Томашевский, Борис (актер)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 13: Строка 13:
|ДАТА СОЗДАНИЯ=10/09/2010
|ДАТА СОЗДАНИЯ=10/09/2010
}}
}}
-
ТОМАШЕ́ВСКИЙ Борис (Thomashevsky, Boris; Барух Аарон; 1866, деревня Оситняжка Киевской губернии, – 1939, Нью-Йорк), еврейский актер, режиссер, драматург, историк еврейского театра.
 
-
В семье почитались традиции еврейской синагогальной, а также оперной музыки. Отец обладал красивым голосом, был скрипачом-любителем. Уже в четырехлетнем возрасте Томашевский пел в синагогальном хоре местечка Каменка у своего деда Авраама Я‘акова Томашевского, хаззана из Тального. Двумя годами позже, переехав к родителям в Киев, Томашевский стал посещать оперу вместе со своим отцом. Дядя Томашевского, бродячий торговец, рассказал ему о труппе [[Гольдфаден, Авром|А. Гольдфадена]] и выучил с ним несколько песен из спектаклей. В одиннадцатилетнем возрасте Томашевский был принят в бердичевский синагогальный хор известного хаззана Нисона Бельзера, где пробыл два с половиной года.  
+
[[Файл:Tomashevsky.JPG|200px|thumb|left|Борис Томашевский. Фото с сайта [http://www.museumoffamilyhistory.com/jqp-wheatley.htm THE MUSEUM OF FAMILY HISTORY] ]]
 +
 
 +
'''Томашевский Борис''' (Thomashevsky, Boris; Барух Аарон; 1866, деревня Оситняжка Киевской губернии, – 1939, Нью-Йорк), еврейский актер, режиссер, драматург, историк еврейского театра.
 +
 
 +
== Детство и начало артистической деятельности ==
 +
В семье почитались традиции еврейской синагогальной, а также оперной музыки. Отец обладал красивым голосом, был скрипачом-любителем. Уже в четырехлетнем возрасте Томашевский пел в синагогальном хоре местечка Каменка у своего деда Авраама Я‘акова Томашевского, [[хазан]]а из Тального. Двумя годами позже, переехав к родителям в Киев, Томашевский стал посещать оперу вместе со своим отцом. Дядя Томашевского, бродячий торговец, рассказал ему о труппе [[Гольдфаден, Авром|А. Гольдфадена]] и выучил с ним несколько песен из спектаклей. В одиннадцатилетнем возрасте Томашевский был принят в бердичевский синагогальный хор известного [[хазан]]а Нисона Бельзера, где пробыл два с половиной года.  
В 1881 г. Томашевский с родителями уехал в США. Жил в [[Нью-Йорк]]е, где первое время пел в синагоге на Хенри-стрит и работал на папиросной фабрике. На фабрике он случайно увидел присланную из Лондона афишу спектакля «Колдунья» (по [[Гольдфаден, Авром|А. Гольдфадену]]) и загорелся желанием пригласить труппу в [[Нью-Йорк]]. Воспользовавшись расположением богатого прихожанина, парнаса синагоги на Хенри-стрит, Томашевский убедил его выслать в Лондон восемь билетов для актеров из этой труппы.  
В 1881 г. Томашевский с родителями уехал в США. Жил в [[Нью-Йорк]]е, где первое время пел в синагоге на Хенри-стрит и работал на папиросной фабрике. На фабрике он случайно увидел присланную из Лондона афишу спектакля «Колдунья» (по [[Гольдфаден, Авром|А. Гольдфадену]]) и загорелся желанием пригласить труппу в [[Нью-Йорк]]. Воспользовавшись расположением богатого прихожанина, парнаса синагоги на Хенри-стрит, Томашевский убедил его выслать в Лондон восемь билетов для актеров из этой труппы.  
Строка 21: Строка 25:
Вопреки сопротивлению Комитета помощи иммигрантам, который составляли богатые немецкие евреи, далекие от культурных запросов евреев-иммигрантов из Восточной Европы, первое представление этой труппы на идиш состоялось в июле 1882 г. в Нью-Йорке в Турн-холл на 4-й авеню. В спектакле «Колдунья» выступил и Томашевский в ролях Миреле и продавца «бабкелех». Комитет помощи иммигрантам все же добился своего: первое выступление любительского театра оказалось и последним. Томашевский к тому же был уволен из синагогального хора.  
Вопреки сопротивлению Комитета помощи иммигрантам, который составляли богатые немецкие евреи, далекие от культурных запросов евреев-иммигрантов из Восточной Европы, первое представление этой труппы на идиш состоялось в июле 1882 г. в Нью-Йорке в Турн-холл на 4-й авеню. В спектакле «Колдунья» выступил и Томашевский в ролях Миреле и продавца «бабкелех». Комитет помощи иммигрантам все же добился своего: первое выступление любительского театра оказалось и последним. Томашевский к тому же был уволен из синагогального хора.  
 +
== Работа в еврейском театре в США ==
В поисках заработка Томашевский играл в спектаклях в [[Нью-Йорк]]е и других городах США. К этому времени относятся и его первые драматургические опыты. В 1886 г. Томашевский создал труппу, выступал с ней в Чикаго и Балтиморе, где встретился с 16-летней Бесси Койфман (1873-?), ставшей вскоре его женой и соратником в деле создания еврейского театра.  
В поисках заработка Томашевский играл в спектаклях в [[Нью-Йорк]]е и других городах США. К этому времени относятся и его первые драматургические опыты. В 1886 г. Томашевский создал труппу, выступал с ней в Чикаго и Балтиморе, где встретился с 16-летней Бесси Койфман (1873-?), ставшей вскоре его женой и соратником в деле создания еврейского театра.  
 +
[[Файл:AfishaTomashevskogo.JPG|200px|thumb|left|Афиша 1 января 1900 года для спектакля "Зелёный миллионер" (фото Buyenlarge/Getty Images). Фото с сайта [http://www.gettyimages.com/detail/90006741/Hulton-Archive Getty images] ]]
В 1892 г. Томашевский поставил пьесу И. Латайнера «Александер, одер Дер кройнпринц фун Йерушолаим» («Александр, или Наследный принц Иерусалимский»), которая принесла ему успех, сопутствовавший «принцу еврейского театра», как Томашевского называли, в течение трех десятилетий. Он ставил драматические спектакли, мюзиклы, мелодрамы, комедии, написанные на идиш и в переводе с других языков (Л. Кобрина, Е. Чирикова, А. Шомера, А. Гольдфадена, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Э. Т. А. Гофмана, У. Шекспира).  
В 1892 г. Томашевский поставил пьесу И. Латайнера «Александер, одер Дер кройнпринц фун Йерушолаим» («Александр, или Наследный принц Иерусалимский»), которая принесла ему успех, сопутствовавший «принцу еврейского театра», как Томашевского называли, в течение трех десятилетий. Он ставил драматические спектакли, мюзиклы, мелодрамы, комедии, написанные на идиш и в переводе с других языков (Л. Кобрина, Е. Чирикова, А. Шомера, А. Гольдфадена, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Э. Т. А. Гофмана, У. Шекспира).  
 +
== Томашевский как драматург ==
Томашевский написал около 50 произведений для театра, воплотил большую их часть на сцене. Многоплановый актер, исполнявший с успехом драматические роли и сольные партии в спектаклях мировой классики и еврейских авторов, реформаторов еврейской сцены, Томашевский в то же время не чурался дешевых поделок и представлений, скроенных на скорую руку. Однако среди множества оперетт Томашевского к творческим удачам, несомненно, относятся построенные на логично связанном сюжете, искрящиеся народным юмором «Дос фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка», 1913), «Ди пойлише хасене» («Польская свадьба», 1914), «Дос цеброхене фиделе» («Разбитая скрипочка», 1916).  
