Комментарий к Мишне (Маймонид)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Лембрик (Обсуждение | вклад)
Лембрик (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Маймонид» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
== Причины и время создания комментария к Мишне ==
+
<h2>Причины&#160;и время&#160;создания комментария к Мишне</h2>
 +
<p><span style="font-size: 11pt">В 1168 году, спустя три года после прибытия в Египет, в возрасте тридцати лет, РаМБаМ закончил свою первую обширную работу, над которой он трудился с двадцатитрехлетнего возраста. В основу этого труда легла Мишна – законодательное ядро Устной Торы.</span></p>
 +
<p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">В результате гонений еврейское население мусульманских стран столкнулось с проблемой безграмотности и отхода от традиции отцов. Раби Моше ясно осознавал отсутствие у арабоязычных евреев навыков изучения и извлечения закона непосредственно из текста Талмуда, поэтому его труд был написан в виде комментария на Мишну́ на доступном его соплеменникам арабском языке. Эту работу РаМБаМ назвал «Освещение». На иврите она также известна под названием «</span><span style="font-size: 11pt" dir="rtl">המאור</span><span style="font-size: 11pt">» - «а-Мао́р» - «Светоч».&#160;</span></p>
 +
<p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">Комментарий на Мишну́ Маймонид снабдил предисловием, в котором он детально повествует о возникновении и развитии Устной Торы, вплоть до первой записи во</span> <span style="font-size: 11pt">II</span> <span style="font-size: 11pt">-</span> <span style="font-size: 11pt">III</span> <span style="font-size: 11pt">вв. н. э. Там же РаМБаМ дает обзор комментариев к Мишне́, созданных последующими учителями Вавилона и Израиля, благодаря которым этот комплексный труд нашел отражение в Вавилонском и Иерусалимском Талму́дах. В конце предисловия Раби Моше раскрывает цели и задачи своего комментария.</span></p>
 +
<h2>О пользе комментария</h2>
 +
<p><span style="font-size: 11pt">Маймонид возлагал большие надежды на свой труд, который, по его мнению, должен был принести изучающему четыре пользы:</span></p>
 +
<ol>
 +
<li><span style="font-size: 11pt">Упорядочивание понимания Мишны. Текст Мишны не всегда понятен без талмудического комментария к ней, где прения сторон по тем или иным вопросам, упомянутых в Мишне, порой затягивались на несколько страниц, запомнить которые читатель был не в состоянии. Люди нуждались в четкой и ясной формулировке Мишны, что и сделал Раби Моше Бен Маймон, прокомментировав Мишну.</span></li>
 +
<li><span style="font-size: 11pt">Извлечение закона непосредственно из текста Мишны. Каждый комментарий сопровождался решением, по какому мнению следует поступать.</span></li>
 +
<li><span style="font-size: 11pt">Оказание помощи начинающим. Комментарий к Мишне должен был послужить подспорьем для начинающих талмудистов. Труд РаМБаМа должен был дать обозрение всего Талмуда, который в будущем облегчит процесс серьезного изучения Гемары для ученика.</span></li>
 +
</ol>
 +
<p><span style="font-size: 11pt">Закрепление пройденного материала. Для тех, кто уже изучал Талмуд, этот комментарий позволял иметь пройденный материал «перед глазами».</span></p>
 +
<h2>Структура и стиль комментария</h2>
 +
<p><span style="font-size: 11pt">Один из основополагающих принципов стиля РаМБаМа - это простота и краткость изложения. Раби Моше оставляет исключительно те объяснения, которые были признаны в ходе дискуссии мудрецов Талмуда состоятельными. Будучи крайне расположен к своему читателю, он старается максимально помочь ему разобраться в спорных вопросах, разъяснить и уточнить излагаемый материал, раскрывая причины разногласий между сторонами. Кроме того, Маймонид указал, чьему мнению надо следовать на практике – и все это в соответствии с талмудическим комментарием.</span></p>
 +
<p><span style="font-size: 11pt">Прежде чем приступить к комментированию, Маймонид всегда приводит заглавие Мишны, которую он собирается обсуждать, а затем уже он дает свои пояснения.</span></p>
 +
<h2>Ссылки и источники по статье</h2>
 +
<p>А. Барановский, <a href="http://abi-05042005.narod.ru/">Моше Бен Маймон</a>, Москва 2006</p>
 +
<p>Центр Наследия РаМБаМа в Тверии - מרכז מורשת הרמב"ם</p>
 +
<p>&#160;</p>
-
<span style="font-size: 11pt">В 1168 году, спустя три года после прибытия в Египет, в возрасте тридцати лет, РаМБаМ закончил свою первую обширную работу, над которой он трудился с двадцатитрехлетнего возраста. В основу этого труда легла Мишна – законодательное ядро Устной Торы.</span>
 
-
<p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">В результате гонений еврейское население мусульманских стран столкнулось с проблемой безграмотности и отхода от традиции отцов. Раби Моше ясно осознавал отсутствие у арабоязычных евреев навыков изучения и извлечения закона непосредственно из текста Талмуда, поэтому его труд был написан в виде комментария на Мишну́ на доступном его соплеменникам арабском языке. Эту работу РаМБаМ назвал «Освещение». На иврите она также известна под названием «</span><span style="font-size: 11pt" dir="rtl">המאור</span><span style="font-size: 11pt">» - «а-Мао́р» - «Светоч».&nbsp;</span></p><p style="text-align: justify; unicode-bidi: embed; direction: ltr"><span style="font-size: 11pt">Комментарий на Мишну́ Маймонид снабдил предисловием, в котором он детально повествует о возникновении и развитии Устной Торы, вплоть до первой записи во</span> <span style="font-size: 11pt">II</span> <span style="font-size: 11pt">-</span> <span style="font-size: 11pt">III</span> <span style="font-size: 11pt">вв. н. э. Там же РаМБаМ дает обзор комментариев к Мишне́, созданных последующими учителями Вавилона и Израиля, благодаря которым этот комплексный труд нашел отражение в Вавилонском и Иерусалимском Талму́дах. В конце предисловия Раби Моше раскрывает цели и задачи своего комментария.</span></p>
 
-
== О пользе комментария ==
 
-
<span style="font-size: 11pt">Маймонид возлагал большие надежды на свой труд, который, по его мнению, должен был принести изучающему четыре пользы:</span>
+
[[Категория:Маймонид]]
-
 
+
-
#<span style="font-size: 11pt">Упорядочивание понимания Мишны. Текст Мишны не всегда понятен без талмудического комментария к ней, где прения сторон по тем или иным вопросам, упомянутых в Мишне, порой затягивались на несколько страниц, запомнить которые читатель был не в состоянии. Люди нуждались в четкой и ясной формулировке Мишны, что и сделал Раби Моше Бен Маймон, прокомментировав Мишну.</span>
+
-
#<span style="font-size: 11pt">Извлечение закона непосредственно из текста Мишны. Каждый комментарий сопровождался решением, по какому мнению следует поступать.</span>
+
-
#<span style="font-size: 11pt">Оказание помощи начинающим. Комментарий к Мишне должен был послужить подспорьем для начинающих талмудистов. Труд РаМБаМа должен был дать обозрение всего Талмуда, который в будущем облегчит процесс серьезного изучения Гемары для ученика.</span>
+
-
 
+
-
<span style="font-size: 11pt">Закрепление пройденного материала. Для тех, кто уже изучал Талмуд, этот комментарий позволял иметь пройденный материал «перед глазами».</span>
+
-
 
+
-
== Структура и стиль комментария ==
+
-
 
+
-
<span style="font-size: 11pt">Один из основополагающих принципов стиля РаМБаМа - это простота и краткость изложения. Раби Моше оставляет исключительно те объяснения, которые были признаны в ходе дискуссии мудрецов Талмуда состоятельными. Будучи крайне расположен к своему читателю, он старается максимально помочь ему разобраться в спорных вопросах, разъяснить и уточнить излагаемый материал, раскрывая причины разногласий между сторонами. Кроме того, Маймонид указал, чьему мнению надо следовать на практике – и все это в соответствии с талмудическим комментарием.</span>
+
-
 
+
-
<span style="font-size: 11pt">Прежде чем приступить к комментированию, Маймонид всегда приводит заглавие Мишны, которую он собирается обсуждать, а затем уже он дает свои пояснения.</span>
+
-
 
+
-
== Ссылки и источники по статье ==
+
-
 
+
-
А. Барановский, [http://abi-05042005.narod.ru/ Моше Бен Маймон], Москва 2006
+
-
 
+
-
Центр Наследия РаМБаМа в Тверии - מרכז מורשת הרמב"ם
+
-
 
+
-
&nbsp;
+

Версия 13:19, 6 февраля 2011

Содержание

Причины и время создания комментария к Мишне

В 1168 году, спустя три года после прибытия в Египет, в возрасте тридцати лет, РаМБаМ закончил свою первую обширную работу, над которой он трудился с двадцатитрехлетнего возраста. В основу этого труда легла Мишна – законодательное ядро Устной Торы.

В результате гонений еврейское население мусульманских стран столкнулось с проблемой безграмотности и отхода от традиции отцов. Раби Моше ясно осознавал отсутствие у арабоязычных евреев навыков изучения и извлечения закона непосредственно из текста Талмуда, поэтому его труд был написан в виде комментария на Мишну́ на доступном его соплеменникам арабском языке. Эту работу РаМБаМ назвал «Освещение». На иврите она также известна под названием «המאור» - «а-Мао́р» - «Светоч». 

Комментарий на Мишну́ Маймонид снабдил предисловием, в котором он детально повествует о возникновении и развитии Устной Торы, вплоть до первой записи во II - III вв. н. э. Там же РаМБаМ дает обзор комментариев к Мишне́, созданных последующими учителями Вавилона и Израиля, благодаря которым этот комплексный труд нашел отражение в Вавилонском и Иерусалимском Талму́дах. В конце предисловия Раби Моше раскрывает цели и задачи своего комментария.

О пользе комментария

Маймонид возлагал большие надежды на свой труд, который, по его мнению, должен был принести изучающему четыре пользы:

  1. Упорядочивание понимания Мишны. Текст Мишны не всегда понятен без талмудического комментария к ней, где прения сторон по тем или иным вопросам, упомянутых в Мишне, порой затягивались на несколько страниц, запомнить которые читатель был не в состоянии. Люди нуждались в четкой и ясной формулировке Мишны, что и сделал Раби Моше Бен Маймон, прокомментировав Мишну.
  2. Извлечение закона непосредственно из текста Мишны. Каждый комментарий сопровождался решением, по какому мнению следует поступать.
  3. Оказание помощи начинающим. Комментарий к Мишне должен был послужить подспорьем для начинающих талмудистов. Труд РаМБаМа должен был дать обозрение всего Талмуда, который в будущем облегчит процесс серьезного изучения Гемары для ученика.

Закрепление пройденного материала. Для тех, кто уже изучал Талмуд, этот комментарий позволял иметь пройденный материал «перед глазами».

Структура и стиль комментария

Один из основополагающих принципов стиля РаМБаМа - это простота и краткость изложения. Раби Моше оставляет исключительно те объяснения, которые были признаны в ходе дискуссии мудрецов Талмуда состоятельными. Будучи крайне расположен к своему читателю, он старается максимально помочь ему разобраться в спорных вопросах, разъяснить и уточнить излагаемый материал, раскрывая причины разногласий между сторонами. Кроме того, Маймонид указал, чьему мнению надо следовать на практике – и все это в соответствии с талмудическим комментарием.

Прежде чем приступить к комментированию, Маймонид всегда приводит заглавие Мишны, которую он собирается обсуждать, а затем уже он дает свои пояснения.

Ссылки и источники по статье

А. Барановский, <a href="http://abi-05042005.narod.ru/">Моше Бен Маймон</a>, Москва 2006

Центр Наследия РаМБаМа в Тверии - מרכז מורשת הרמב"ם

 

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация