Манефон
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | '''Манефон''' ({{lang-grc|Μανέθων}}; {{lang-la|Manetho}}), точнее '''Манетон из Себеннита''' — [[Древний Египет|древнеегипетский]] историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии [[Династия Птолемеев|Птолемеев]], в конце IV — первой половине III вв. до н. э. | + | '''Манефон''' ({{lang-grc|Μανέθων}}; {{lang-la|Manetho}}), точнее '''Манетон из Себеннита''' — [[Древний Египет|древнеегипетский]] историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии [[Династия Птолемеев|Птолемеев]], в конце IV — первой половине III вв. до н. э. Один из первых писателей-антисемитов. |
== Жизнь и деятельность == | == Жизнь и деятельность == |
Версия 18:05, 8 февраля 2011
Регулярная исправленная статья | |
д-р Арье Ольман
|
|
Манефон (др.-греч. Μανέθων; лат. Manetho), точнее Манетон из Себеннита — древнеегипетский историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV — первой половине III вв. до н. э. Один из первых писателей-антисемитов.
Содержание |
Жизнь и деятельность
Хотя до наших дней не сохранилось многих сведений о жизни Манефона, предположительно, он жил и творил (по В.В. Струве) во времена Птолемея I Сотера (323, формально 305 — 283 до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (285 — 246 до н. э.). Если же учитывать и упоминание о Манефоне в документе 240/241 до н. э., то он мог продолжать свою деятельность и в правление Птолемея III Евергета (246 — 222 до н. э.).
Хотя Манефон был египтянином и занимался египетской историей, писал он на чистом греческом языке. Манефону, помимо знаменитой «Истории Египта», иногда приписывают следующие сочинения, также не дошедшие до нашего времени:
«Священная книга»,
«Эпитомы (сокращенные выписки) по физике» (Φυσικών ἐπιτομή),
«О празденствах» (Περί ἑορτών),
«О древностях и благочестии» (Περί αρχαϊσμού και ευσεβείας),
«О производстве кифи»,
«Против Геродота» (Τά πρός Ἡροδότου),
«Книга Сотис»
и астрологическое сочинение в 6 книгах «Апотелесматика» (Ἀποτελεσματικά).
Вероятно, Манефон был жрецом (ἱερογραμμᾰτεύς) бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа).
«История Египта» и антисемитизм Манефона
Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта — «Историю Египта» («Αἰγυπτιακά») в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.
«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
Среди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.
Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросе о длительности правления гиксосов), Исход евреев Манефон описывал как изгнание гиксосов, нарушая все исторические последовательности. ([1]). Однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.
Манефон - один из первых зафиксированных в истории писателей-антисемитов. Первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, была его "История Египта".
Источники
- Manetho. [Works] / With an Engl. transl. by W. G. Waddell.— London, 1948.— (Loeb Classical Library).
- Манефон. Рассказ… о первой и второй династиях согласно Африкану // Эмери У. Б. Архаический Египет. — СПб.: Нева; Летний сад, 2001.— (Александр. б-ка. Сер.: «Египет»).— С. 308—309.
- Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд.— М., 1986.
- Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона: 1) Пер. А. Пумпянский // Гакармель. — Вильно, 1860; 2) Пер. Я. Израэльсона и Г. Генкеля. СПб., 1895; 3) Пер. А. В. Вдовиченко // Филон Александрийский. Против Флакка. О Посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. М.: Иерусалим, 1994; 4) Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. М.: Иерусалим, 1997. Т. 1.
- Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе.— М., 1994.
- Пасхальная хроника.— СПб., 2004.— [Ч. 1].
- Плутарх. Исида и Осирис.— Киев, 1996.
Литература
- Берлев О. Д. Египет // Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
- Струве В. В. Манефон и его время.— СПб.: Нева; Летний сад, 2003.— 480 с.— (Александр. б-ка. Сер.: «Египет»).
Ссылки
- Манефон — энциклопедическая статья с сайта «Древний Египет».
Примечания