Томашевский написал около 50 произведений для театра, воплотил большую их часть на сцене. Многоплановый актер, исполнявший с успехом драматические роли и сольные партии в спектаклях мировой классики и еврейских авторов, реформаторов еврейской сцены, Томашевский в то же время не чурался дешевых поделок и представлений, скроенных на скорую руку. Однако среди множества оперетт Томашевского к творческим удачам, несомненно, относятся построенные на логично связанном сюжете, искрящиеся народным юмором «Дос фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка», 1913), «Ди пойлише хасене» («Польская свадьба», 1914), «Дос цеброхене фиделе» («Разбитая скрипочка», 1916).  
Строка 31: Строка 38:
Предполагается, что Томашевский был и автором оперетты «Ди нешоме фун майн фолк» («Душа моего народа»; издательство М. Гольдфарба, Варшава, 1926). Малым тиражом были опубликованы пьесы «Ди юдише кройн» («Еврейская корона») и «Фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка»), обе — в Нью-Йорке в 1914 г.  
Предполагается, что Томашевский был и автором оперетты «Ди нешоме фун майн фолк» («Душа моего народа»; издательство М. Гольдфарба, Варшава, 1926). Малым тиражом были опубликованы пьесы «Ди юдише кройн» («Еврейская корона») и «Фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка»), обе — в Нью-Йорке в 1914 г.  
 +
== Теоретические и публицистические работы ==
Томашевский написал ряд работ по вопросам истории и теории еврейского театра. В 1908 г. вышла его книга «Томашевскис театершрифтн» («Театральные сочинения Томашевского», издательство «Лифшиц-пресс», Н.-Й.). В 1909 г. им был основан журнал «Ди идише бине» («Еврейская сцена») — «еженедельник, посвященный всем направлениям еврейской драмы и еврейской музыки». В просуществовавшем около полугода еженедельнике Томашевский опубликовал свои статьи, главы неоконченного романа «Цвей швестер, оригинелер роман фун дем идишн театер-лебн» («Две сестры, оригинальный роман из еврейской театральной жизни») и материалы о проблемах еврейского театра.  
Томашевский написал ряд работ по вопросам истории и теории еврейского театра. В 1908 г. вышла его книга «Томашевскис театершрифтн» («Театральные сочинения Томашевского», издательство «Лифшиц-пресс», Н.-Й.). В 1909 г. им был основан журнал «Ди идише бине» («Еврейская сцена») — «еженедельник, посвященный всем направлениям еврейской драмы и еврейской музыки». В просуществовавшем около полугода еженедельнике Томашевский опубликовал свои статьи, главы неоконченного романа «Цвей швестер, оригинелер роман фун дем идишн театер-лебн» («Две сестры, оригинальный роман из еврейской театральной жизни») и материалы о проблемах еврейского театра.  
С 1913 г. по 1936 г. Томашевский опубликовал сотни статей, театральных фельетонов, путевых заметок, биографических очерков, а главное — свои воспоминания из истории еврейского театра в США, большей частью в нью-йоркской «Форвертс», а также в «Вархайт», в сборнике «Ди гешихте фун хазанут» («История хаззанута», Н.-Й., 1924), в «Моргн-журнал» (Н.-Й., 1926; воспоминания о Я. Адлере), в «Калифорниер идише штиме», 1929 (о первых еврейских театральных представлениях в Америке), в «Паризер хайнт» (воспоминания об Адлере), в «Наер лоджер фолксблат» (1930; воспоминания о Р. Шильдкрауте (см. Шильдкраут, семья). Вторая из двух серий воспоминаний, печатавшихся в «Форвертс», вошла в книгу «Майн лебнсгешихте» («История моей жизни»), Н.-Й., 1937.  
С 1913 г. по 1936 г. Томашевский опубликовал сотни статей, театральных фельетонов, путевых заметок, биографических очерков, а главное — свои воспоминания из истории еврейского театра в США, большей частью в нью-йоркской «Форвертс», а также в «Вархайт», в сборнике «Ди гешихте фун хазанут» («История хаззанута», Н.-Й., 1924), в «Моргн-журнал» (Н.-Й., 1926; воспоминания о Я. Адлере), в «Калифорниер идише штиме», 1929 (о первых еврейских театральных представлениях в Америке), в «Паризер хайнт» (воспоминания об Адлере), в «Наер лоджер фолксблат» (1930; воспоминания о Р. Шильдкрауте (см. Шильдкраут, семья). Вторая из двух серий воспоминаний, печатавшихся в «Форвертс», вошла в книгу «Майн лебнсгешихте» («История моей жизни»), Н.-Й., 1937.  
 +
== Конец деятельности Томашевского ==
Общий кризис еврейского театра в 1920–30-х гг. сказался и на деятельности Томашевского. Созданный им театр на Бродвее, где ему удалось собрать лучших еврейских актеров, таких, как Р. Шилдкройт и Л. Зац (1895–?), привезти из Европы знаменитую «Вилнер трупе», просуществовал всего два месяца.  
Общий кризис еврейского театра в 1920–30-х гг. сказался и на деятельности Томашевского. Созданный им театр на Бродвее, где ему удалось собрать лучших еврейских актеров, таких, как Р. Шилдкройт и Л. Зац (1895–?), привезти из Европы знаменитую «Вилнер трупе», просуществовал всего два месяца.  
Предпринятые попытки ставить еврейские пьесы на английском языке успеха не имели. Томашевский вместе со своей второй женой Региной Цукерберг стал выступать в кабаре на Ист-Сайд. На похоронах Томашевского присутствовало более пятидесяти тысяч человек.  
Предпринятые попытки ставить еврейские пьесы на английском языке успеха не имели. Томашевский вместе со своей второй женой Региной Цукерберг стал выступать в кабаре на Ист-Сайд. На похоронах Томашевского присутствовало более пятидесяти тысяч человек.  
 +
== Потомки Боиса Томашевского в мире искусства ==
Гарри Томашевский (1895–?), сын Томашевского, еврейский актер.  
Гарри Томашевский (1895–?), сын Томашевского, еврейский актер.  
Теодор Томашевский, сын Томашевского, сценарист Голливуда.
Теодор Томашевский, сын Томашевского, сценарист Голливуда.
-
 
-
Источник
 
-
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14128&query=%D2%CE%CC%C0%D8%C5%C2%D1%CA%C8%C9 Электронная еврейская энциклопедия на основании КЕЭ, том 8, кол. 993–994]
 
== Источники ==
== Источники ==
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14128&query=%D2%CE%CC%C0%D8%C5%C2%D1%CA%C8%C9 Электронная еврейская энциклопедия по материалам КЕЭ, том 8, кол. 993–994]
* [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=14128&query=%D2%CE%CC%C0%D8%C5%C2%D1%CA%C8%C9 Электронная еврейская энциклопедия по материалам КЕЭ, том 8, кол. 993–994]
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
 +
* [http://yiddishmusic.jewniverse.info/thomashevskyboris/index.html Boris Thomashevsky (записи песен из спектаклей)]
 +
* [http://www.awordinyoureye.com/Thomashefsky%20page.html THE BORIS THOMASHEFSY(*) JOKES]
 +
* [http://www.jewish-music.huji.ac.il/thesaurus8897.html?cat=9&in=9&id=747&act=view Thesaurus of Jewish Music (The Hebrew University of Jerusalem)]

Версия 20:14, 30 января 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Л.Гроервейдл
Дата создания: 10/09/2010


Борис Томашевский. Фото с сайта THE MUSEUM OF FAMILY HISTORY

Томашевский Борис (Thomashevsky, Boris; Барух Аарон; 1866, деревня Оситняжка Киевской губернии, – 1939, Нью-Йорк), еврейский актер, режиссер, драматург, историк еврейского театра.

Содержание

Детство и начало артистической деятельности

В семье почитались традиции еврейской синагогальной, а также оперной музыки. Отец обладал красивым голосом, был скрипачом-любителем. Уже в четырехлетнем возрасте Томашевский пел в синагогальном хоре местечка Каменка у своего деда Авраама Я‘акова Томашевского, хазана из Тального. Двумя годами позже, переехав к родителям в Киев, Томашевский стал посещать оперу вместе со своим отцом. Дядя Томашевского, бродячий торговец, рассказал ему о труппе А. Гольдфадена и выучил с ним несколько песен из спектаклей. В одиннадцатилетнем возрасте Томашевский был принят в бердичевский синагогальный хор известного хазана Нисона Бельзера, где пробыл два с половиной года.

В 1881 г. Томашевский с родителями уехал в США. Жил в Нью-Йорке, где первое время пел в синагоге на Хенри-стрит и работал на папиросной фабрике. На фабрике он случайно увидел присланную из Лондона афишу спектакля «Колдунья» (по А. Гольдфадену) и загорелся желанием пригласить труппу в Нью-Йорк. Воспользовавшись расположением богатого прихожанина, парнаса синагоги на Хенри-стрит, Томашевский убедил его выслать в Лондон восемь билетов для актеров из этой труппы.

Вопреки сопротивлению Комитета помощи иммигрантам, который составляли богатые немецкие евреи, далекие от культурных запросов евреев-иммигрантов из Восточной Европы, первое представление этой труппы на идиш состоялось в июле 1882 г. в Нью-Йорке в Турн-холл на 4-й авеню. В спектакле «Колдунья» выступил и Томашевский в ролях Миреле и продавца «бабкелех». Комитет помощи иммигрантам все же добился своего: первое выступление любительского театра оказалось и последним. Томашевский к тому же был уволен из синагогального хора.

Работа в еврейском театре в США

В поисках заработка Томашевский играл в спектаклях в Нью-Йорке и других городах США. К этому времени относятся и его первые драматургические опыты. В 1886 г. Томашевский создал труппу, выступал с ней в Чикаго и Балтиморе, где встретился с 16-летней Бесси Койфман (1873-?), ставшей вскоре его женой и соратником в деле создания еврейского театра.

Афиша 1 января 1900 года для спектакля "Зелёный миллионер" (фото Buyenlarge/Getty Images). Фото с сайта Getty images

В 1892 г. Томашевский поставил пьесу И. Латайнера «Александер, одер Дер кройнпринц фун Йерушолаим» («Александр, или Наследный принц Иерусалимский»), которая принесла ему успех, сопутствовавший «принцу еврейского театра», как Томашевского называли, в течение трех десятилетий. Он ставил драматические спектакли, мюзиклы, мелодрамы, комедии, написанные на идиш и в переводе с других языков (Л. Кобрина, Е. Чирикова, А. Шомера, А. Гольдфадена, И. В. Гёте, Ф. Шиллера, Э. Т. А. Гофмана, У. Шекспира).

Томашевский как драматург

Томашевский написал около 50 произведений для театра, воплотил большую их часть на сцене. Многоплановый актер, исполнявший с успехом драматические роли и сольные партии в спектаклях мировой классики и еврейских авторов, реформаторов еврейской сцены, Томашевский в то же время не чурался дешевых поделок и представлений, скроенных на скорую руку. Однако среди множества оперетт Томашевского к творческим удачам, несомненно, относятся построенные на логично связанном сюжете, искрящиеся народным юмором «Дос фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка», 1913), «Ди пойлише хасене» («Польская свадьба», 1914), «Дос цеброхене фиделе» («Разбитая скрипочка», 1916).

В своей драме «Дер голденер фодем» («Золотая нить», 1922) Томашевский сыграл обе главные роли: А. Гольдфадена и Б. Томашевского. Из произведений для театра были напечатаны «Ди идише нешоме» («Еврейская душа»; музыкальная драма Я. Тера /1861–1935/ в обработке Томашевского; издательство «Мелодия», Варшава, 1909), «Дос пинтеле ид» («Еврейская искорка», Варшава, 1911), «Дос цеброхене фиделе» (музыка И. Румшинского; Н.-Й., 1917), «Ди пойлише хасене» (сцены из народной жизни в 3 актах с прологом и эпилогом, издательство Гольдфарба, Варшава, 1928).

Предполагается, что Томашевский был и автором оперетты «Ди нешоме фун майн фолк» («Душа моего народа»; издательство М. Гольдфарба, Варшава, 1926). Малым тиражом были опубликованы пьесы «Ди юдише кройн» («Еврейская корона») и «Фарблондзете шефеле» («Заблудшая овечка»), обе — в Нью-Йорке в 1914 г.

Теоретические и публицистические работы

Томашевский написал ряд работ по вопросам истории и теории еврейского театра. В 1908 г. вышла его книга «Томашевскис театершрифтн» («Театральные сочинения Томашевского», издательство «Лифшиц-пресс», Н.-Й.). В 1909 г. им был основан журнал «Ди идише бине» («Еврейская сцена») — «еженедельник, посвященный всем направлениям еврейской драмы и еврейской музыки». В просуществовавшем около полугода еженедельнике Томашевский опубликовал свои статьи, главы неоконченного романа «Цвей швестер, оригинелер роман фун дем идишн театер-лебн» («Две сестры, оригинальный роман из еврейской театральной жизни») и материалы о проблемах еврейского театра.

С 1913 г. по 1936 г. Томашевский опубликовал сотни статей, театральных фельетонов, путевых заметок, биографических очерков, а главное — свои воспоминания из истории еврейского театра в США, большей частью в нью-йоркской «Форвертс», а также в «Вархайт», в сборнике «Ди гешихте фун хазанут» («История хаззанута», Н.-Й., 1924), в «Моргн-журнал» (Н.-Й., 1926; воспоминания о Я. Адлере), в «Калифорниер идише штиме», 1929 (о первых еврейских театральных представлениях в Америке), в «Паризер хайнт» (воспоминания об Адлере), в «Наер лоджер фолксблат» (1930; воспоминания о Р. Шильдкрауте (см. Шильдкраут, семья). Вторая из двух серий воспоминаний, печатавшихся в «Форвертс», вошла в книгу «Майн лебнсгешихте» («История моей жизни»), Н.-Й., 1937.

Конец деятельности Томашевского

Общий кризис еврейского театра в 1920–30-х гг. сказался и на деятельности Томашевского. Созданный им театр на Бродвее, где ему удалось собрать лучших еврейских актеров, таких, как Р. Шилдкройт и Л. Зац (1895–?), привезти из Европы знаменитую «Вилнер трупе», просуществовал всего два месяца.

Предпринятые попытки ставить еврейские пьесы на английском языке успеха не имели. Томашевский вместе со своей второй женой Региной Цукерберг стал выступать в кабаре на Ист-Сайд. На похоронах Томашевского присутствовало более пятидесяти тысяч человек.

Потомки Боиса Томашевского в мире искусства

Гарри Томашевский (1895–?), сын Томашевского, еврейский актер.

Теодор Томашевский, сын Томашевского, сценарист Голливуда.

Источники

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация