Мень, Александр Владимирович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{персона |имя = Александр Мень |портрет = Men_Alexandr.jpg |размер = 220px |описание …»)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — «нашей эры» на «н.э.»)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
 +
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  = 1
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}} 
 +
{{персона
{{персона
|имя              = Александр Мень
|имя              = Александр Мень
Строка 43: Строка 57:
Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин:<ref>[http://www.cripo.com.ua/?sect_id=2&aid=22141 Убийственные тайны]</ref>
Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин:<ref>[http://www.cripo.com.ua/?sect_id=2&aid=22141 Убийственные тайны]</ref>
{{цитата|Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. Министр внутренних дел [[Баранников, Виктор Павлович|Баранников]] обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств. И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в [[Афганистан]]е я услышал, что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми.|}}
{{цитата|Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. Министр внутренних дел [[Баранников, Виктор Павлович|Баранников]] обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств. И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в [[Афганистан]]е я услышал, что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми.|}}
-
 
-
== Отзывы о деятельности и трудах протоиерея Александра Меня ==
 
-
 
-
=== Позитивные оценки ===
 
-
Многие православные люди позитивно оценивают деятельность и труды отца Александра Меня. Так, по мнению [[Алексий II (Патриарх Московский)|Патриарха Алексия II]],
 
-
{{цитата|Отец Александр был талантливым проповедником слова Божия, добрым пастырем Церкви, он обладал щедрою душою и преданным Господу сердцем. Убийцы сотворили свое чёрное дело в момент, когда он мог бы ещё так много сделать для духовного просвещения и окормления чад Церкви. Не все его суждения полностью разделялись православными богословами, но ни одно из них не противоречило сути Священного Писания. Где как раз и подчёркивается, что надлежит быть разномыслиям между вами, дабы явились искуснейшие (1 Кор. 11, 19).|}}
 
-
 
-
[[Митрополит]] [[Антоний Сурожский]], спустя много лет после смерти отца Александра говорил о нём очень эмоционально:
 
-
{{цитата|Мы не смеем говорить о своей оставленности, об одиночестве, о сиротстве! Отец Александр не умер, а приобщился к Жизни Божественной, остался для своих — знаемых и незнаемых, Пастырем добрым, молитвенником, ходатаем, заступником! И зовёт он каждого, кто его любил, кто в нем видел образ истинного христианина на Путь Крестный и к славе Воскресения! «Будьте мне последователями, как и я последователь Христов!»|}}
 
-
 
-
По мнению архиепископа [[Михаил (Мудьюгин)|Михаила (Мудьюгина)]],
 
-
{{цитата|Все свои знания, энциклопедическую эрудицию, самые разнообразные интересы в науке, художественной литературе, искусстве, все свои таланты, ему от Бога дарованные, отец Александр поставил на службу проповеди. Проповедовал он неустанно. Проповедовал всегда принципиально, притом на языке, доступном для современников… Это был человек необыкновенной одухотворенности, который вёл подвижническую жизнь и закончил её мученически. Но на крови мучеников, как известно с древних времён, прорастают семена христианского благовестия, растёт и укрепляется Церковь Христова… Отец Александр был поистине пророком нового времени и предвестником евангелизации всего служения Православной Церкви, евангелизации, которая соответствует назревшим потребностям и чаяниям православного народа.|}}
 
-
 
-
Священник [[Чистяков, Георгий Петрович|Георгий Чистяков]] считал, что:
 
-
{{цитата|Отец Александр относился к числу людей, которые не боятся. Он не боялся ходить в больницы к тяжело больным и умирающим, хотя это было запрещено строжайшим образом, не боялся проповедовать и, более того, говорить о вере с детьми, практически открыто нарушая советское законодательство. Не боялся языка своей эпохи и в отличие от практически всех своих собратьев умел (подобно апостолу Павлу) говорить с «язычниками» о Христе на языке этих язычников. Не боялся синтезировать опыт своих предшественников, очень разных и порою взаимоисключающих друг друга, и это у него получалось удивительно хорошо, ибо делал он это не на уровне человека, но на уровне любви Божьей. Не боялся нового.|}}
 
-
 
-
Диакон [[Андрей Кураев]], говоря об отце Александре, подчёркивает исторический контекст, в котором тому пришлось жить и на вызовы которого пришлось отвечать:
 
-
{{цитата|Как проповедник отец Александр сложился в 60-е годы. Это были годы “торжествующего” атеизма, годы эйфории, связанной с успехами [[Научно-техническая революция|НТР]], годы космических полётов и [[позитивизм|позитивистской]] самоуверенности. Даже те, кто не считал себя коммунистами, искренне видели в религии всего лишь недоразумение. И задача проповедника в атеистической стране была понятна: посмотрите, это лишь в наше время и в нашей стране верующие люди запуганное меньшинство. Но в иных странах и в иные времена всё было иначе. Вся мировая культура создана верующими людьми. Если уж кто и обеспечивал нравственный прогресс народов, так это были религии. Неправда, что религия есть мрак: добро есть в любой религии и, между прочим, в христианстве. Надо было во что бы то ни стало показать, что те лучшие ценности, что есть в подсоветско-светской культуре, не чужды христианству и разделяются им. Достоинство личности, творчество, свобода, дерзновение — всё это есть и в христианстве и по большому счёту только там и может быть логически обосновано.}}
 
-
 
-
=== Критика ===
 
-
В то же время представители консервативных кругов Русской православной церкви утверждают, что некоторые высказывания отца Александра Меня противоречат основам православного учения, носят [[Теософия|теософский]] характер (сам отец Александр никогда не отождествлял свои взгляды с теософией). Его также обвиняли в симпатиях к [[католицизм]]у. Известный православный богослов [[Осипов, Алексей Ильич|А. И. Осипов]] и диакон-миссионер [[Андрей Кураев]] не рекомендовали книги отца Александра Меня для знакомства с [[православие]]м.<ref>Осипов А. И. ''«Курс лекций по апологетике, 5 курс МДС, второе полугодие»'', ''«Курс лекций по основному богословию, 4 курс МДС»''</ref>
 
-
 
-
''«диакон Андрей Кураев о католицизме Александре Меня, отношения к этому католицизму православного человека» (из статьи «Александр Мень: потерявшийся миссионер»)''
 
-
 
-
{{цитата|То обстоятельство, что писатель Александр Мень является униатом, никак не означает, что его книги надо изъять из библиотеки православного человека. В книжном собрании любого богослова, студента, семинариста есть немало христианской литературы, написанной неправославными авторами. Эти книги читаются, ценятся, используются. Но всегда удобнее заранее знать, каких конфессиональных взглядов придерживается писатель. Это позволит легче отделять сообщаемые им факты или бесспорно христианские суждения от того, что вызвано к жизни конфессиональной пристрастностью. Можно дать человеку почитать книгу католического богослова, но при этом лучше заранее предупредить его, что автор этой замечательной книги католик, и что поэтому с некоторыми его суждениями о месте папы не стоит безоглядно соглашаться. Читая книги о. Александра, просто имейте в виду, что читаете прокатолические книги. Католические не значит плохие и не всегда значит еретические. Просто если Вам захочется составить себе представление о православии в той его глубине, что отличает его от католичества, надо искать другие книги.|}}
 
-
 
-
Следующие цитаты выражают [[Экуменизм|экуменические]] и, по мнению некоторых, теософские{{нет АИ|4|07|2009}} идеи отца Александра Меня.
 
-
 
-
''«Истоки религий»'', глава 4 ''«Человек перед Богом»''
 
-
 
-
{{цитата|Быть может, разница в Богопознании религиозных гениев, таких, как [[Франциск Ассизский]], [[Тереза Авильская]], [[Мейстер Экхарт]], [[Серафим Саровский]], и людей обыкновенного уровня заключается в том, что для последних встреча с Богом подобна мгновенной вспышке молнии, за которой нередко вновь наступает мрак, а первые всем своим существом приобщались Божественной жизни и сами становились её носителями.|}}
 
-
 
-
''«История религий»'', том 3, глава 5 ''«Загадка высшего „Я“»''
 
-
 
-
{{цитата|Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские [[брахманы]] приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. [[Яджнявалкья]] и [[Будда]], [[Плотин]] и [[Псевдо-Дионисий Ареопагит|Ареопагит]], [[Мейстер Экхарт]] и [[Григорий Палама]], [[каббалисты]] и [[Николай Кузанский]], [[Яков Беме]], [[Иоганн Рюйсбрук|Рейсбрук]] и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает всё мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизречённая Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..|}}
 
-
 
-
''«Письма духовной дочери Александре Орловой-Модель»''
 
-
 
-
{{цитата|[[Экуменизм]] имеет два истока: либо подлинную широкую и глубокую духовность, которая не страшится чужого, либо поверхностное смешение всего в кучу. Разумеется, я за экумену первого типа. Но до него доходят немногие. Отсюда твои наблюдения. В словах игумена о святых, что они «чужие» — не только ограниченность, но нежелание вместить иной опыт. А особенности этого опыта не касаются Евангелия как такового. Их источник — культурная традиция и этнопсихология … Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.|}}
 
-
 
-
5 мая 1998 года по распоряжению епископа Екатеринбургского и Верхотурского [[Никон (Миронов)|Никона]] из библиотеки и у студентов епархиального Духовного училища были изъяты книги известных православных богословов XX века протопресвитеров [[Александр Шмеман|Александра Шмемана]], [[Иоанн Мейендорф|Иоанна Мейендорфа]], [[Афанасьев, Николай Николаевич|Николая Афанасьева]] и протоиерея [[Александр Мень|Александра Меня]], и сожжены во дворе училища. После этого трём священникам епархии было предложено проклясть «ереси» вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и Евангелием.<ref>[http://www.index.org.ru/journal/11/verh.html Верховский А. Русская Православная Церковь и свобода выражения в светском обществе]</ref> Позднее появилась информация, что «''было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания''».<ref>[http://www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi11_08.html Церковная жизнь в России: год 1997 и 1998]</ref>
 
-
 
-
Диакон Андрей Кураев об отце Александре Мене в свете сегодняшнего дня:
 
-
 
-
{{цитата|Такова судьба миссионера: тот, кто говорит на языке современной ему культуры, оказывается слишком устаревшим, когда эта культура уходит. Сегодня мы живем в ином мире. На смену торжествующему атеизму пришел торжествующий оккультизм. …
 
-
Все играют в бисер со словечками типа “карма”, “гороскоп”, “астрал”, “космический луч”. Чуть не все религии мира пришли в наш дом и дружным хором объявили христианство “устаревшим”. И тут оказалась необходимой совсем иная интонация, не та, что была в книгах отца Александра Меня. Когда островкам христианства грозит быть проглоченными оккультной стихией, то уже не до поиска “общего”. Время проводить границы, разделительные межи. Время конфликтовать. Христос не только Тот, Кого “ожидают все народы”. Он ещё и Тот, Кого отвергли жрецы всех народных религий. Он для иудеев скандал и для эллинов безумие.|}}
 
== Семья ==
== Семья ==
Строка 102: Строка 70:
** [http://alexandrmen.ru/books/tom1/1__tom.html Том 1. Истоки религии]
** [http://alexandrmen.ru/books/tom1/1__tom.html Том 1. Истоки религии]
** [http://alexandrmen.ru/books/tom2/2__tom.html Том 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей]
** [http://alexandrmen.ru/books/tom2/2__tom.html Том 2. Магизм и Единобожие. Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей]
-
** [http://alexandrmen.ru/books/tom3/3__tom.html Том 3. У врат Молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до нашей эры]
+
** [http://alexandrmen.ru/books/tom3/3__tom.html Том 3. У врат Молчания. Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н.э.]
** [http://alexandrmen.ru/books/tom4/4__tom.html Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра]
** [http://alexandrmen.ru/books/tom4/4__tom.html Том 4. Дионис, Логос, Судьба. Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра]
** [http://alexandrmen.ru/books/tom5/5__tom.html Том 5. Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н. э.)]
** [http://alexandrmen.ru/books/tom5/5__tom.html Том 5. Вестники Царства Божия. Библейские пророки от Амоса до Реставрации (7-4 вв. до н. э.)]
Строка 161: Строка 129:
{{список примечаний}}
{{список примечаний}}
-
[[Категория:Богословы России]]
+
[[Категория:Христианство]]
-
[[Категория:Проповедники России]]
+
[[Категория:Евреи в СССР]]
-
[[Категория:Церковные деятели]]
+
-
[[Категория:Священники Русской православной церкви]]
+
-
[[Категория:Религиозные деятели России]]
+
-
[[Категория:Библеисты]]
+
-
[[Категория:Православные богословы]]
+
-
[[Категория:Нераскрытые убийства в России]]
+
-
[[Категория:Убитые священники]]
+
-
 
+
-
:[[ar:ألكسندر مين]]
+
-
:[[cs:Alexandr Vladimirovič Meň]]
+
-
:[[de:Alexander Wladimirowitsch Men]]
+
-
:[[en:Alexander Men]]
+
-
:[[pl:Aleksandr Mień]]
+
-
:[[uk:Мень Олександр Володимирович]]
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 12:47, 21 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Александр Мень
Файл:Men Alexandr.jpg
Род деятельности:

Священник Русской православной церкви, богослов и проповедник

Дата рождения:

22 января 1935(1935-01-22)

Место рождения:

Москва, СССР

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Дата смерти:

9 сентября 1990(1990-09-09) (55 лет)

Место смерти:

Семхоз, Московская область, СССР

Алекса́ндр Влади́мирович Мень (22 января 1935 — 9 сентября 1990) — священник Русской православной церкви, богослов, проповедник, автор книг по богословию и истории христианства и других религий.

Содержание

Биография

Родился в Москве, в семье еврейского происхождения: как по матери, так и по отцу[1]. Девичья фамилия матери — Василевская (предки «очевидно, из Польши»[2]). Отец Вольф Герш-Лейбович (Владимир Григорьевич) Мень[3] родился в 1902 году, в Киеве, в детстве учился в религиозной еврейской школе, работал инженером в Орехово-Зуево[4]; мать, Елена Семеновна Мень (в девичестве Цуперфейн), родилась в 1908 году, с юности тянулась к христианству. Изучала в Харьковской частной гимназии православное вероучение[5].

В возрасте шести месяцев он был крещён вместе с матерью. Крещение было совершено тайно священником Катакомбной церкви отцом Серафимом. Учился А. В. Мень в московской школе в Стремянном переулке, которая ныне известна как школа № 1060. Учился в Московском пушно-меховом институте (1953—1954), затем в Иркутском сельхозинституте (1955—1958), откуда исключён за религиозные убеждения. Через месяц после отчисления, 1 июня 1958 года, был рукоположен в дьяконы, а 1 сентября 1960 года (после окончания Ленинградской духовной семинарии) — в священники. В 1965 году закончил заочно Московскую духовную академию.

Служил в ряде подмосковных приходов. Уникальное сочетание широкой эрудиции, открытости к светской культуре, науке, к другим конфессиям, нехристианским религиям и глубокой церковной укоренённости выдвинуло Меня в число ведущих христианских проповедников.

Творчество

Главный труд отца Александра — книга об Иисусе «Сын Человеческий» (Брюссель, 1969, 2 изд. М. 1991), а также серия «В поисках пути, истины и жизни» (т.1-6, Брюссель, 1970—1983; 2 изд. — М., 1991—1992), в которой автор рассматривает историю нехристианских религий как путь к христианству в борьбе магизма и единобожия.

Отец Александр также автор книг «Таинство, слово, образ» (Брюссель, 1980, 2 изд. М. 1991) (первое издание под названием «Небо на земле» (Брюссель, 1969), «Откуда явилось всё это?» (Неаполь, 1972), «Как читать Библию?» (Брюссель, 1981), Библиологического словаря (ок. 10 тыс. терминов, Москва, 2002) и многочисленных статей главным образом проповеднического и апологетического содержания. Работы отца Александра переведены на английский, литовский, польский, украинский и французский языки.

Отец Александр Мень — один из зачинателей христианского «самиздата» 1960-х годов. До середины 1980-х годов его труды издавались главным образом за границей (под псевдонимами Э. Светлов, А. Боголюбов, А. Павлов). Мень был духовным наставником, а часто и крёстным отцом многих диссидентов 1970-х и 80-х годов, хотя сам воздерживался от активной правозащитной деятельности, видя свою миссию в духовном просвещении.

С середины 1980-х годов отец Александр Мень — один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году,[6] Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии». Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.[7]

Убийство

Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами.

На месте гибели священника в мкр. Семхоз (ныне в черте города Сергиев Посад) воздвигнут храм в честь преподобного Сергия Радонежского, в котором регулярно совершается Божественная Литургия. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ежегодно проходит научно-богословская конференция — «Меневские чтения».

Файл:Alexandermen-cross.jpg
Крест на месте убийства в Семхозе

Отец Александр был убит 9 сентября 1990 года. В то утро он торопился в церковь: надо было вовремя поспеть к литургии. К нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил ещё один человек и с силой ударил его сзади топором. Обливаясь кровью, священник направился к станции. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому. Он сумел доползти до калитки.

«Кто вас, отец Александр?» — спросила женщина. «Да нет, никто, я сам!», — ответил Мень: он не захотел или не смог назвать своих убийц.

Несмотря на личные распоряжения президентов СССР и России, убийство осталось нераскрытым.

Рассказывает генерал-лейтенант милиции Вячеслав Кириллович Панкин:[8]

« Когда задержали подозреваемого, он дал признательные показания. Министр внутренних дел Баранников обрадовался: праздновать можно! Однако, кроме признательных показаний, не было никаких вещественных доказательств. И даже когда подозреваемый выдал следствию топор, которым он якобы убил священника, экспертиза не подтвердила, что это орудие убийства. Портфель с церковным облачением священника тоже исчез. Отрабатывалось очень много версий, обращали внимание на мелочи. Когда священник с рассечённой головой добрёл до калитки своего дома, беспомощно повис на ней, жена его не узнала. Почему? Проверяли и брата жены, конфликтовавшего накануне убийства с Александром Менем. Но существенных доказательств добыть не удалось. Уже в Афганистане я услышал, что преступление якобы раскрыто. Об этом сообщил тогдашний начальник ГУУРа Колесников. Но работали они всё с теми же подозреваемыми. »

Семья

  • Отец — Владимир Мень
  • Мать — Елена Василевская
  • Жена — Наталия Григоренко
  • Сын — Мень, Михаил Александрович — губернатор Ивановской области

У о. Меня было двое детей: дочь Елена (старшая) и сын Михаил

Библиография

Книги об отце Александре

Имени Александра Меня

Ссылки

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация