Давид

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 36: Строка 36:
| отец              =[[Иесей]] (Ишай)
| отец              =[[Иесей]] (Ишай)
| мать              =
| мать              =
-
| супруга            =[[Авигея]], [[Ависага Сунамитянка]] (Авишаг), [[Ахиноама]], [[Вирсавия]] (Бат-Шева), [[Мелхола]] ([[Михаль]]), [[Мааха]]
+
| супруга            =[[Авигея]] (Авигаиль), [[Ависага Сунамитянка]] (Авишаг), [[Ахиноама]] (Ахиноам), [[Вирсавия]] (Бат-Шева), [[Мелхола]] ([[Михаль]]), [[Мааха]]
-
| дети              =[[Амнон]], [[Фамарь|Тамар]], [[Авессалом]], [[Адония]], [[Соломон]] (Шломо)
+
| дети              =[[Амнон]], [[Фамарь|Тамар]], [[Авессалом]] (Авшалом), [[Адония]], [[Соломон]] (Шломо)
| Commons            =David
| Commons            =David
| Rodovid            =79377
| Rodovid            =79377
Строка 49: Строка 49:
Давид был младшим из восьми сыновей [[Иессей|Иессея]] — вифлеемлянина из колена Иуды<ref>{{Библия|1Цар|16:1|, 10}} и след.; {{Библия|1Пар|2:13|-16}}</ref>, правнуком [[Вооз]]а (Боаза) и моавитянки [[Руфь|Руфи]] (Рут)<ref>{{Библия|Руфь|4:18|-22}}</ref>.
Давид был младшим из восьми сыновей [[Иессей|Иессея]] — вифлеемлянина из колена Иуды<ref>{{Библия|1Цар|16:1|, 10}} и след.; {{Библия|1Пар|2:13|-16}}</ref>, правнуком [[Вооз]]а (Боаза) и моавитянки [[Руфь|Руфи]] (Рут)<ref>{{Библия|Руфь|4:18|-22}}</ref>.
-
Он был белокур или рыж<ref>{{Библия|1Цар|17:42}}</ref>, красив, силён, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.<ref>{{Библия|1Цар|16:12|,18}}; {{Библия2|1Цар|17:34|17:34-36}}</ref>.
+
Он был белокур или рыж<ref>{{Библия|1Цар|17:42}}</ref>, красив, силён, красноречив и хорошо играл на [[кинор]]е. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.<ref>{{Библия|1Цар|16:12|,18}}; {{Библия2|1Цар|17:34|17:34-36}}</ref>.
Поэтому Бог, отвергнув царя [[Саул]]а (Шаула) за непокорность, послал пророка [[Самуил (пророк)|Самуила]] (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём ({{Библия|1Цар|16:1|-13}}).
Поэтому Бог, отвергнув царя [[Саул]]а (Шаула) за непокорность, послал пророка [[Самуил (пророк)|Самуила]] (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём ({{Библия|1Цар|16:1|-13}}).
-
==== При дворе царя Саула ====
+
==== При дворе царя Шаула ====
-
Призванный к царю Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина [[Голиаф]]а и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору ({{Библия|1Цар|16:14}} — {{Библия2|1Цар|18:2}}).
+
Призванный к царю Шаулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина [[Голиаф]]а (Гольята) и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Шаул окончательно взял его ко двору ({{Библия|1Цар|16:14}} — {{Библия2|1Цар|18:2}}).
-
Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына [[Ионафан]]а (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что {{ВЗ2|с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида|1Цар|18:7|-9}}. Со временем подозрения укрепились и Саул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери [[Мелхола|Мелхолы]] (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным ({{Библия|1Цар|18:3|-30}}).
+
Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына [[Ионафан]]а (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Шаула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что {{ВЗ2|с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида|1Цар|18:7|-9}}. Со временем подозрения укрепились и Шаул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Шаул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери [[Мелхола|Мелхолы]] (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным ({{Библия|1Цар|18:3|-30}}).
-
Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили Давида бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно ({{Библия|1Цар|19:20}}).
+
Теперь Шаул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Михаль, вынудили Давида бежать к Шмуэлю в Раму. При последней встрече Ионатан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно ({{Библия|1Цар|19:20}}).
==== Бегство и эмиграция ====
==== Бегство и эмиграция ====
-
Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч [[Голиаф]]а от священника Ахимелеха в [[Номв]]е (Нове), а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф (Гат). Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным ({{Библия|1Цар|21}}; {{Библия|Пс|33:1}}; {{Библия2|Пс|55:1}}).
+
Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч [[Голиаф]]а от священника Ахимелеха в [[Нов]]е, а затем бежал к филистимскому царю Ахишу в Гат. Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным ({{Библия|1Цар|21}}; {{Библия|Пс|33:1}}; {{Библия2|Пс|55:1}}).
-
Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка [[Гад (пророк)|Гада]] Божье повеление идти в землю Иуды ({{Библия|1Цар|22:1|-5}}). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с [[ефод]]ом [[Авиафар]], единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника ({{Библия|1Цар|23}}). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары ({{Библия|1Цар|23}}; {{Библия2|1Цар|24}}; {{Библия2|1Цар|26}}).
+
Затем Давид искал убежища в пещере Адуламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка [[Гад (пророк)|Гада]] Божье повеление идти в землю Йеhуды ({{Библия|1Цар|22:1|-5}}). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеилы, куда к нему прибыл с [[эфод]]ом [[Авиафар]] (Эвьятар), единственный священник из Нова, спасшийся от мести Шаула. Шаул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника ({{Библия|1Цар|23}}). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары ({{Библия|1Цар|23}}; {{Библия2|1Цар|24}}; {{Библия2|1Цар|26}}).
=== На службе у филистимлян ===
=== На службе у филистимлян ===
-
Оказавшись в немилости у царя Саула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам ({{Библия|1Цар|27:1}}), ища покровительства их короля Анхуса, властителя города [[Геф]]. Анхус пожаловал Давиду пограничный город Секелаг (в пустыне [[Негев]]) ({{Библия|1Цар|27:6}}), который был превращен в разбойничью базу. Отряды Давида грабили аборигенов ([[Амаликитяне|амаликитян]]), а часть добычи отсылали филистимлянскому королю Анхусу ({{Библия|1Цар|27:9}}). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции ({{Библия|1Цар|28:4}}).
+
Оказавшись в немилости у царя Шаула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам ({{Библия|1Цар|27:1}}), ища покровительства их короля Ахиша, властителя города [[Геф]] (Гат). Аших пожаловал Давиду пограничный город Циклаг (в пустыне [[Негев]]) ({{Библия|1Цар|27:6}}). Отряды Давида грабили аборигенов ([[Амаликитяне|амалекитян]]), а часть добычи отсылали Ахишу ({{Библия|1Цар|27:9}}). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции ({{Библия|1Цар|28:4}}).
=== Царь в Хевроне ===
=== Царь в Хевроне ===
[[Файл:David et l Amalécite.jpg|thumb|Давиду приносят новость о смерти Саула]]
[[Файл:David et l Amalécite.jpg|thumb|Давиду приносят новость о смерти Саула]]
-
Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при [[Гелвуй|Гелвуе]] ({{Библия|1Цар|31:6}}). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский [[Хеврон]], где племя Иуды на собрании провозгласило его царем иудейским ({{Библия|2Цар|2:4}}), что означало фактическое отделение [[Иудея|Иудеи]] от Израиля, царем которого был провозглашен сын [[Саул]]а [[Иевосфей]] ({{Библия|2Цар|2:10}}). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо [[Иевосфей]] царствовал 2 года) и завершилась победой Давида ({{Библия|2Цар|3:1}}). Старейшины Израиля пришли в [[Хеврон]] и избрали Давида царем над всем Израилем ({{Библия|2Цар|5:3}}). При этом [[филистимляне]] считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду [[ковчег завета]], который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе [[Геф]] (у некого Аведдара) ({{Библия|2Цар|6:11}}). Также третьей частью армии Давида командовал Еффей — военачальник из того же филистимлянского города [[Геф]], то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином ({{Библия|2Цар|15:19}}; {{Библия|2Цар|18:2}}).
+
Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при [[Гильбоа]] ({{Библия|1Цар|31:6}}). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский [[Хеврон]], где колено Йеуды на собрании провозгласило его царем иудейским ({{Библия|2Цар|2:4}}), что означало фактическое отделение [[Иудея|Иудеи]] от Израиля, царем которого был провозглашен сын [[Саул]]а [[Иевосфей]] (Ишбошет) ({{Библия|2Цар|2:10}}). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Ишбошет царствовал 2 года) и завершилась победой Давида ({{Библия|2Цар|3:1}}). Старейшины Израиля пришли в [[Хеврон]] и избрали Давида царем над всем Израилем ({{Библия|2Цар|5:3}}). При этом [[филистимляне]] считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду [[ковчег завета]], который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе [[Геф]] (у некого Аведдара) ({{Библия|2Цар|6:11}}). Также третьей частью армии Давида командовал Итай — военачальник из того же филистимлянского города [[Геф]], то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином ({{Библия|2Цар|15:19}}; {{Библия|2Цар|18:2}}).
-
В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец [[Амнон]], Далиуа, [[Авессалом]], [[Адония]], Сафатия и Иефераам.
+
В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец [[Амнон]], Килав, [[Авессалом|Авшалом]], [[Адония]], Шефатья и Итреам.
=== Царь в Иерусалиме ===
=== Царь в Иерусалиме ===
[[Файл:Davids-kingdom.jpg|thumb|350px|Различные интерпретации того, что [[Библия]] говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)]]
[[Файл:Davids-kingdom.jpg|thumb|350px|Различные интерпретации того, что [[Библия]] говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)]]
-
Первым крупным предприятием Давида стала война с [[Иевусеи|иевусеями]] ({{Библия|2Цар|5:6}}), в результате которой он захватил [[Иерусалим]] и перенес туда столицу своего государства. Давид заключил союз с [[тир]]ским царем [[Хирам]]ом, который помог ему построить в Иерусалиме деревянный терем ({{Библия|2Цар|5:11}}). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и [[Соломон]] ({{Библия|2Цар|5:14}}).
+
Первым крупным предприятием Давида стала война с [[Иевусеи|иевусеями]] ({{Библия|2Цар|5:6}}), в результате которой он захватил [[Иерусалим]] и перенес туда столицу своего государства. Давид заключил союз с [[тир]]ским царем [[Хирам]]ом, который помог ему построить в Иерусалиме дворец ({{Библия|2Цар|5:11}}). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и [[Соломон|Шломо]] ({{Библия|2Цар|5:14}}).
==== Религиозная реформа ====
==== Религиозная реформа ====
-
После объединения Израиля Давид превратил иевусейский [[Иерусалим]] в сакральный иудейский центр, поместив [[ковчег завета]] в скинии на горе [[Сион]] ({{Библия|Пс|73:2}}; {{Библия|Пс|75:3}}). Израильтяне недоумевали ({{Библия|2Цар|6:20}}), когда Давид плясал перед Господом ({{Библия|2Цар|6:16}}), одетый лишь в льняной [[ефод]] ({{Библия|2Цар|6:14}}). Богослужения стали более экзальтированными ({{Библия|Пс|99:2}}) и музыкальными ({{Библия|1Пар|25:6}}; {{Библия|Пс|150:3}}), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял [[псалмы]].
+
После объединения Израиля Давид превратил иевусейский [[Иерусалим]] в сакральный иудейский центр, поместив [[ковчег завета]] в скинии на горе [[Цион]] ({{Библия|Пс|73:2}}; {{Библия|Пс|75:3}}). Израильтяне недоумевали ({{Библия|2Цар|6:20}}), когда Давид плясал перед Господом ({{Библия|2Цар|6:16}}), одетый лишь в льняной [[эфод]] ({{Библия|2Цар|6:14}}). Богослужения стали более экзальтированными ({{Библия|Пс|99:2}}) и музыкальными ({{Библия|1Пар|25:6}}; {{Библия|Пс|150:3}}), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял [[псалмы]].
Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников ({{Библия|2Цар|8:17}}) и включив их в состав государственного аппарата (''писцами'' и ''судьями'' — {{Библия|1Пар|26:29}}). Богослужения стали проводиться дважды в день ({{Библия|1Пар|23:30}}), а ротацию священников определял жребий и очередность ({{Библия|1Пар|25:8}}). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .
Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников ({{Библия|2Цар|8:17}}) и включив их в состав государственного аппарата (''писцами'' и ''судьями'' — {{Библия|1Пар|26:29}}). Богослужения стали проводиться дважды в день ({{Библия|1Пар|23:30}}), а ротацию священников определял жребий и очередность ({{Библия|1Пар|25:8}}). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .
-
Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — [[Иерусалимский храм|Храм]]. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ({{Библия|1Пар|22:8}}). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы ({{Библия|2Цар|7}}; {{Библия|1Пар|17}}; {{Библия2|1Пар|22}}; {{Библия2|1Пар|28:1}} — {{Библия2|1Пар|29:21}}). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана болезнь, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на [[гумно|гумне]] Орны иевусеянина. Тем самым Давиду было указано место, на котором [[Соломон]] позже начал строительство Храма ({{Библия|2Цар|24}}; {{Библия|2Пар|3:1}}).
+
Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — [[Иерусалимский храм|Храм]]. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови ({{Библия|1Пар|22:8}}). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Шломо строительные материалы и планы ({{Библия|2Цар|7}}; {{Библия|1Пар|17}}; {{Библия2|1Пар|22}}; {{Библия2|1Пар|28:1}} — {{Библия2|1Пар|29:21}}). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана болезнь, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на [[гумно|гумне]] Орнана (Аравны) иевусея. Тем самым Давиду было указано место, на котором [[Соломон|Шломо]] позже начал строительство Храма ({{Библия|2Цар|24}}; {{Библия|2Пар|3:1}}).
==== Территориальные приобретения ====
==== Территориальные приобретения ====
-
Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал [[Моав]] ({{Библия|2Цар|8:2}}). Затем Давид начал победоносную войну против [[Арамеи|арамеев]], чьи полукочевые царства (Сува, [[Дамаск]], Беф-Рехова) располагались на территории [[Сирия|Сирии]] ({{Библия|2Цар|8:6}}). Сирийский поход вывел Давида к берегам [[Ефрат]]а и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям [[Медь|меди]] ({{Библия|2Цар|8:8}}). На юге он присоединил [[Идумея|Идумею]] ({{Библия|2Цар|8:14}}).
+
Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал [[Моав]] ({{Библия|2Цар|8:2}}). Затем Давид начал победоносную войну против [[Арамеи|арамеев]], чьи полукочевые царства (Цова, [[Дамаск]], Бет-Рехов) располагались на территории [[Сирия|Сирии]] ({{Библия|2Цар|8:6}}). Сирийский поход вывел Давида к берегам [[Ефрат]]а и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям [[Медь|меди]] ({{Библия|2Цар|8:8}}). На юге он присоединил [[Идумея|Идумею]] ({{Библия|2Цар|8:14}}).
-
С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву.
+
С аммонитянами при царе Нахаше отношения были мирными, но его сын Ханун оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авишай разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Рабу.
-
Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной ({{Библия|Чис|34:2|-12}}; {{Библия|Иез|47:15|-20}}).
+
Царство Давида простиралось от Эцион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Хамата на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной ({{Библия|Чис|34:2|-12}}; {{Библия|Иез|47:15|-20}}).
==== Государственное строительство ====
==== Государственное строительство ====
Строка 97: Строка 97:
Далее мы узнаем о советниках царя ({{Библия|1Пар|27:32|-34}}), о чиновниках, управлявших царским имуществом ({{Библия2|1Пар|27:25|27:25-31}}), и о надзирателе за сбором податей ({{Библия|2Цар|20:24}}). Наряду с начальниками над отдельными коленами ({{Библия|1Пар|27:16|-22}}) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники ({{Библия|1Пар|26:29|-32}}). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено ({{Библия|1Пар|27:23}} и след.).
Далее мы узнаем о советниках царя ({{Библия|1Пар|27:32|-34}}), о чиновниках, управлявших царским имуществом ({{Библия2|1Пар|27:25|27:25-31}}), и о надзирателе за сбором податей ({{Библия|2Цар|20:24}}). Наряду с начальниками над отдельными коленами ({{Библия|1Пар|27:16|-22}}) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники ({{Библия|1Пар|26:29|-32}}). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено ({{Библия|1Пар|27:23}} и след.).
-
Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев ({{Библия|2Цар|20:23}}), наёмников критского и филистимского происхождения.
+
Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, крети и плети ({{Библия|2Цар|20:23}}), наёмников критского и филистимского происхождения.
-
Особое положение занимали ''храбрые Давида'' — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них ([[Иоав]], [[Авесса]], [[Ваней]]) заняли впоследствии высшие командные должности ({{Библия|2Цар|23:8|-39}}; {{Библия|1Пар|11:10}} — {{Библия2|1Пар|12:22}}; {{Библия2|1Пар|20:4|20:4-8}}).
+
Особое положение занимали ''храбрые Давида'' — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них ([[Иоав]], [[Авесса|Авишай]], [[Ваней|Бенаяѓу]]) заняли впоследствии высшие командные должности ({{Библия|2Цар|23:8|-39}}; {{Библия|1Пар|11:10}} — {{Библия2|1Пар|12:22}}; {{Библия2|1Пар|20:4|20:4-8}}).
-
==== Гаваонитяне и Мемфивосфей ====
+
==== Гаваонитяне и Мефивошет ====
-
Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил [[наказ]] искупить старый Саулов долг крови перед [[гаваон]]итянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, {{ВЗ2|умилостивился Бог над страною|2Цар|21:1|-14}}. Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти.
+
Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый долг крови Шаула перед [[гивон]]итянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, {{ВЗ2|умилостивился Бог над страною|2Цар|21:1|-14}}. Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Шаула на его семью; сам он не питал к роду Шаула личной ненависти.
-
В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями ({{Библия|2Цар|9}}). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.
+
В знак этого Давид призвал Мефивошета, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями ({{Библия|2Цар|9}}). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.
==== Давид и Вирсавия ====
==== Давид и Вирсавия ====
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg|thumb|200px|Пророк Нафан обличает Давида]]
[[Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg|thumb|200px|Пророк Нафан обличает Давида]]
-
На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это [[Вирсавия]], жена [[Урия|Урии]], одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.
+
На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это [[Вирсавия|Бат-Шева]], жена [[Урия|Урии]], одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.
-
Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем её мужа. Давид послал [[Иоав]]у приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства [[Авенир]]а, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка [[Нафан (пророк)|Нафана]], который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида — [[Соломон]] ({{Библия|2Цар|11:2}} — {{Библия2|2Цар|12:25}}).
+
Бат-Шева была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Бат-Шеваы будет связываться с именем её мужа. Давид послал [[Иоав]]у приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства [[Авенир|Авнер]]а, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Бат-Шева официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка [[Нафан (пророк)|Натана]], который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Бат-Шевой, от которой теперь родился преемник Давида — [[Шломо]] ({{Библия|2Цар|11:2}} — {{Библия2|2Цар|12:25}}).
==== Закат правления ====
==== Закат правления ====
[[Файл:King david tomb.jpg|thumb|Т. н. «Могила царя Давида»]]
[[Файл:King david tomb.jpg|thumb|Т. н. «Могила царя Давида»]]
-
Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Фамарь ({{Библия|2Цар|13:14}}). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился [[Авессалом]] и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в [[Гессур]] ({{Библия|2Цар|13:38}}), где пробыл три года ([[970 год до н. э.|970]] — [[967 год до н. э.]]). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авессалом был прощен и смог возвратиться в [[Иерусалим]]. Однако Авессалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем ({{Библия|2Цар|19:10}}). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» ({{Библия|2Цар|15:7}}), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авессалом начал преследовать своего отца и Лесу Ефремовом произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Савей ({{Библия|2Цар|20:2}}). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил [[Адония|Адонии]] ({{Библия|3Цар|1:18}}) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк [[Нафан (пророк)|Нафан]] и [[Вирсавия]] настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть [[Соломон]]у, что и было сделано ({{Библия|3Цар|2:1}}; {{Библия|1Пар|23:1}}).
+
Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру [[Тамар]] ({{Библия|2Цар|13:14}}). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился [[Авессалом|Авшалом]] и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в [[Гессур|Гешур]] ({{Библия|2Цар|13:38}}), где пробыл три года ([[970 год до н. э.|970]] — [[967 год до н. э.]]). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авшалом был прощен и смог возвратиться в [[Иерусалим]]. Однако Авшалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем ({{Библия|2Цар|19:10}}). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» ({{Библия|2Цар|15:7}}), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авшалом начал преследовать своего отца и в лесу Эфраима произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Шева, сын Бихри ({{Библия|2Цар|20:2}}). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил [[Адония]] ({{Библия|3Цар|1:18}}) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк [[Нафан (пророк)|Натан]] и [[Вирсавия|Бат-Шева]] настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть [[Соломон]]у, что и было сделано ({{Библия|3Цар|2:1}}; {{Библия|1Пар|23:1}}).
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ({{Библия|3Цар|2:10|-11}}).  
Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме ({{Библия|3Цар|2:10|-11}}).  
Строка 157: Строка 157:
[[Категория:Цари Иудеи]]
[[Категория:Цари Иудеи]]
[[Категория:Древняя история евреев]]
[[Категория:Древняя история евреев]]
 +
[[Категория:Библейские персонажи]]

Версия 14:18, 15 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 22/12/2010


Давид
דָּוִד



2-й царь объединённого Израильского царства
ок. 1005 — 965 до н. э.
Предшественник: Саул
Преемник: Соломон
Наследник: Соломон
 
Национальность: еврей из колена Иуды
Вероисповедание: иудаизм
Рождение: ок. 1035 до н. э.
Вифлеем (Бет-Лехем)
Смерть: ок. 965 до н. э.
Иерусалим
Похоронен: Иерусалим
Династия: основатель династии царей Иудеи
Отец: Иесей (Ишай)
Супруга: Авигея (Авигаиль), Ависага Сунамитянка (Авишаг), Ахиноама (Ахиноам), Вирсавия (Бат-Шева), Мелхола (Михаль), Мааха
Дети: Амнон, Тамар, Авессалом (Авшалом), Адония, Соломон (Шломо)
Давид на Викискладе
Давид на Родоводе

Дави́д (ивр. דָּוִד‎, «любимый», «любимец») — второй царь Израиля, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). Царствовал 40 лет (ок. 1005 — 965 до н. э.): семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединенного царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). Образ Давида является образом идеального властителя, из рода которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Мессия.

Содержание

В Священных Писаниях

Происхождение и помазание

Файл:Paris psaulter gr139 fol4v.jpg
Битва Давида и Голиафа (Парижская псалтырь)

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея — вифлеемлянина из колена Иуды[1], правнуком Вооза (Боаза) и моавитянки Руфи (Рут)[2].

Он был белокур или рыж[3], красив, силён, красноречив и хорошо играл на киноре. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надёжным и смелым.[4].

Поэтому Бог, отвергнув царя Саула (Шаула) за непокорность, послал пророка Самуила (Шмуэля) помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошёл Дух Божий и почивал на нём (1Цар.16:1-13).

При дворе царя Шаула

Призванный к царю Шаулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. После того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов великана-филистимлянина Голиафа (Гольята) и сразил его пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Шаул окончательно взял его ко двору (1Цар.16:14 — 18:2).

Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана (Ионатана), а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Шаула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида»  (1Цар.18:7-9). Со временем подозрения укрепились и Шаул дважды пытался убить Давида. Когда это ему не удалось, Шаул стал действовать более осторожно. Он подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами — используя чувство своей дочери Мелхолы (Михаль) к юному вождю, он заставил Давида рисковать жизнью, но тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар.18:3-30).

Теперь Шаул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьём, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Михаль, вынудили Давида бежать к Шмуэлю в Раму. При последней встрече Ионатан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом более невозможно (1Цар.19:20).

Бегство и эмиграция

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч Голиафа от священника Ахимелеха в Нове, а затем бежал к филистимскому царю Ахишу в Гат. Там Давида хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар.21; Пс.33:1; 55:1).

Затем Давид искал убежища в пещере Адуламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец переданное ему через пророка Гада Божье повеление идти в землю Йеhуды (1Цар.22:1-5). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повёл его дальше, на освобождение от филистимлян Кеилы, куда к нему прибыл с эфодом Авиафар (Эвьятар), единственный священник из Нова, спасшийся от мести Шаула. Шаул, услышав о пребывании Давида в Кеиле, начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар.23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказывался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар.23; 24; 26).

На службе у филистимлян

Оказавшись в немилости у царя Шаула, Давид бежал со своими сторонниками (600 мужей) к своим недавним врагам филистимлянам (1Цар.27:1), ища покровительства их короля Ахиша, властителя города Геф (Гат). Аших пожаловал Давиду пограничный город Циклаг (в пустыне Негев) (1Цар.27:6). Отряды Давида грабили аборигенов (амалекитян), а часть добычи отсылали Ахишу (1Цар.27:9). Когда филистимляне собрались в поход против Израиля, только возражения ветеранов помешали включить отряды Давида в войска антиизраильской коалиции (1Цар.28:4).

Царь в Хевроне

Файл:David et l Amalécite.jpg
Давиду приносят новость о смерти Саула

Тем временем филистимляне нанесли сокрушительное поражение израильтянам в битве при Гильбоа (1Цар.31:6). Воспользовавшись временным вакуумом власти Давид во главе вооруженного отряда прибыл в иудейский Хеврон, где колено Йеуды на собрании провозгласило его царем иудейским (2Цар.2:4), что означало фактическое отделение Иудеи от Израиля, царем которого был провозглашен сын Саула Иевосфей (Ишбошет) (2Цар.2:10). Два еврейских государства вступили между собой в междоусобную борьбу, которая длилась два года (ибо Ишбошет царствовал 2 года) и завершилась победой Давида (2Цар.3:1). Старейшины Израиля пришли в Хеврон и избрали Давида царем над всем Израилем (2Цар.5:3). При этом филистимляне считали Давида своим ставленником, поскольку в знак своего расположения они преподнесли в дар Давиду ковчег завета, который был ранее захвачен у израильтян и хранился в филистимлянском городе Геф (у некого Аведдара) (2Цар.6:11). Также третьей частью армии Давида командовал Итай — военачальник из того же филистимлянского города Геф, то есть один из трех давидовых маршалов был филистимлянином (2Цар.15:19; 2Цар.18:2).

В Хевроне у Давида родилось 6 сыновей: первенец Амнон, Килав, Авшалом, Адония, Шефатья и Итреам.

Царь в Иерусалиме

Файл:Davids-kingdom.jpg
Различные интерпретации того, что Библия говорит о размерах Израильского царства времён Давида (1000—930 г. до н. э.)

Первым крупным предприятием Давида стала война с иевусеями (2Цар.5:6), в результате которой он захватил Иерусалим и перенес туда столицу своего государства. Давид заключил союз с тирским царем Хирамом, который помог ему построить в Иерусалиме дворец (2Цар.5:11). В новой столице от новых жен у Давида родилось множество сыновей, среди которых был и Шломо (2Цар.5:14).

Религиозная реформа

После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив ковчег завета в скинии на горе Цион (Пс.73:2; Пс.75:3). Израильтяне недоумевали (2Цар.6:20), когда Давид плясал перед Господом (2Цар.6:16), одетый лишь в льняной эфод (2Цар.6:14). Богослужения стали более экзальтированными (Пс.99:2) и музыкальными (1Пар.25:6; Пс.150:3), поскольку стихотворец и музыкант Давид сам сочинял псалмы.

Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников (2Цар.8:17) и включив их в состав государственного аппарата (писцами и судьями — 1Пар.26:29). Богослужения стали проводиться дважды в день (1Пар.23:30), а ротацию священников определял жребий и очередность (1Пар.25:8). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана .

Давид также намеревался построить для Ковчега Божьего дом — Храм. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил слишком много крови (1Пар.22:8). Хотя Давид и не должен был строить Храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Шломо строительные материалы и планы (2Цар.7; 1Пар.17; 22; 28:1 — 29:21). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана болезнь, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простёртым на Иерусалим, — на гумне Орнана (Аравны) иевусея. Тем самым Давиду было указано место, на котором Шломо позже начал строительство Храма (2Цар.24; 2Пар.3:1).

Территориальные приобретения

Объединив Израиль, Давид распространил свою экспансию на сопредельные территории. Так он завоевал Моав (2Цар.8:2). Затем Давид начал победоносную войну против арамеев, чьи полукочевые царства (Цова, Дамаск, Бет-Рехов) располагались на территории Сирии (2Цар.8:6). Сирийский поход вывел Давида к берегам Ефрата и обеспечил ему доступ к богатейшим месторождениям меди (2Цар.8:8). На юге он присоединил Идумею (2Цар.8:14).

С аммонитянами при царе Нахаше отношения были мирными, но его сын Ханун оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авишай разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Рабу.

Царство Давида простиралось от Эцион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Хамата на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населённых филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис.34:2-12; Иез.47:15-20).

Государственное строительство

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давид создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (2Цар.8:16 и след.).

Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар.27:32-34), о чиновниках, управлявших царским имуществом (27:25-31), и о надзирателе за сбором податей (2Цар.20:24). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар.27:16-22) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар.26:29-32). Давид произвёл также всеобщую перепись народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар.27:23 и след.).

Высшим воинским чином обладали главный военачальник, то есть начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, крети и плети (2Цар.20:23), наёмников критского и филистимского происхождения.

Особое положение занимали храбрые Давида — его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторые из них (Иоав, Авишай, Бенаяѓу) заняли впоследствии высшие командные должности (2Цар.23:8-39; 1Пар.11:10 — 12:22; 20:4-8).

Гаваонитяне и Мефивошет

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый долг крови Шаула перед гивонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною»  (2Цар.21:1-14). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Шаула на его семью; сам он не питал к роду Шаула личной ненависти.

В знак этого Давид призвал Мефивошета, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар.9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

Давид и Вирсавия

Файл:Paris psaulter gr139 fol136v.jpg
Пророк Нафан обличает Давида

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Бат-Шева, жена Урии, одного из его храбрых воинов, Давид, несмотря на это, послал за нею.

Бат-Шева была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Бат-Шеваы будет связываться с именем её мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший ещё грех убийства Авнера, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Бат-Шева официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Натана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки, и жёны его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменён, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Бат-Шевой, от которой теперь родился преемник Давида — Шломо (2Цар.11:2 — 12:25).

Закат правления

Файл:King david tomb.jpg
Т. н. «Могила царя Давида»

Старший сын Давида Амнон изнасиловал свою родную сестру Тамар (2Цар.13:14). Давид расстроился, но не стал наказывать своего сына. Видя такую несправедливость, за честь сестры вступился Авшалом и убил своего старшего брата, но, страшась гнева отца, бежал в Гешур (2Цар.13:38), где пробыл три года (970 — 967 год до н. э.). Затем, когда печаль Давида ослабла, Авшалом был прощен и смог возвратиться в Иерусалим. Однако Авшалом окружил себя частной армией и, ощущая свою возросшую популярность среди израильтян, во время религиозной церемонии объявил себя царем (2Цар.19:10). Библия сообщает, что это произошло «по прошествии сорока лет царствования Давида» (2Цар.15:7), то есть практически под самый конец его правления. Поскольку авторитет Давида к этому времени пошатнулся, то он не стал оказывать сопротивление и бежал вместе со своей гвардией из столицы за Иордан. Авшалом начал преследовать своего отца и в лесу Эфраима произошло решающее сражение, вследствие которого Давид смог вернуть себе трон. Однако власть Давида была еще шаткой, поскольку открылся новый мятеж, который возглавил Шева, сын Бихри (2Цар.20:2). Однако Давиду удалось усмирить и этот мятеж, но покой обрести ему все же не удалось. О своих правах на царский трон заявил Адония (3Цар.1:18) — следующий по старшинству сын Давида. Пророк Натан и Бат-Шева настояли, чтобы дряхлеющий Давид передал власть Соломону, что и было сделано (3Цар.2:1; 1Пар.23:1).

Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребён в Иерусалиме (3Цар.2:10-11). Со времён средневековья принята ошибочная локализация могилы Давида на горе Сион, где, согласно христианскому преданию, проходила Тайная вечеря[5].

В еврейской традиции

В еврейской мистике

Образ в искусстве

Сноски и источники

См. также

Литература

  • Пински, Роберт. Жизнь Давида. М., Текст, 2008.

Ссылки

Предшественник:
Иевосфей
Ишбаал
Израильский царь
КЕЭ             1005 — 965 до н. э.

Jewish Encycl.  1047 — 1017 до н. э.
Эрлихман        972 — 961 до н. э.

Преемник:
Соломон
Шломо




Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация