Манефон

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 2: Строка 2:
'''Манефон''' ({{lang-grc|Μανέθων}}; {{lang-la|Manetho}}), точнее '''Манетон из Себеннита''' — [[Древний Египет|древнеегипетский]] историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии [[Династия Птолемеев|Птолемеев]], в конце IV — первой половине III вв. до н. э.
'''Манефон''' ({{lang-grc|Μανέθων}}; {{lang-la|Manetho}}), точнее '''Манетон из Себеннита''' — [[Древний Египет|древнеегипетский]] историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии [[Династия Птолемеев|Птолемеев]], в конце IV — первой половине III вв. до н. э.
-
 
-
'''Один из первых зафиксированных в истории писателей-антисемитов.'''
 
== Жизнь и деятельность ==
== Жизнь и деятельность ==
Строка 28: Строка 26:
Вероятно, Манефон был жрецом (ἱερογραμμᾰτεύς) бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа).
Вероятно, Манефон был жрецом (ἱερογραμμᾰτεύς) бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа).
-
== «История Египта» ==
+
== «История Египта» и антисемитизм Манефона ==
Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта — ''«Историю Египта»'' (''«Αἰγυπτιακά»'') в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.
Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта — ''«Историю Египта»'' (''«Αἰγυπτιακά»'') в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.
-
«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, еоргия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
+
«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — [[Иосиф Флавий|Иосифа Флавия]], Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.
Среди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.
Среди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.
-
Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросе о длительности правления [[гиксосы|гиксосов]]),<ref>[[Исход]] евреев Манефон описывал как изгнание гиксосов, нарушая все исторические последовательности. ([http://www.eleven.co.il/article/11871 Электронная еврейская энциклопедия].)</ref> однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.
+
Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросе о длительности правления [[гиксосы|гиксосов]]), [[Исход]] евреев Манефон описывал как изгнание гиксосов, нарушая все исторические последовательности. (<ref>[http://www.eleven.co.il/article/11871 Электронная еврейская энциклопедия]</ref>). Однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.
-
== Наследие ==
+
Манефон - один из первых зафиксированных в истории писателей-антисемитов. Первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, была его "История Египта".
-
 
+
-
Сведения о Манефоне и его сочинениях дошли до нас через посредство многих древних и средневековых литератур на разных языках (греческом, латинском, армянском, сирийском, арабском, древнерусском, грузинском и даже санскрите). Эти материалы достаточно подробно исследованы в отношении греческой и латинской традиции, и большей части армянской. Но до сих пор остаются совершенно не исследованными сведения о Манефоне других восточных христианских и мусульманских писателей.
+
-
 
+
-
Сведениями Манефона пользовались многочисленные историки древности и средневековья практически во всех мировых культурах.
+
== Источники ==
== Источники ==
Строка 66: Строка 60:
{{Примечания}}
{{Примечания}}
-
{{WikiCopyRight}}
+
[[Категория:Антисемитизм]]
-
 
+
[[Категория:Древняя история евреев]]
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Версия 18:04, 8 февраля 2011



Манефон (др.-греч. Μανέθων; лат. Manetho), точнее Манетон из Себеннитадревнеегипетский историк и жрец из города Себеннита в египетской Дельте, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV — первой половине III вв. до н. э.

Содержание

Жизнь и деятельность

Хотя до наших дней не сохранилось многих сведений о жизни Манефона, предположительно, он жил и творил (по В.В. Струве) во времена Птолемея I Сотера (323, формально 305 — 283 до н. э.) и Птолемея II Филадельфа (285 — 246 до н. э.). Если же учитывать и упоминание о Манефоне в документе 240/241 до н. э., то он мог продолжать свою деятельность и в правление Птолемея III Евергета (246 — 222 до н. э.).

Хотя Манефон был египтянином и занимался египетской историей, писал он на чистом греческом языке. Манефону, помимо знаменитой «Истории Египта», иногда приписывают следующие сочинения, также не дошедшие до нашего времени:

«Священная книга»,

«Эпитомы (сокращенные выписки) по физике» (Φυσικών ἐπιτομή),

«О празденствах» (Περί ἑορτών),

«О древностях и благочестии» (Περί αρχαϊσμού και ευσεβείας),

«О производстве кифи»,

«Против Геродота» (Τά πρός Ἡροδότου),

«Книга Сотис»

и астрологическое сочинение в 6 книгах «Апотелесматика» (Ἀποτελεσματικά).

Вероятно, Манефон был жрецом (ἱερογραμμᾰτεύς) бога Ра в Гелиополе. Сохранились упоминания, что Манефон был одним из главных основателей и первых служителей культа Сераписа (синкретического эллинистического божества, соединявшего Осириса и Аписа).

«История Египта» и антисемитизм Манефона

Манефон является единственным известным нам древнеегипетским автором, составившим полноценный исторический труд по истории Древнего Египта — «Историю Египта» («Αἰγυπτιακά») в трёх книгах. Труд Манефона принято считать историческим в современном смысле слова (в отличие от более ранних исторических летописей Древнего Египта типа «Анналов Тутмоса III», которые не делали выводов или умозаключений, а всего лишь констатировали события), написанным по образцу «Истории» Геродота.

«История Египта», сохранившаяся до нашего времени только в цитатах других древних авторов — Иосифа Флавия, Секста Иулия Африкана, Евсебия Памфила Кесарейского, Иоанна Малалы, Георгия Синкелла и других, является весьма ценным источником для египтологов, на который часто ссылаются в вопросах корректировки хронологии правления фараонов.

Среди прочих заслуг этого труда следует отметить, что в нём впервые вся история Древнего Египта была разделена на периоды Древнего, Среднего и Нового царств (что соответствует 1-му, 2-му и 3-му томам «Истории Египта» Манефона). Хотя деление Манефоном истории Египта было весьма условным (так как он включал в каждый период по 10 династий фараонов без учёта конкретных исторических тенденций и реалий), но в слегка видоизменённом виде эта традиция сохранилась и до нашего времени. Кроме того, само понятие «древнеегипетская династия» было введено Манефоном для обозначения ряда правителей, правивших последовательно и состоявших в родстве.

Современные исследователи не всегда доверяют источникам, цитирующим Манефона (в частности, в вопросе о длительности правления гиксосов), Исход евреев Манефон описывал как изгнание гиксосов, нарушая все исторические последовательности. ([1]). Однако всё же считается, что жрец-историк пользовался достоверными древнеегипетскими источниками из царских и храмовых архивов, в частности, царскими списками.

Манефон - один из первых зафиксированных в истории писателей-антисемитов. Первым литературным источником, в котором вражда к евреям представлена как одно из проявлений борьбы между цивилизованным миром и варварством, была его "История Египта".

Источники

  • Manetho. [Works] / With an Engl. transl. by W. G. Waddell.— London, 1948.— (Loeb Classical Library).
  • Манефон. Рассказ… о первой и второй династиях согласно Африкану // Эмери У. Б. Архаический Египет. — СПб.: Нева; Летний сад, 2001.— (Александр. б-ка. Сер.: «Египет»).— С. 308—309.
  • Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2-е изд.— М., 1986.
  • Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона: 1) Пер. А. Пумпянский // Гакармель. — Вильно, 1860; 2) Пер. Я. Израэльсона и Г. Генкеля. СПб., 1895; 3) Пер. А. В. Вдовиченко // Филон Александрийский. Против Флакка. О Посольстве к Гаю; Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. М.: Иерусалим, 1994; 4) Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. М.: Иерусалим, 1997. Т. 1.
  • Истрин В. М. Хроника Иоанна Малалы в славянском переводе.— М., 1994.
  • Пасхальная хроника.— СПб., 2004.— [Ч. 1].
  • Плутарх. Исида и Осирис.— Киев, 1996.

Литература

  • Берлев О. Д. Египет // Источниковедение истории Древнего Востока. М., 1984.
  • Струве В. В. Манефон и его время.— СПб.: Нева; Летний сад, 2003.— 480 с.— (Александр. б-ка. Сер.: «Египет»).

Ссылки

Примечания

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация