскальных рисунков

%D7%A9%D7%A8%D7%A3.jpg %D7%A0%D7%97%D7%A9.jpg %D7%9C%D7%95%D7%97%D7%95%D7%AA_%D7%94%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%AA.jpg
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация