Второканонические книги

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — «нашей эры» на «н.э.»)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 13: Строка 13:
}}   
}}   
-
'''Второканонические книги''' — ряд книг [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]], еврейский текст для которых в первые века нашей эры не был известен, однако они были включены в состав [[Септуагинта|Септуагинты]].  
+
'''Второканонические книги''' — ряд книг [[Ветхий Завет|Ветхого Завета]], еврейский текст для которых в первые века н.э. не был известен, однако они были включены в состав [[Септуагинта|Септуагинты]].  
{{Библейская статья}}
{{Библейская статья}}
Сам термин "второканонические" (Deuterokanon) был впервые употреблён католическим богословом Сикстом Сиенским в [[1566 год]]у на Тридентском соборе. Для книг, имевших в тот период еврейские тексты, в западной литературе применяется термин '''протоканонические''', который в русском языке практически не используется.
Сам термин "второканонические" (Deuterokanon) был впервые употреблён католическим богословом Сикстом Сиенским в [[1566 год]]у на Тридентском соборе. Для книг, имевших в тот период еврейские тексты, в западной литературе применяется термин '''протоканонические''', который в русском языке практически не используется.
Строка 56: Строка 56:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
{{Второканонические книги}}
{{Второканонические книги}}
-
 
+
См. [[Апокриф]]
{{bible-stub}}
{{bible-stub}}
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
[[Категория:Второканонические книги| ]]
[[Категория:Второканонические книги| ]]

Текущая версия на 12:47, 21 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Второканонические книги — ряд книг Ветхого Завета, еврейский текст для которых в первые века н.э. не был известен, однако они были включены в состав Септуагинты.

Иудаизм

п·о·р

Сам термин "второканонические" (Deuterokanon) был впервые употреблён католическим богословом Сикстом Сиенским в 1566 году на Тридентском соборе. Для книг, имевших в тот период еврейские тексты, в западной литературе применяется термин протоканонические, который в русском языке практически не используется.

Содержание

Состав

(в порядке расположения в Синодальном переводе).

Близки к второканоническим книгам дополнения к каноническим книгам: дополнения к книге Есфирь, дополнения к книге Даниила, молитва Манассии и некоторые другие, однако в русской библейской традиции они не называются второканоническими.

В еврейской традиции как второканонические книги, так и апокрифы называются "внешними книгами" (ספרים חיצונים).

Полемика вокруг книг

Серьёзная полемика вокруг указанных книг возникала дважды. В обоих случаях был осуществлён перевод Ветхого Завета с современных переводчику еврейских текстов. Первый раз это произошло при переводе, осуществлённом Иеронимом Стридонским. В итоге второканонические книги были переведены и добавлены в Вульгату уже преемниками Иеронима.

Второй раз — при переводах Библии в период Реформации. Следует заметить, что Лютер, столкнувшись с многочисленными фальсификациями в области сакральных текстов, подозревал в неканоничности даже канонические тексты — в том случае, если они противоречили проповедуемым им доктринам. Вместе с тем, он был хорошо знаком с второканоническими текстами, например, известен его высокий отзыв о книге Иисуса сына Сирахова:

« полезна для народа, так как её цель - сделать гражданина или домохозяина богобоязненным, благочестивым и мудрым[1] »

Впоследствии у протестантов возникла традиция или публиковать второканонические книги между каноническими книгами Ветхого и Новых Заветов, именуя их апокрифами (например, в Библии короля Якова), либо не включать их в Библию вообще. Последнее в том числе характерно для изданий Библии на русском языке, осуществляемых различными протестантскими миссионерскими организациями и даже Российским Библейским обществом — из Синодального перевода (где указанные тексты присутствуют) они просто удаляются, а на первой странце указывается, что настоящее издание содержит только «канонические книги».

Католические издания, напротив, после Тридентского Собора, одним из решений которого было признание каноничности данных книг, в обязательном порядке содержат второканонические книги. Православные издания придерживаются такой же практики.

Еврейские тексты

За последние два века в связи с интенсивным поиском библейских рукописей и находками библейской археологии ситуация значительно изменилась. Так в 1896 году английскими исследовательницами Агнес Льюис и Маргарет Гибсон в каирской генизе был найден пергаментный свиток, идентифированный Соломоном Шехтером как еврейский текст книги Иисуса, сына Сираха. В 1963 году фрагменты еврейского текста этой книги были найдены при раскопках в крепости Массада.[2]

Библейский софт

Проблема с второканоническими книгами нашла своё отражение и в библейском софте. В итоге, в некоторых программах возможности работы с данными текстами есть, но значительно ограничены (присутствуют не во всех модулях, нет стандартных инструментов поиска и т. д.). В отдельных программах наличествует полная поддержка данных книг.

Примечания

  1. Галина Синило, «Древние литературы Ближнего Востока и мир ТаНаХа (Ветхого Завета)», Минск, Экономпресс, 1998 год, стр. 360, ISBN 985-6479-04-5
  2. прот. Александр Мень, «Библиологический словарь», Фонд имени Александра Меня, Москва, 2002 год, том первый, стр. 509, ISBN 5-89831-026-6

Ссылки

См. Апокриф

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация