Тир
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
(→В средние века) |
м (добавлена категория «История еврейского народа» с помощью HotCat) |
||
Строка 77: | Строка 77: | ||
[[Категория:Библейские места]] | [[Категория:Библейские места]] | ||
+ | [[Категория:История еврейского народа]] | ||
{{WikiCopyRight}} | {{WikiCopyRight}} | ||
{{checked_final}} | {{checked_final}} |
Версия 12:05, 4 февраля 2011
Регулярная статья | |
Тир (от финикийск.צֹר, צוֹר (то же на иврите) «Цор» —скалистый остров) — знаменитый финикийский город, один из древнейших крупных торговых центров. Портовый город на ливанском побережье к югу от Бейрута. В настоящее время — город Сур с населением более 100 тыс. человек.
Содержание |
История
Геродоту говорили местные жрецы, что город их основан XXIII века тому назад, то есть в первой половине XXVIII века до н. э. Учитывая древнеегипетский источник о плавании в Финикию примерно в это время,[1] следует предположить, что эта датировка достоверна.
Город был построен на острове, расположенном в 700 м от берега. В дополнение к северному порту, расположенному в естественном заливе, был построен южный порт в искусственной гавани. На древнейшем известном изображении Тира (ассирийский рельеф времени Салманасара III) город обнесен стеной с высокими башнями и двумя воротами, то есть двумя портами.
Древняя история до эллинистической эпохи
Тир впервые упоминается в египетских документах конца XIX в. до н. э. В амарнских письмах (XIV в. до н. э.) Тир фигурирует как важный и богатый город, царь которого — верный вассал фараона. Князь Тира Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против Сидона и Амореев; его заперли на острове, у него нет ни воды, ни дров. В папирусе Анастаси I (XIV века) Тир упоминается как большой «город в море, к которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем песком».
Примерно в 1200 г. до н. э. Тир, постоянный соперник Сидона, стал ведущим портом Финикии после разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную роль..
К X в. до н. э. Тир основал ряд колоний в западной части Средиземного моря — Утику, Гадер (Гадес; современный Кадис) и Карфаген. Они признавали его гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Тира, была усмирена царём Хирамом I (969—936 до н. э.)
Тир владел Сидоном, и царь Тира носил также титул царя сидонян. Город был славен своим великолепным храмом и искусством своих ремесленников. Хирам, правитель Тира, поддерживал тесные отношения с Соломоном ко взаимной выгоде обоих царств. Так, для строительства Иерусалимского храма Тир поставлял кедровый лес и предоставлял своих ремесленников (I Ц. 5), а моряки обоих государств плавали в Офир на кораблях Шломо (I Ц. 9:27–28). С сооружением огромного каменного волнолома Тир стал одним из важнейших торговых портов во всем Средиземноморье.
После Хирама были смуты, пока не вступил на престол узурпатор Иттобал I, брат Иезавели, шурин Ахава Израильского. При нём Ассурназирпал Ассирийский дошёл в своём походе до Нар-эль-Кельба (876 до н. э.); Тир откупился от него дарами. Иттобал основал Ботрис для защиты от ассирийцев и послал колонию в Ливийскую Авзу.
С усилением Ассирии начался непрекращающийся конфликт между ней и Тиром. Обычно Тиру удавалось откупиться от угрожавших городу ассирийских сил, нередко — после энергичного вооруженного сопротивления (например, после пятилетней осады города войсками Салманасара V). В 701 г. до н. э. Санхерив отделил Сидон от Тира и превратил его в самостоятельное царство.
В 671 г. до н. э. Тир принял участие в ассирийском восстании. Ассирийцам не удалось справиться с Элулаем, который примкнул к коалиции Тахарки и Езекии. Однако победа Асаргадона над Египтом побудила царя Тира, Ба‘ала, подчиниться ассирийской власти. В правление Ашурбанипала расположенная на берегу напротив острова часть Тира (Ушу — в ассирийских источниках, ПалайТИРос — в греческих источниках) и прилегающие к ней территории были превращены в ассирийскую провинцию. В этот период начался упадок Тира.
Во время борьбы Навуходоносора за власть над Сирией Тир был на стороне Египта и Иудеи. Тир отказался признать чужеземное правление. 13-летняя осада города вавилонскими силами, по-видимому, завершилась соглашением. В этот период Карфаген отделился от Тира.
В персидскую эпоху Тир стал частью пятой сатрапии, однако сумел сохранить известную степень автономии. В книге Нехемии упоминаются тирские торговцы в Иерусалиме (Нех. 13:16). В этот период Тир владел практически всей прибрежной полосой Страны Израиля вплоть до Ашкелона (за исключением портового города Дор, находившегося под властью Сидона).
В эллинистическую и римскую эпоху
В отличие от других финикийских городов Тир отказался подчиниться Александру Македонскому. В 332 г. до н. э. тот предпринял кампанию против Тира. Город был взят после девятимесячной осады и постройки насыпи, соединившей остров с материком. Тир был разрушен, а большинство уцелевших жителей продано в рабство. Однако город быстро оправился от разрушения и депопуляции.
До 200 г. до н. э. Тир принадлежал Птолемеевскому Египту, а затем перешел под власть Селевкидской Сирии. В 126 г. до н. э. город вновь обрел независимость. Тир славился производством шелка, стекла и красильным ремеслом.
Во время восстания Маккавеев силы Тира, Сидона и Птолемаиды атаковали повстанцев в Галилее, однако потерпели поражение.
В 53 г. до н. э. Тир подпал под власть Рима. Клеопатра просила Марка Антония передать город ей, однако тот отказался, поскольку Тир обладал статусом вольного города. Согласно Иосифу Флавию, в Тире существовала еврейская община, однако горожане были ярыми врагами евреев (Апион 1:70).
В иудейскую войну Тир был против евреев.
В правление Августа Тир, как и Сидон, потерял свои права. Однако вплоть до византийского периода он продолжал владеть территорией, простиравшейся до реки Иордан, и был богатейшим городом в восточных провинциях Римской империи.
В средние века
В средние века Тир был хорошо укрепленным процветающим городом. Его большая еврейская община отличалась богатством и просвещенностью, что превратило ее в один из важнейших еврейских центров Ближнего Востока. Из материалов Каирской генизы следует, что основным источником доходов тирских евреев в XI–XII вв. было производство и экспорт изделий из стекла.
Тир был одним из центров еврейской учености, поддерживавшим тесные связи с академией Страны Израиля. В 1071 г., когда Иерусалим был захвачен сельджуками, академия была переведена в Тир.
После завоевания Тира [Крестовые походы|крестоносцами] в 1124 г. в городе были основаны итальянские торговые колонии. Евреи города жили в Венецианском квартале, находившемся под прямым управлением Венецианской республики. Попытки иерусалимских королей взять евреев Тира под свою юрисдикцию закончились неудачей.
Биньямин из Туделы, посетивший город во второй половине XII в., нашел в Тире четыреста евреев. Большинство было занято в стекольном производстве, однако были также судовладельцы, занятые в международной торговле. Отсутствие сведений о еврейской общине города в XIII в. позволяет предполагать, что она пришла в упадок. После завоевания Тира мамлюками в 1291 г. еврейская община города прекратила свое существование.
Примечания
- ↑ Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971)
Ссылки и источники
- Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 8, кол. 962–963
- Justinus, Epitome of the Philippic History of Pompeius Trogus, 18.3 — история основания Тира в труде Юстина
- Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 (Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971)
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.