Сотворение мира

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}Сотворение мира, [[Кафедральный собор Монреале, мозаи…»)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}[[Файл:Monreale creation earth.jpg|thumb|300px||Сотворение мира, [[Кафедральный собор Монреале]], мозаика, XII в.]]
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
-
''В этой статье описываются религиозные представления о сотворении мира. О научной теории происхождения Земли см. [[Земля#История Земли|История Земли]]. О теориях возникновения Вселенной см [[Происхождение вселенной]].''
+
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  = 1
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}  {{Начало_работы}}
-
'''Сотворение мира''' — группа [[Космогонические мифы|космогонических мифов]] и [[Предание|преданий]] в [[мифология]]х и [[религия]]х, особенностью которых является наличие [[демиург]]а или [[Творец|бога-творца]], действия или воля которого являются причиной и движущей силой последовательной цепи актов творения.
 
-
 
-
Термин «сотворение мира» [[антоним]]ичен по отношению к термину «[[Происхождение вселенной]]», используемому в современных [[Естественные науки|естественных науках]]. Это касается как антонимии «[[сотворение]]» — «[[происхождение]]», так и противопоставления неопределённо-[[Архаизм|архаичного]] термина «[[мир]]» [[Космология|космологическому]] [[термин]]у «[[Вселенная]]».
 
-
 
-
== Древние религии и мифы ==
 
-
В большинстве мифологий имеются общие сюжеты о происхождении всего сущего: выделении элементов порядка из изначального [[хаос]]а, разъединении материнских и отцовских [[бог]]ов, возникновении суши из [[океан]]а, бесконечного и безвременного, и т. д.
 
-
 
-
В [[Космогонические мифы|космогонических]] (о происхождении мира) и [[Антропогонические мифы|антропогонических]] (о происхождении человека) мифах выделяется группа сюжетов о сотворении — сотворении мира как земли или вселенной, сотворении мира животного и растительного, сотворении человека, описывающие их происхождение в качестве произвольного акта «сотворения» со стороны высшего существа.
 
-
 
-
=== Мифы Древнего Египта ===
 
-
[[Файл:Sun god Ra.svg|thumb|right|100px|[[Ра]], бог [[солнце|солнца]] в [[Древний Египет|древнеегипетской]] мифологии.]]
 
-
{{main|Мифы Древнего Египта}}
 
-
[[Нун]] Хаос родил [[Ра (бог)|Ра]] (Солнце, отождествляли с [[Амон]]ом и [[Птах]]ом) Ра произвёл из себя богов [[Шу (божество)|Шу]] (Воздух) и [[Тефнут]] (Вода), от которых родилась новая пара, [[Геб]] (Земля) и [[Нут (мифология)|Нут]] (Небо) ставшие родителями [[Осирис]]а (Рождение), [[Исида (мифология)|Исиды]] (Возрождение), [[Сет (мифология)|Сета]] (Пустыня) и [[Нептида|Нептиды]], [[Хор]] и [[Хатхор]].
 
-
 
-
=== Мифы Древней Греции ===
 
-
{{main|Мифы Древней Греции}}
 
-
[[Файл:Statue of Zeus.jpg|thumb|left|150px|[[Зевс]], один из главных богов древнегреческого пантеона.]]
 
-
Сначала существовал [[Хаос]].
 
-
 
-
Боги, появившиеся из Неба — [[Гея]] (Земля), [[Эрот|Эрос]] (Любовь), [[Тартар]] (Бездна), [[Эреб]] (Мрак) и [[Никта]] (Ночь), боги, появившиеся от Геи — [[Уран (мифология)|Уран]] (Небо) и [[Понт]] (Море).
 
-
 
-
Первые Боги породили [[Титаны|Титанов]].
 
-
 
-
=== Мифы Междуречья ===
 
-
{{main|Шумеро-аккадская мифология}}
 
-
 
-
Согласно [[шумер]]о-[[аккад]]скому [[космогония|космогоническому]] [[эпос]]у «[[Энума элиш]]», [[Тиамат]] смешала свои воды с [[Апсу]], тем самым дав начало миру.
 
-
 
-
Слова [[Апсу]] и [[Тиамат]] имеют двойственное значение. В мифологии под ними понимали имена богов, но при написании этих слов в «Энума элиш» отсутствует [[детерминатив]] ''DINGIR'', означающий «божество», так что, в этом контексте их следует считать скорее природным элементами или стихиями, чем богами.{{Нет АИ|18|05|2009}}
 
-
 
-
=== Зороастризм ===
 
-
По концепции мироздания [[зороастризм]]а, мир существует на протяжении 12 тысяч лет. Вся его история условно делится на четыре периода, в каждом по 3 тыс. лет. Первый период — предсуществование вещей и идей. На этой стадии небесного творения уже существовали прообразы всего, что позднее было создано на Земле. Это состояние мира называется Менок («невидимый» или «духовный»). Вторым периодом считается сотворение тварного мира, то есть реального, зримого, населённого «тварями». Ахура-Мазда создаёт небо, звёзды, Луну, Солнце, первочеловека и первобыка. За сферой Солнца находится обиталище самого Ахура-Мазды. Однако одновременно начинает действовать [[Ахриман]]. Он вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека [[Гайомарт]]а и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела. Чтобы нейтрализовать действия «вредных» планет, Ахура-Мазда к каждой планете приставляет своих духов. Третий период существования мироздания охватывает время до появления пророка [[Зороастр]]а. В этот период действуют мифологические герои [[Авеста|Авесты]]: царь золотого века — Йима Сияющий, в царстве которого нет ни жары, ни холода, ни старости, ни зависти — творения дэвов. Этот царь спасает людей и скот от Потопа, построив для них специальное убежище. В числе праведных этого времени упоминается и правитель некой области Виштаспа, покровитель Зороастра. На протяжении последнего, четвёртого периода (после Зороастра) в каждом тысячелетии людям должны являться три Спасителя, предстающие сыновьями Зороастра. Последний из них, Спаситель Саошьянт, решит судьбу мира и человечества. Он воскресит мёртвых, уничтожит зло и победит Ахримана, после чего наступит очищение мира «потоком расплавленного металла», а всё что останется после этого, обретёт вечную жизнь.
 
-
 
-
=== Древний Китай ===
 
-
Согласно мифам, вся история Китая была разделена на десять периодов, и в каждый из них люди делали новые усовершенствования и постепенно улучшали свою жизнь.
 
-
В Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире. Известный китайский знак [[инь и ян]] — это самый распространённый символ в [[Китай|Китае]]. Один из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во [[II век до н. э.|II веке до н. э.]] Из него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором постепенно сами собой сформировались два начала — Инь (мрачный) и Ян (светлый), установившие восемь главных направлений мирового пространства. После установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь — землёй. Самыми ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие словесность — вэнь (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как изображение человека с татуировкой ([[иероглиф]]). К [[VI в. до н. э.]] понятие вэнь приобрело значение — слово. Первыми появились книги [[конфуцианство|конфуцианского]] канона: Книга перемен — [[Ицзин]], Книга истории — [[Шу цзин]], Книга песен — [[Ши цзин]] XI—VII вв. до н. э. Также появились и обрядовые книги: Книга ритуала — [[Ли цзи]], Записи о музыке — [[Юэ цзи]]; летописи [[царство Лу|царства Лу]]: Весна и Осень — [[Чунь цю]], Беседы и суждения — [[Лунь юй]]. Список этих и многих других книг был составлен [[Бань Гу]] (32-92 гг. н. э.). В книгу История [[династия Хань|династии Хань]] он записал всю литературу прошлого и своего времени. В I—II вв. н. э. один из ярких сборников был Изборник — Девятнадцать древних стихотворений. Стихи эти подчинены одной главной мысли — быстротечности краткого мига жизни. В обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: Небо и земля жили в смеси — хаосе, подобно содержимому куриного яйца: [[Пань-гу]] жил в середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда Род был в яйце). Он является одним из самых древних мифов.
 
-
Долгое время в мире господствовал хаос, говорили китайцы, в нём ничего нельзя было различить. Затем в этом хаосе выделились две силы: Свет и Тьма, а из них образовались небо и земля. И в это время появился первый человек — Паньгу. Был он огромен и жил очень долго. Когда же он умер, из его тела образовались природа и человек. Его дыхание превратилось в ветер и облака, голос его стал громом, левый глаз — солнцем, правый — луной. Из тела Паньгу образовалась земля. Руки его, ноги и туловище превратились в четыре страны света и пять главных гор, а пот на его теле стал дождём. Кровь потекла по земле реками, мускулы легли земной почвой, волосы превратились в травы и деревья. Из зубов его и костей образовались простые камни и металлы, из мозга — жемчуг и драгоценные камни. А черви на его теле сделались людьми.
 
-
Существует и другое предание о появлении человека. В нём рассказывается, что женщина по имени Нюйва вылепила людей из жёлтой земли. Нюйва также участвовала в мироздании. Однажды один жестокий и честолюбивый человек по имени Гунгун взбунтовался и стал заливать водой её владения. Против него Нюйва отправила войско, и мятежник был убит. Но перед смертью Гунгун ударился головой о гору, и от этого толчка обвалился один из углов земли, обрушились столбы, державшие небо. Всё на земле пришло в смятение, и Нюйва занялась наведением порядка. У гигантской черепахи она отрубила ноги и подперла ими землю, чтобы восстановить её равновесие. Она собрала множество разноцветных камней, разожгла огромный костёр и, когда камни расплавились, зачинила этим сплавом зияющее отверстие в небесном своде. Когда костёр потух, она собрала пепел и построила из него плотины, прекратившие разлив воды. В результате её огромных трудов на земле снова воцарились мир и благополучие. Однако с тех пор все реки текут в одном направлении — на восток; так объясняли себе древние китайцы эту особенность рек в Китае.
 
-
В мифах о Паньгу и Нюйва мы находим древнейшие представления китайцев о происхождении мира и людей. В рассказе о том, как Нюйва строила плотины и прекратила разливы рек, отразилась борьба людей с наводнениями, которую приходилось вести людям уже в глубокой древности.
 
-
 
-
== Современные религии ==
 
-
=== [[Авраамические религии]] ===
 
-
{{main|Сотворение мира в Библии}}
 
-
 
-
==== Иудаизм ====
 
{{цитата|«Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» ([[Талмуд]], Хагига 12а)}}
{{цитата|«Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» ([[Талмуд]], Хагига 12а)}}
{{ВЗ|Словом Бога сотворены небеса|Пс|33:6}}
{{ВЗ|Словом Бога сотворены небеса|Пс|33:6}}
Строка 52: Строка 18:
{{цитата|«Десятью речениями создан мир» ([[Мишна]], Авот 5:1)}}
{{цитата|«Десятью речениями создан мир» ([[Мишна]], Авот 5:1)}}
-
==== Христианство ====
+
{{main|Космогония}}
-
[[Файл:Brueghel Jan II God creating.jpg|thumb|400px||[[Ян Брейгель Младший]], «Бог создаёт Солнце, Луну и звёзды»]]
+
-
 
+
-
Центральной [[догма|догмой]] творения в христианстве является {{lang-la|Creatio ex Nihilo}} — «сотворение из ничего», в которой Создателем, вызвавшим всё сущее из небытия, выступает Бог в своём волевом акте {{lang-la|productio totius substantiâ ex nihilo sui et subjecti}} — переведя всё сущее из состояния небытия в состояние бытия. Эта вера нашла первое свое выражение в Библии, во Второй книге [[Маккавеи|Маккавеев]], где мать, увещевая сына идти на [[Семь святых мучеников Маккавеев|мученичество]], говорит: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий.» ([http://days.pravoslavie.ru/Bible/B_2_mak7.htm 2 Мак. 7, 28]). Бог при этом выступает и первичной причиной существования мира.<ref>[http://www.bible-center.ru/article/sixdays А. В. Лакирев «Шестоднев и современная апологетика».]</ref>. В то же время [[Бог]] не обязан был творить мир, для Божественного существа оно не обусловлено никакой «внутренней необходимостью». Это был Его свободный выбор, дарственный акт Бога «от преизбытка любви».
+
-
+
-
[[Файл:God the Geometer.jpg|thumb|250px|]]
+
-
Процесс сотворения мира описан в первых трёх главах первой книги [[Библия|Библии]] — [[Книга Бытие|книге Бытия]].<ref>[http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=ge+1 Первая глава книги Бытия, «Библия-Центр»]</ref> Подавляющее большинство христиан верят, что в событиях первой главы Бытия участвовали все три лица ([[Ипостась|ипостаси]]) [[Троица|Святой Троицы]]: [[Бог Отец]], не воплотившийся ещё [[Иисус Христос|Христос]] (Бог Слово) и [[Святой Дух|Бог Дух Святой]] — усматривая в употреблённом древнееврейском слове [[Элохим|Элохим (אלהים)]] множественное число, а также опираясь на слова евангелиста [[Иоанн Богослов|Иоанна Богослова]] ([http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=joh+1#joh1_3 Ин 1:3]). [[Апологет (христианство)|Христианские апологеты]] и [[Отцы Церкви]] первого тысячелетия настойчиво повторяют, что «сотворение не есть то же, что рождение». Так святой [[Иоанн Дамаскин]] противопоставляет творение вселенной рождению Бога Сына, так как творение «из ничего» есть акт Божественной воли. «Поскольку рождение, — говорит он, — есть действие природное и исходит из самой сущности Бога, оно должно быть безначальным и превечным, иначе рождение вызывало бы изменение, был бы Бог „до“ и Бог „после“ рождения. Бог умножался бы.» <ref>[http://www.psylib.ukrweb.net/books/lossv02/txt06.htm В. Н. Лосский Догматическое богословие]</ref>
+
-
Все люди сотворены через двух конкретных людей — [[Адам]]а и [[Ева|Еву]], и никаких других предков у человека нет. Мир был сотворён послушным человеку, гармоничным, осмысленным, как говорит Библия, «хорошо весьма» ([http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=ge+1#ge1_31 Быт 1:31]). Несоответствие с действительностью и очевидностью истории объясняется в христианстве тем, что Бог даровал сотворённым ангелам и человеку свободу, которую они использовали во зло ([http://www.bible-center.ru/bibletext?cont=synnew_ru&txt=ge+3 Быт 3:1-6]).
+
-
 
+
-
В [[католицизм]]е первые главы Бытия понимаются не как буквальное описание процесса творения, а разрешается рассматривать их как аллегорию. Традиционные [[Лютеранство|лютеране]] также не воспринимают первую главу Бытия буквально. Некоторые из [[Православие|Православных]] богословов<ref>[http://kuraev.ru/index.php?option=com_remository&Itemid=54&func=fileinfo&id=12 диакон Андрей Кураев, «Может ли православный быть эволюционистом?»]</ref>, опираясь на [[Экзегетика|библейскую герменевтику]] и собственную теорию, предписывают понимать здесь под «днём» (евр. «йом») некоторый возможно очень продолжительный смысловой этап творения вселенной.<ref>[http://www.wco.ru/biblio/books/stephan1/Main.htm протоиерей Стефан Ляшевский, «Библия и наука о сотворении мира».]</ref>
+
-
 
+
-
В современных фундаменталистских и радикально-консервативных течениях в протестантизме и православии богословы настаивают на буквальном понимании первых глав книги Бытия: творения мира за 6 дней.<ref>[http://creation.xpictoc.com/?page_id=4 Сотворение мира или теория эволюции]</ref><ref>[http://www.bogoblog.ru/tags/kent-hovind Теория Кента Ховинда]</ref><ref>[http://www.shestodnev.ru/ Миссионерско-просветительский центр «Шестодневъ»]</ref><ref>[http://www.biblicaldiscovery.info/index.php?option=com_content&task=view&id=48&Itemid=35/ Научно-популярный интеренет-журнал «Библейское открытие»]</ref><ref>[http://www.creationism.org/russian/index.htm Портал www.creationism.org]</ref>
+
-
 
+
-
==== Ислам ====
+
-
Сотворение мира в [[Коран]]е описывается несколько не так, как в Библии. [[Ислам]] не отвергает идею еженедельного праздничного дня, который как известно, обосновывается в Библии сообщением, что Господь Бог отдыхал в этот седьмой день от трудов по миросотворению, но праздничным днём считается пятница.
+
-
 
+
-
''«Господь твой — Аллах, сотворивший небеса и землю в шесть дней».'' «Аль А’раф» (7:54)
+
-
По мнению современных исследователей Корана, слово «айам», один из переводов которого — «дни», следует толковать как обозначение длительного периода времени, эпохи, а не как «день» (двадцать четыре часа)
+
-
 
+
-
''«Откровение от Того, кто сотворил землю и небеса»''. «Таха» (20:4)
+
-
Cоздание небес до земли и земли до небес, здесь речь идёт о Творении вообще
+
-
 
+
-
''«И Аллах взошёл к небу, которое было как дым»'' «Фусилат» (41:11)
+
-
''«Разве неверные не видят, что небеса и земля были соединёнными, а потом Мы их разделили?»'' «Аль-Анбия» (21:30)
+
-
Cоздание единой газообразной массы (дурхан), элементы которой, хотя и соединённые вначале (ратг), затем становятся отдельными элементами (фатг).
+
-
 
+
-
''«Он сотворил день, ночь, солнце и луну. Они движутся по своему круговому пути».'' «Аль-Анбия» (21:33)
+
-
Библия говорит о Солнце и Луне как двух светилах — для управления днём и управления ночью, а Коран различает их употреблением разных эпитетов: свет (нур) о Луне и факел (сирадж) о Солнце.
+
-
 
+
-
=== Религии Южной и Восточной Азии ===
+
-
 
+
-
==== Индуизм ====
+
-
В [[индуизм]]е существует как минимум три версии возникновения мира: 1) из «космического яйца»; 2) из «первичного тепла»; 3) из жертвы первочеловека [[Пуруша|Пуруши]] самому себе (из частей его тела). В [[Ригведа|Ригведе]], кроме того, упоминается некий космический половой акт. Согласно автору «Гимна о сотворении мира»:
+
-
 
+
-
{{цитата|
+
-
''Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.''
+
-
 
+
-
''Не было признака дня или ночи.''
+
-
 
+
-
''Дышало, не колебля воздуха, по своему закону''
+
-
 
+
-
''Нечто Одно, И не было ничего другого, кроме него.''
+
-
 
+
-
''Оплодотворители были. Силы растяжения были.''
+
-
 
+
-
''Порыв внизу. Удовлетворение наверху.''
+
-
 
+
-
''Откуда это творение появилось:''
+
-
 
+
-
''Может, само создало себя, может, нет —''
+
-
 
+
-
''Тот, кто надзирает над этим миром на высшем небе,''
+
-
 
+
-
''Только он знает. А может быть, и он не знает?''
+
-
}}
+
-
 
+
-
==== Сикхизм ====
+
-
[[Сикхизм]] — религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но отличающаяся от них и не признающая преемственности.
+
-
Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно.
+
-
 
+
-
Бог рассматривается с двух сторон — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). До Творения Бог существовал как Абсолют сам по себе, но в процессе Творения он выразил себя. До Творения не было ничего — ни рая, ни ада, ни трёх миров — только Бесформенное. Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл свое выражение через Имя, и через Имя появилась [[Природа]], в которой Бог растворен и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как [[Любовь]].
+
-
 
+
-
==== Буддизм ====
+
-
{{раздел не написан}}
+
-
 
+
-
Важнейшая истина буддизма: ''нас на самом деле не существует''.
+
-
 
+
-
==== Джайнизм ====
+
-
Джайнская мифология содержит подробные сведения о строении мира. Согласно ей, Вселенная включает мир и немир; последний недоступен для проникновения и познания. Мир, по представлениям джайнов делится на высший, средний и низший и весь он состоит из трёх как бы усечённых конусов. В джайнской мифологии подробно описываются строения каждого из миров и те, кто их населяет: растения, животные, люди, обитатели ада, огромное число божеств. Низший мир, состоящий из семи слоёв, наполнен смрадом и нечистотами. В некоторых слоях находятся обитатели ада, страдающие от истязаний; в других — омерзительные существа чёрного цвета, похожие на безобразных птиц, бесполые, постоянно терзающие друг друга. Средний мир состоит из океанов, континетов, островов. Там есть горы (некоторые из золота и серебра), рощи со сказочными деревьями, пруды, покрытые цветущими лотосами; дворцы, стены и решётки которых усыпаны драгоценными камнями. В преданиях встречаются описания скал, на которых стоят троны, предназначенные для посвящения тиртханкаров. Некоторые острова принадлежат лунным, солнечным и другим божествам. В центре среднего мира возвышается мировая гора, так называемая Мандара. Высший мир состоит из 10 (у шветамбаров) или 11 (у дигамбаров) слоёв. Каждый слой делится на подслои, населённые многочисленными божествами; часто их имена только упоминаются и не даётся никакого описания. В самой верхней части, в особой обители Сиддхакшетре (высшей точке Вселенной), пребывают сиддхи — освободившиеся души. В джайнизме имеется огромное число божеств, которые отличаются друг от друга социальным положением: одни имеют силу слуг, воинов, советников; другие по описаниям напоминают земных парий, самых бесправных и беднейших из людей. В зависимости от занимаемого положения божества обитают в высшем, среднем или низших мирах. В разных царствах высшего мира происходит перерождение людей и животных. По истечении срока божественного существа они могут возвратится в своё прошлое состояние.
+
-
 
+
-
==== Даосизм ====
+
-
Согласно концепции [[даосизм]]а, сотворение Вселенной происходит в результате нескольких простых принципов и этапов. В начале была пустота — У-цзи, неизвестное. Из вакуума образуются две основные формы или процесса энергии: [[Инь и Ян]]. Комбинация и взаимодействие Инь и Ян образуют [[Ци (энергия)|ци]] — энергию (или колебания) и в конечном счёте всё, что существует.
+
-
 
+
-
== Отдельные мифы о сотворении мира ==
+
-
* [[Австралийские аборигены/Сотворение мира]]
+
-
* [[Айну/Сотворение мира]]
+
-
* [[Апачи/Сотворение мира]]
+
-
* [[Банту/Сотворение мира]]
+
-
* [[Вьеты/Сотворение мира]]
+
-
* [[Гавайцы/Сотворение мира]]
+
-
* [[Зулусы/Сотворение мира]]
+
-
* [[Инка/Сотворение мира]]
+
-
* [[Ирокезы/Сотворение мира]]
+
-
* [[Йоруба/Сотворение мира]]
+
-
* [[Лакота/Сотворение мира]]
+
-
* [[Майя/Сотворение мира]]
+
-
* [[Мандинка/Сотворение мира]]
+
-
* [[Манси/Сотворение мира]]
+
-
* [[Маори/Сотворение мира]]
+
-
* [[Масаи/Сотворение мира]]
+
-
* [[Мяо/Сотворение мира]]
+
-
* [[Навахо/Сотворение мира]]
+
-
* [[Оджибва/Сотворение мира]]
+
-
* [[Ороки/Сотворение мира]]
+
-
* [[Полинезийцы/Сотворение мира]]
+
-
* [[Семинолы/Сотворение мира]]
+
-
* [[Скандинавы/Сотворение мира]]
+
-
* [[Славяне/Сотворение мира]]
+
-
* [[Хопи/Сотворение мира]]
+
-
* [[Чероки/Сотворение мира]]
+
-
* [[Чокто/Сотворение мира]]
+
-
* [[Чукчи/Сотворение мира]]
+
-
* [[Эскимосы/Сотворение мира]]
+
-
* [[Японцы/Сотворение мира]]
+
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 163: Строка 26:
* [[Дата сотворения мира]]
* [[Дата сотворения мира]]
* [[Космогония]]
* [[Космогония]]
-
* [[Вселенная]]
 
-
* [[Возраст Вселенной]]
 
-
* [[Возраст Земли]]
 
-
* [[Конец света]]
 
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
 
-
=== Сотворение мира в музыке ===
 
-
* [http://www.youtube.com/user/RISHADmelodySHAFI#p/c/ED17737D4A6212F4 "Сотворение мира 2000" Р.Шафи]
 
-
* [http://www.youtube.com/user/RISHADmelodySHAFI#p/c/288E089F4AE47CBA "Сотворение мира 2009" Р.Шафи]
 
=== Библейский креационизм (на русском) ===
=== Библейский креационизм (на русском) ===
Строка 183: Строка 38:
* [http://www.creationofuniverse.com/ «Коран и Земля» — исламский взгляд на сотворение мира]
* [http://www.creationofuniverse.com/ «Коран и Земля» — исламский взгляд на сотворение мира]
* [http://www.rationalrevolution.net/articles/understanding_evolution.htm «Понимая эволюцию: история, теория, доказательства и выводы» — различные теории возникновения вселенной]
* [http://www.rationalrevolution.net/articles/understanding_evolution.htm «Понимая эволюцию: история, теория, доказательства и выводы» — различные теории возникновения вселенной]
-
* [http://www.wsu.edu:8080/~wldciv/world_civ_reader/world_civ_reader_1/kojiki.html Японский миф о сотворении мира]
+
[[Категория:Идеи иудаизма]]
-
* [http://www.pitt.edu/~dash/creation.html Древнескандинавские представления о сотворении мира]
+
[[Категория:Еврейская философия]]
-
* [http://www.wsu.edu/~delahoyd/creation.populvuh.html Представления индейцев Майя о сотворении мира]
+
-
 
+
-
[[Категория:Космогонические мифы]]
+
-
 
+
-
[[cs:Stvoření]]
+
-
[[da:Skabelse]]
+
-
[[de:Schöpfung]]
+
-
[[en:Creation myth]]
+
-
[[et:Loomismüüdid]]
+
-
[[fa:آفرینش]]
+
-
[[fi:Luomistaru]]
+
-
[[he:בריאת העולם]]
+
-
[[hr:Mitovi o stvaranju]]
+
-
[[id:Mitos penciptaan]]
+
-
[[it:Creazione (teologia)]]
+
-
[[ja:創造神話]]
+
-
[[ka:მითები სამყაროს შექმნის შესახებ]]
+
-
[[lt:Kosmogoninis mitas]]
+
-
[[nl:Schepping]]
+
-
[[no:Skapelsesmyte]]
+
-
[[pl:Stworzenie świata]]
+
-
[[ro:Mitul creaţiei]]
+
-
[[sq:Krijimi (teologji)]]
+
-
[[sv:Skapelseberättelse]]
+
-
[[zh:創世神話]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 07:52, 7 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



« «Десять вещей были созданны в первый день. Вот они: небо и земля, смятение и пустота, свет и тьма, дух и вода, свойство дня и свойство ночи» (Талмуд, Хагига 12а) »
« Словом Бога сотворены небеса
»
« «Тот, Кто сказал, — и возник мир» »
« «Десятью речениями создан мир» (Мишна, Авот 5:1) »
Основная статья: Космогония

Содержание

Примечания

См. также

  • Дата сотворения мира
  • Космогония

Ссылки

Библейский креационизм (на русском)

На английском языке

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация