Литература Чертогов ("hейхалот")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
О.Э. (Обсуждение | вклад)
Architect1 (Обсуждение | вклад)
(Сноски)
 
(9 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
'''Литература Чертогов ("hейхалот")''' - раннемистическая литература в иудаизме
 +
 
 +
== Характеристика ==
-
== ЭЕЭ ==
 
 +
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (''ма‘асе брешит'') и первой главы книги пророка Иехезкеля (''ма‘асе меркава''), которая известна под названием ''сифрут һа-меркава'' ("литература колесницы"), или ''сифрут һа-һейхалот'' ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой ''сифрут һа-һейхалот'' являются видения мистиков (''йордей меркава''), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (''кавод''), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики ''сфирот''.
-
Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие и первой главы книги пророка Иехезкеля — ма‘асе брешит и ма‘асе меркава; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием сифрут ха-меркава (`литература колесницы`), или сифрут ха-хехалот (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут ха-хехалот являются видения мистиков (иордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики. Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в пардес — Хаг. 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01
 
-
</ref>
 
-
Мистический опыт иордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Ши‘ур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдушша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния).  
+
Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в ''Пардес'' — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref>.
 +
Мистический опыт ''йордей меркава'' описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (''һейхалот''), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва ''Кдуша'' и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). <ref>http://www.eleven.co.il/article/11899#01</ref>
 +
=== Трактат "Шиур кома" ===
-
== Ру-Вики ==
+
В трактате  ''"Шиур Кома"'' приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, ''парасанг'', равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. ''«Шиур кома»'' стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.
-
В раннемистической литературе Хейхалот («Небесных чертогов») описывается визионерское восхождение по небесным сферам в мир Меркавы и Престола, а в трактате V в. Шиур Кома приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога просто поражают, не умещаются в голове: основная единица измерения, «парасанг», равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. «Шиур кома» стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. В этом Боге нет ни нежности, ни любви, да и вообще никаких личностных качеств; Его [[святость]] бесконечно трансцендентна: «Святость, сила, устрашение, благоговение, ужас, отчаяние, смертный страх — таковы приметы облачения Творца, Адоная, Бога Израилева, восходящего в венце на престол Свой в Своей Славе. Одеяния Его запечатлены изнутри и снаружи, и повсюду на них начертано YHVH, YHVH. Ни одни очи не стерпят зрелища их — ни очи из плоти и крови, ни очи слуг Его». (The Penguin Book of Hebrew Verse (London, 1981), p.&nbsp;199). Но если человек не в силах представить себе, как выглядят облачения Господа (Гавайе), то как он может мечтать о видении Самого Бога?
+
== Сноски ==
 +
<references/>
-
Антропоморфный облик Творца, занимавший центральное место в Шиур Кома, ангела Метатрона, таящего в себе имя Божие, а также различные сияния, наблюдаемые в мистическом опыте, требовали теоретического обоснования. Ведь на данном этапе в еврейской мысли ещё не укоренилось понятие Божественной эманации, а вопрос о связи сокрытого Трансцендентного Бога и Его манифестации в проявленном мире ещё не был категориально осмыслен. Ещё не было четкой системы нисхождения Божественной эманации, которая в классической Каббале приобретет вид Древа Сфирот.
 
-
 
-
== Сноски ==
 
-
<references />
 
[[Категория:Каббала]]
[[Категория:Каббала]]

Текущая версия на 19:36, 31 января 2011

Литература Чертогов ("hейхалот") - раннемистическая литература в иудаизме


Характеристика

Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (ма‘асе брешит) и первой главы книги пророка Иехезкеля (ма‘асе меркава), которая известна под названием сифрут һа-меркава ("литература колесницы"), или сифрут һа-һейхалот ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут һа-һейхалот являются видения мистиков (йордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей Славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики сфирот.


Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в Пардес — Хагига, 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона [1].


Мистический опыт йордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие һейхалот», «Малые һейхалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (һейхалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдуша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). [2]

Трактат "Шиур кома"

В трактате "Шиур Кома" приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, парасанг, равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. «Шиур кома» стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.

Сноски

  1. http://www.eleven.co.il/article/11899#01
  2. http://www.eleven.co.il/article/11899#01
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация